Древнерусская литература

История «для бедных»: русские древности на российском телевидении, в кинематографе и в просветительской литературе
«Развенчание» героя Не один Ярослав Мудрый пал жертвой разоблачителей. Атакован и Александр Невский. Не на телевидении - на страницах учебного пособия и многочисленных статей в популярных журналах. Их автор – историк Игорь Данилевский, один из сторонников версии о Ярославе – убийце Бориса, оклеветавшем Святополка «Невинного». >>
Проблема единства текста «Повести временных лет» в современной науке
Так называемый сравнительно-текстологический метод, использованный А.А. Шахматовым при изучении истории текста «Повести временных лет» (далее – ПВЛ) и реконструкции ее редакций и гипотетических сводов, ей предшествовавших, в исследовательской литературе неоднократно противопоставлялся пониманию ПВЛ как относительно цельного летописного текста, как единого памятника (И.П. Еремин, А.А. Шайкин и многие другие). В работах последних лет обращается всё большее внимание именно на структурное единство ПВЛ (исследования А.А Гиппиуса, В.Я. Петрухина, А. Тимберлейка и других; писал об этом и я). Может быть, наиболее радикальными примерами в развитии подхода к ПВЛ как к цельному произведению являются статьи С.Я. Сендеровича. >>
Древнерусская словесность и вопрос об ожидании Конца света в XI веке
Мнение о присутствии в памятниках древнерусской словесности XI — начала XII в. отчетливо выраженных эсхатологических представлений неоднократно высказывалось разными исследователями. Эсхатологические представления находили, обыкновенно, прежде всего в тексте «Повести временных лет» (далее — ПВЛ). >>
Традиционное и новое в «Записке о жизни Ивана Неронова»
Так называемая «Записка о жизни Ивана Неронова» - памятник древнерусской книжности второй половины XVII в. Ее предполагаемый составитель – игумен московского Златоустовского монастыря Феоктист, создавший этот текст на основе устных рассказов Ивана Неронова. >>
Некоторые наблюдение над функциями реминисценций из Священного Писания в памятниках борисоглебского цикла
Роль библейских реминисценций в памятниках Борсоглебского, прежде всего в Сказании об убиении Бориса и Глеба и в Чтении о Борисе и Глебе Нестора, цикла очень существенна. Братья представлены в памятниках Борисоглебского цикла как благословенные дети Владимира Крестителя, и вместе с отцом они образуют в Борисоглебских памятниках и в традиции почитании триаду. Текст Сказания обнаруживает соответствия с евангельским повествованием о распятии Христа. >>
Об одном мотиве в житии Александра Невского

Текст так называемой Первоначальной редакции Жития святого благоверного князя Александра Невского содержит фрагмент, в котором рассказывается о намерении короля католического Севера (Швеции) пленить землю Александрову и о восприятии известия об этом намерении русским правителем: «Се же слышавъ король части Римьскыя от Полунощныя страны таковое мужество князя Александра и помысли в собе: “Поиду и пленю землю Александрову”. И събра силу велику, и наполни корабля многы полковъ своих, подвижеся в силе тяжце, пыхая духомъ ратным. И прииде в Неву, шатаяся безумиемь, и посла слы своя, загордевся, в Новъгородъ къ князю Александру, глаголя: “Аще можеши противитися мне, то се есмь уже зде, пленяя землю твою”.Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».


>>
Кто? Где? Когда? «Слово о полку Игореве»: Автор. Место. Время
Форма вопросов, поставленных в заглавии этой статьи, напоминает название и задания известной телевизионной интеллектуальной игры: «Что? Где? Когда?» Но, как известно, всякое сравнение хромает, это – на обе ноги. Если игрок, правильно ответивший на заданный вопрос, побеждает и может получить весьма ценное вознаграждение, то ученый или просто пытливый читатель «Слова…», ставя сам себе эти каверзные вопросы, рискует никогда не дать на них верного ответа. Просто потому, что такого ответа не существует. >>
«Сие я написал вам, верующим…»
О Геннадиевской Библии В 1499 году было завершено создание первого библейского свода Древней Руси, получившего название Геннадиевская Библия. Сейчас нам едва ли возможно в достойной мере оценить всю глубину и «стратегию» этого многолетнего труда, явившегося исключительной вехой в истории духовной и культурной жизни всего православного славянского мира. Знаменательно, что начатое святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием дело по переводу священных книг на славянский язык было продолжено на священной Русской Земле – хранительнице православных традиций Афона и Византии. >>
Тройные повторы в житии преподобного Сергия Радонежского
Житие Сергия Радонежского (1314 или ок. 1322 — 1392), одного из наиболее почитаемых русских святых, было составлено монахом основанного Сергием Троицкого монастыря Епифанием Премудрым, по-видимому, в 1417—1418 гг. Стилю Жития Сергия Радонежского свойственны те же приемы «плетения словес», что и стилю Жития Стефана Пермского. Однако в отличие от Жития Стефана, имеющего преимущественно панегирический характер, в Житии Сергия доминирует повествовательное начало. >>
Хроника Георгия Амартола и “Повесть временных лет”: Константин равноапостольный и князь Владимир Святославич
Особенность средневекового историософского сознания — выделение в потоке истории ряда событий, которые воспринимаются как прообразы, архетипы последующих деяний. Символическое значение этих событий проявляется в том, что позднейшие свершения, поступки и происшествия представляются их повторением, отблеском или эхом. >>

11 - 20 из 95
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру