Литература XX века

Пути создания образа поэта в эссе З.Гиппиус «Мой лунный друг»
В обширном корпусе обращенных к личности и творчеству А.Блока художественных, мемуарных, биографических произведений эссе З.Гиппиус «Мой лунный друг» (1922) занимает видное место. За единичными воспоминаниями о Блоке, перипетиями литературной жизни рубежа веков здесь проступают облеченные в изящную художественную форму интуиции о тайне творческой личности, о коллизиях душевного и общественного бытия поэта порубежной эпохи. >>
Образ Венеции в русском серебряном веке

В настоящей работе мы не ставим перед собой задачи описания русской венецианы и исследования культурно-психологических особенностей образа Венеции в русской литературе – это уже было сделано до нас. Наша цель – более или менее подробно проанализировать несколько венецианских стихотворений поэтов начала 20 в, по возможности встраивая их венецианский текст в литературную традицию и в контекст мифов, окружающих город и создающих его особый дух, существующих в культуре порой независимо от реальной Венеции.

>>
Религиозное чувство как предмет художественного исследования в повести.Горького «Исповедь»
Религиозные интуиции выступали важнейшей составляющей в мировоззренческих и эстетических исканиях М.Горького – особенно в творчестве дореволюционного времени. Повесть «Исповедь» (1908) тесно соотносится с его «богостроительскими» увлечениями каприйского периода, ознаменованными стремлением найти пути взаимодействия христианства и марксизма (А.В.Луначарский, В.А.Базаров и др.), обосновать, в духе «неохристианских» идей Серебряного века, особую религию «человекобожества». >>
Повседневность как предмет духовно-нравственного осмысления в «московских» повестях Ю.Трифонова
Цикл «московских» повестей Юрия Трифонова 1960 – 70-х гг. («Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь») явил оригинальное художественное осмысление сферы повседневного бытия «срединного» советского человека. Привычная обыденность, раскрывающаяся через рефлексию персонажей, в их порой безотчетных психофизических состояниях, таит теснейшее сопряжение бытового и бытийного измерений и выступает у Трифонова предметом духовно-нравственного исследования. >>
Миф как текст и миф как код
Рецепция архаического мифа в Новое время (сюжет о возвращении Одиссея в поэзии Иосифа Бродского) Бродский одновременно как бы пытается оказаться «внутри» мифологической традиции и решается на весьма деятельное, характерное для модернистской поэтики отношение к конкретным мифам. Рецепция и интерпретация мифа у Бродского значительно глубже его использования как аллюзии и аллегории, обычного в культуре Нового времени. >>
Духовное и телесное в стихотворении М. Цветаевой «Настанет день – печальный, говорят!»
Семантический конфликт в цветаевских текстах, как правило, происходит между планом выражения и планом содержания. Так, в стихотворении «Эвридика – Орфею» «бессмертье», или по-смертье обозначено метафорой, ассоциирующейся с умиранием: «С бессмертья змеиным укусом / Кончается женская страсть». Но при всей парадоксальности жизни мертвых в их «призрачном доме» это посмертное существование представлено здесь как несомненная данность, ценностно превосходящее земное бытие. В стихотворении «Настанет день – печальный, говорят!» такой однозначности нет, и конфликтом смыслов охвачен план содержания. >>
Достоевский в Германии XX века. Часть первая
В первых десятилетиях 20-го века был Достоевский в Германии одним из наиболее читаемых авторов. Еще до начала XX века все важнейшие романы были переведены на немецкий, и в 1906 предпринято издание полного собрания сочинений (Piper Verlag в Мюнхене под редакцией Мёллера Ван ден Брука при участии Д.С. Мережковского). Достоевский сразу сделался в глазах немцев, с одной стороны, ярчайшим проявлением новооткрытой русской культуры, с другой – выразителем кризиса современного европейского сознания. >>
Отражение мотивов Ф.М. Достоевского в творчестве Й. Рота
Йозеф Рот (Roth, Joseph, 1894 – 1939) – один из известнейших австрийских писателей ХХ века. После окончания средней школы во Львове Рот изучал немецкую историю и литературу в Венском университете (1914–16). В 1916 г. поступил добровольцем в австрийскую армию. После демобилизации в 1918 г. приобрел широкую известность как журналист, иностранный корреспондент ведущих газет Вены и Берлина, позднее — как профессиональный писатель. От первоначальных идеалов социализма, Рот эволюционирует в сторону консерватизма христианско-гуманистического толка. Основным темами творчества Рота становятся кризис идеологии европейского либерализма, распад Австро-Венгерской империи, судьбы "потерянного поколения" участников мировой войны, восточноевропейского еврейства, немецкой и русской эмиграции. >>
Емельян Пугачев: два опыта творческой интерпретации (М.Цветаева, С.Есенин)
Художественные миры М.Цветаевой и С.Есенина, сопричастны сфере неоромантического сознания, весьма влиятельного в искусстве рубежа ХIХ – ХХ вв. и обнаруживающего себя на уровне образной системы, языка, общих закономерностей эстетического мышления. Одно из проявлений романтического мировидения заключено в мифопоэтическом пересоздании истории и ее соотнесении как с современностью, так и с индивидуальными исканиями творческого духа. >>
Образы поэтов в стихотворениях Б.Ахмадулиной
Лирика Б.Ахмадулиной в значительной степени основана на активном диалоге с поэтической традицией, свойственное же ее сознанию самоощущение в стихии поэзии принципиально не ограничивается пространственными, временными рамками, не замыкается в пределах отдельных исторических эпох и индивидуальных художественных миров, но выводит к постижению универсальных законов творчества. >>

11 - 20 из 200
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру