Учебники

Ситуация со школьными учебниками по-прежнему запутана

Предлагаем вашему вниманию статью из газеты «Комсомольская правда» за 10 февраля 2005 года, автор которой - Светлана Данилова - пытается разобраться, почему школьные учебники так далеки от жизни.

Какими учебниками пользоваться - решаем не мы. «Будете читать те пособия, которые я считаю правильными!» - сурово говорят чиновники. А почему они считают, что эти книги - именно то, что нужно нашим детям? И кто считает? Когда я попыталась найти тех, кто государственным голосом дает эти самые команды, выяснилось: система запутана настолько, что ответственных найти не так просто. Все, кто участвует в цепочке «автор - ... - школа», считают себя структурами подневольными.

1. Издательство

- Нет, мы, конечно, зависим от рынка. Мы же печатаем те учебники, что покупают, - объяснила главный редактор издательства «Просвещение» Маргарита ЛЕОНТЬЕВА. - А покупают то, что, во-первых, рекомендовано Министерством образования, а во-вторых, написано маститыми авторами. Попробуй такого профессора или академика заставить текст попонятнее переписать!

- Может, лучше новых авторов звать?

- Согласна. У нас даже был общенациональный конкурс авторов и издательств! И мы нашли новые имена. Вот только работать с ними дороже. Чтобы раскрутить новый учебник и его автора, придется организовывать специальные семинары для учителей в разных регионах. И еще непонятно, будет ли отдача. Сами знаете, учителя - народ консервативный. Большинству удобнее идти по проторенной дороге, чем тратить силы и время на освоение новой книги.

Но почему Минобразования поддерживает скучные, запутанные учебники?

2. Федеральный экспертный совет

Здесь решается судьба каждой книжки, которая должна лечь на стол ученику. Специалисты должны оценить ее содержание и оформление. Если Совет учебник поддержал, на него ставят гриф «Рекомендовано» или «Допущено». Он значит, что государство гарантирует: книга правильная, по ней можно учить детей. И тогда учебник включают в Федеральный перечень учебной литературы. А по нему заказывают книги школы.

- Ну, нет проблем! - убеждала меня руководитель Департамента экспертизы Федерального экспертного совета Надежда ГАБРУСЕВА. - Вон сколько красивых, ярких книжек появилось, и картинок в них стало больше. А родители? Ну какие из них советчики? Они ведь даже не знают, что такое учебный курс. Они путают географию с историей!

3. Эксперты

В экспертном совете есть спецы по каждому предмету - математике, физике, истории. Они и должны придирчиво выяснять, пригодится ли такой учебник школьнику. Но...

- Фамилии экспертов засекречены, а значит, личной ответственности за плохой учебник никто из них не несет, - рассказала член Экспертного совета Елена (по ее просьбе я не называю фамилию). - Поэтому и смотрят они на все сквозь пальцы. Один учебник чиновник из министерства просил провести, второй написал известный академик - его тоже нельзя обидеть. «Нам-то что, жалко?» - рассуждают эксперты. А если что, отдуваться будет автор, его же фамилия на обложке!

Специалистов, которых приглашают в эксперты не так-то много. Все они - и проверяющие, и авторы - хорошо друг друга знают. Зачастую работают в одном институте или даже на одной кафедре.

«Эксперты оценивают соответствие книги возрастным особенностям, доступность, научность, а новые критерии оставляют без внимания. Или критерии имеют слишком общие формулировки, например, «соответствие учебного издания государственной политике в области образования и общей направленности концепции модернизации российского образования». Поэтому качественно новые учебники часто недооценивают, так как их оригинальность многим консервативно настроенным экспертам кажется не достоинством, а недостатком».

Из заключения Национального фонда подготовки кадров.

Вот и попробуй пробиться в этот круг со здравым родительским смыслом...

Четыре самые популярные отговорки авторов.

1. А мы что? У нас такие программы!

Но программы - это свод понятий, которые должен знать ученик. Как их объяснять - на совести авторов.

2. Объяснять все «на пальцах» - это американская система. У нас страна всегда славилась мощным, фундаментальным образованием. Мы не будем упрощать!

Но почему-то российские школьники сегодня на 37-м месте в мире по уровню образования. Специалисты, которые проводили исследование, соглашаются: да, у наших ребят есть теоретические знания. Вот только они совершенно не знают, как их использовать в жизни.

3. Учебники пишут великие люди!

Но книги, написанные прославленными еще в СССР академиками и профессорами, уже не соответствуют нашему времени. И дело тут не в том, что старое - плохо. Сейчас другие требования к подготовке специалистов. А мы гордимся: у нас учебники переиздаются по 30 лет!

4. Мы владеем методикой, а родители - нет!

Только в прошлом году Минобрнауки стало проводить анкетирование учителей, учеников и родителей по поводу новых учебников.

- Пока и эта затея бессмысленна! - уверен ведущий научный сотрудник Российской академии образования Андрей Курбатов. - При желании можно купить любые отзывы и рецензии. Потому как на карту поставлено очень многое. Заказ на выпуск учебника - это гарантированные, причем не малые, деньги.

Цитаты

«Немало девушек «страдают» из-за чрезмерного оволосения ног. Существует немало эффективных способов борьбы с этим косметическим недостатком... Так, по совету «многоопытных» подруг некоторые девочки сбривают волосы электробритвой либо, что еще хуже, бритвенным станком. Спустя какое-то время они С УЖАСОМ замечают, что волосы на ногах начинают быстро расти, становятся толстыми и жесткими. Такова цена беспечности, дилетантского отношения к собственному здоровью и красоте».

«Косметологи для улучшения внешнего вида ног советуют протирать волосяной покров голеней и бедер кисточкой (или ватным тампоном)...»

Из учебника «Физическая культура»: для 10 - 11-х классов. Авторы - В. И. Лях, Л. Е. Любомирский, Г. Б. Мейксон. Издательство «Просвещение», 2001 г.

Комментарий министра

Нынешняя ситуация не устраивает и Минобрнауки. Месяц назад здесь создали новый орган - Федеральный совет по учебникам.

- Раньше экспертный совет выбирал индивидуальных экспертов, которые оценивали каждый учебник, исходя из собственных критериев, - объясняет министр образования и науки Андрей Фурсенко. - И я сомневаюсь, что все эксперты добросовестно изучали пособия перед вынесением своего решения.

Теперь экспертизу учебников поручат не анонимным экспертам, а Академии наук и Академия образовании. Изучать новые книги ученые будут бесплатно, на общественных началах.

Правда, и Федеральный экспертный совет без куска хлеба не остается. Он продолжит заниматься экспертизой всех видов учебных изданий, кроме учебников.

Инициатива
Папы с мамами против

В конце прошлого года папы и мамы школьников, недовольные качеством учебников, решили создать общегородской родительский комитет, который мог бы оценивать и изменять содержание школьных книг.

- У каждого из нас по закону есть право участвовать в управлении образованием. В частности, выбирать учебники, по которым занимается ребенок, - объясняет Андрей КУРБАТОВ из Института управления РАО. - Но родители по незнанию или из-за лени его не используют. А иногда и не имеют возможности. Бывает, что просто не из чего выбрать. Чтобы изменить ситуацию, мы решили, что каждому, кто войдет в комитет, нужно будет прочесть хотя бы один учебник и высказать свое мнение. Мы соберем рецензии и постараемся добиться права на редактирование учебников, которые издают в Москве.

А как у них?

В Европе и США книжки для школ издаются совершенно по другой схеме. Там инициатором выпуска нового учебника, как правило, выступает издательство. Но сначала его специалисты анализируют рынок и выясняют, по какой дисциплине учебной литературы не хватает. Менеджер издательства подбирает авторский коллектив. С его помощью готовится первый вариант рукописи.

Затем печатается небольшой тираж, и учебник проходит экспериментальную проверку в нескольких школах. Затем книгу дорабатывают и печатают основной тираж. Образцы учебника посылают в школы как рекламу. Понравится книга - купят.

Во многих странах, например, в Великобритании, нет государственной экспертизы учебников. Считается, что плохую книгу «отбракуют» сами учителя и родители. И при этом почему-то в Англии еще никто не жаловался на плохое образование.

Кстати

Более $19 млн. потрачено за последние 7 лет на развитие учебного книгоиздания в России. В основном деньги, взятые в долг у Всемирного банка, ушли на организацию общенационального конкурса авторов и издательств.

За эти годы в конкурсе участвовали около 2 тысяч авторов и 30 издательств. Разработано 462 учебника. Сколько из них дошло до школы, в Национальном фонде подготовки кадров, который «осваивал деньги», не знают... В издательствах, выпускающих учебную литературу, признают: за последние годы у них появились в лучшем случае 1 - 2 новых автора.



Читайте в теме "Учебники":
 Новые учебники истории поступят в российские школы в 2015 году

 К 1 января у каждого учебника должна появиться электронная версия

 В школьные учебники истории включат главы о Крыме и Севастополе

 Новые учебники истории не будут готовы к новому учебному году

 Архимандрит Тихон: в учебнике истории должен быть пантеон героев

 Судьбу школьных учебников решал общественный совет Минобразования


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру