Литература

И.А. Гончаров в Московском университете
В 1831 году Гончаров поступает в Московский университет. В то время университет был очагом свободомыслия. А. И. Герцен, учившийся здесь с 1829 по 1833 год, писал в «Былом и думах», что «университет больше и больше становился средоточием русского образования. >>
Кто? Где? Когда? «Слово о полку Игореве»: Автор. Место. Время
Форма вопросов, поставленных в заглавии этой статьи, напоминает название и задания известной телевизионной интеллектуальной игры: «Что? Где? Когда?» Но, как известно, всякое сравнение хромает, это – на обе ноги. Если игрок, правильно ответивший на заданный вопрос, побеждает и может получить весьма ценное вознаграждение, то ученый или просто пытливый читатель «Слова…», ставя сам себе эти каверзные вопросы, рискует никогда не дать на них верного ответа. Просто потому, что такого ответа не существует. >>
Гоголь как мыслитель

Сегодня имя Гоголя нередко можно встретить в исследованиях по русской философии и даже истории русской Церкви. Выходят коллективные монографии и сборники статей, посвященные философским аспектам мировоззрения и творчества Гоголя. Вместе с тем во многом остается справедливым замечание протопресвитера профессора В. В. Зеньковского, что время «для исторически справедливой оценки Гоголя как мыслителя еще не настало».

>>
Из разборов лирики Фета: «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

>>
«Сие я написал вам, верующим…»
О Геннадиевской Библии В 1499 году было завершено создание первого библейского свода Древней Руси, получившего название Геннадиевская Библия. Сейчас нам едва ли возможно в достойной мере оценить всю глубину и «стратегию» этого многолетнего труда, явившегося исключительной вехой в истории духовной и культурной жизни всего православного славянского мира. Знаменательно, что начатое святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием дело по переводу священных книг на славянский язык было продолжено на священной Русской Земле – хранительнице православных традиций Афона и Византии. >>
Тройные повторы в житии преподобного Сергия Радонежского
Житие Сергия Радонежского (1314 или ок. 1322 — 1392), одного из наиболее почитаемых русских святых, было составлено монахом основанного Сергием Троицкого монастыря Епифанием Премудрым, по-видимому, в 1417—1418 гг. Стилю Жития Сергия Радонежского свойственны те же приемы «плетения словес», что и стилю Жития Стефана Пермского. Однако в отличие от Жития Стефана, имеющего преимущественно панегирический характер, в Житии Сергия доминирует повествовательное начало. >>
Хроника Георгия Амартола и “Повесть временных лет”: Константин равноапостольный и князь Владимир Святославич
Особенность средневекового историософского сознания — выделение в потоке истории ряда событий, которые воспринимаются как прообразы, архетипы последующих деяний. Символическое значение этих событий проявляется в том, что позднейшие свершения, поступки и происшествия представляются их повторением, отблеском или эхом. >>
Ф.И. Тютчев и немецкий романтизм
Тютчев, как поэт, многое воспринял от немецкой культуры. Получив образование в Московском университете, в кругах, из которых вышли будущие любомудры и славянофилы – В.Ф. Одоевский, А. Кошелев, С. Шевырев, А. Хомяков, оба эти движения, связанные естественной духовной преемственностью, были во многом вдохновлены немецкой классической философией. То, что Тютчев во второй половине своей жизни, вернувшись в Россию, оказался близок, как мыслитель и идеолог, именно к славянофилам, представляется глубоко закономерным и как бы соединяет воедино два основных вектора его духовного развития, а шире – в его лице – русскую и немецкую культуру и философскую мысль. >>
Функции и роль деловой письменности в текстах древнерусской литературы (на примере воинских повестей)
Особым жанром русской повествовательной прозы являлись воинские повести, отображавшие события реальной истории Руси сквозь призму художественного переосмысления. Такие сочинения, в силу своих жанрово-текстологических особенностей, социально-культурной направленности, допускали внедрение в структуру книжной традиции словесного полотна произведения ряд композиционных элементов другой, а именно — деловой традиции. >>
Огненный столп в древнерусской агиографии: ветхозаветные и новозаветные истоки
Чудесное явление огненного столпа описано в ряде древнерусских агиографических памятников. Огненный столп видят над брошенным или погребенным в «пусте месте» телом убитого Глеба проходящие мимо охотники, купцы, пастухи (Сказание о Борисе и Глебе). Огненный столп восходит к небу, знаменуя смерть Феодосия Печерского (Житие Феодосия Печерского). Огонь является над храмом, в котором отпевают тело невинно убиенного князя Игоря Ольговича (сказание о нем в Прологе и в Степенной книге). В житиях мучеников князя Михаила Черниговского и боярина Феодора говорится об огненном столпе над их телами, оставленными в пустынном месте татарами. Два огненных облака видят над брошенным убийцами телом князя-страстотерпца Михаила Тверского (Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском). Семантическое наполнение этого образа раскрыто недостаточно. >>

131 - 140 из 684
Начало | Пред. | 12 13 14 15 16 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру