Литература XX века

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора .

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать: «прости» - родному дому.

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо ...

Как бьется сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой.

>>
Ахматова о Вагинове и у Вагинова
В статье в основном на основе материалов П.Н.Лукницкого подробно анализируется история возможных личных контактов известной поэтессы с начинающим поэтом. Рассматриваются причины неприятия Ахматовой поэзии Вагинова, отразившиеся, в частности, в сохранившемся печатном экземпляре «Стихотворений» Вагинова 1926 года с ее пометами. Высказывается гипотеза о том, что в свою очередь Вагинов вывел Ахматову в одном из эпизодических персонажей его «романа с ключом» «Козлиная песнь» (1927). Наконец, показано сходство между двумя поэтами в решении ими петербургской темы. >>
Поэты-иронисты (И.Иртеньев, Ю.Арабов)
Из истории русской поэзии конца ХХ века

Истоки творчества многих современных поэтов-иронистов сопряжены с деятельностью в московском клубе «Поэзия», встречи участников которого проходили в середине 1980-х гг. в полуподпольных условиях окраинной жилконторы. Из этого клуба вырастали самостоятельные поэтические кружки и группы: «Задушевная беседа», «Эпсилон-салон», «Третье объединение». В последнем из названных кружков ключевое место занимали поэты-иронисты: Ю.Арабов, И.Иртеньев, А.Еременко, Н.Искренко и др. Многие из иронистов были связаны с поэтической студией К.Ковальджи, существовавшей в середине и второй половине 80-х гг. на базе журнала «Юность».

>>
От бабочки к мухе: два стихотворения Иосифа Бродского как вехи поэтической эволюции
В 1972 году — в тот год, когда он покинул отечество, — Иосиф Бродский написал стихотворение «Бабочка», исполненное изумления перед зачаровывающей красотой. >>
Пути создания образа поэта в эссе З.Гиппиус «Мой лунный друг»
В обширном корпусе обращенных к личности и творчеству А.Блока художественных, мемуарных, биографических произведений эссе З.Гиппиус «Мой лунный друг» (1922) занимает видное место. За единичными воспоминаниями о Блоке, перипетиями литературной жизни рубежа веков здесь проступают облеченные в изящную художественную форму интуиции о тайне творческой личности, о коллизиях душевного и общественного бытия поэта порубежной эпохи. >>
Византия и «Третий Рим» в поэзии Осипа Мандельштама
К интерпретации стихотворений «Айя-София» и «На розвальнях, уложенных соломой...» «На розвальнях…»было включено Мандельштамом во «Вторую книгу», вышедшую год спустя после сборника «Tristia». Лейтмотивом этой книги «становится повторяющийся образ заключительного этапа политической, национальной, религиозной и культурной истории <...>» (Ронен О. Осип Мандельштам // Литературное обозрение. 1991. № 1. С. 15). В отличие от других стихотворений книги, посвящённых отдельным эпохам, в «На розвальнях…» соединены сразу три переломные эпохи — Смута, Петровское время и современность, ощущаемая, несомненно, как канун грандиозных перемен. Три Рима, три свечи, три встречи обозначают, кроме многого прочего, эти три «перелома» в исторической судьбе России. >>
Город и мир в песенной поэзии В. Цоя
В художественном мире рок-поэзии как составляющей «культуры большого города, мегаполиса» урбанистическое начало оказывало значительное влияние на формирование общей поэтической картины мира, на характер лиризма и пути постижения личности и ее места в социуме. Творчество ряда рок-поэтов (Б.Гребенщиков, Ю.Шевчук, А.Башлачев) уже изучалось в указанном направлении, и в частности в аспекте «петербургского текста». >>
И.Бунин о Л.Толстом-художнике
В творческом сознании И. Бунина происходило постепенное формирование целостного восприятия личности Л.Толстого – от частных дневниковых записей разных лет к роману «Жизнь Арсеньева», где выражается восхищение перед силой как толстовского чувствования прелести земного естества, так и в не меньшей степени его пронзительных интуиций о тайне смерти. Итоговым на этом пути явилось художественно-философское эссе «Освобождение Толстого» (1937). >>
«Куст» Цветаевой и христианская символика
В цветаевском «Кусте» вдохновение представлено как начало стихийное, природное. Однако «сокровенный» язык для выражения своих чувств и мыслей Цветаева находит именно в христианской традиции, а высший смысл бытия вынесен ею за пределы земного существования, в посмертие. Сокровенность, утаивание этого глубинного подтекста, очевидно, объясняются невыговариваемостью самого главного посредством земного, слишком земного языка. >>
«Словом, просто – красота…»: сферы эстетического и их интерпретация в поэме А.Твардовского «Василий Теркин»
Основополагающий для знаменитой поэмы А.Твардовского военный материал предопределяет трагедийную доминанту художественного мировидения и, казалось бы, трудно совместим со сферой эстетического. Однако в исследованиях не раз обращалось внимание на присутствие в поэтической картине мира авторской рефлексии о прекрасном и путях его воплощения в эмпирической действительности; на то, что сам «Василий Теркин заявлен как носитель эстетического идеала». >>

31 - 40 из 200
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру