Учебники

Школьные учебники будут приведены к единому знаменателю (часть 2)

Автор опального учебника истории Игорь Долуцкий считает, что сегодня Минобрнауки возвращается в 30-е годы прошлого века: «В 1934 году было принято решение ЦК КПСС о том, чтобы школьники и студенты изучали каждый предмет по единому учебнику, изученному и утвержденному на высшем уровне. Сегодня мы к этому возвращаемся. Идея подготовить одну рекомендованную Минобрнауки серию учебников замечательна с точки зрения авторитарного государства - это, по сути, единственно возможный путь. Кроме того, это выгодно и с экономической точки зрения - вся прибыль от учебников будет поступать только в государственную казну. С точки зрения гражданского общества это в корне неправильно', - считает Игорь Долуцкий.

Как ни странно, Александр Кондаков тоже 'категорически против того, чтобы во всех российских школах использовали только одну серию учебной литературы'. По его мнению, один учебник не может быть хорош сразу для всех учителей и учеников: «Для меня в этом вопросе очень показателен следующий момент. Когда бывший министр образования Владимир Филиппов проводил совещание с руководителями образования, он спросил, сколько, на их взгляд, учебников по одному предмету могут получать гриф «рекомендовано». Все хором ответили «три». Но когда я спросил, какие именно учебники имеются в виду, члены заседания перечислили восемь учебников».

Против вытеснения всех альтернативных учебников высказался и академик РАН Александр Чубарьян (он сейчас работает над школьным учебником 'История мировых религий'. - ГАЗЕТА): «Я согласен, что учиться только по одному учебнику нельзя. Более того, я сам призываю сегодня молодых авторов: пишите новые интересные учебники, красивые пособия, хрестоматии!»

Как сообщил Александр Чубарьян, решение о предоставлении грифа 'Рекомендовано Минобрнауки' только одному комплекту учебников еще не принято окончательно. По его словам, сейчас в РАН обсуждается вопрос о присвоении грифа 2-4 вариантам. «Дело в том, что 10-15 учебников по одному предмету - это слишком много. Учитель не может выбрать что-то одно, и приходится покупать слишком много литературы для занятий», - считает Чубарьян.

Разработкой дополнительных комплектов также будут заниматься сотрудники РАН. Академик Чубарьян рассказал ГАЗЕТЕ, что уже готова вся линия учебников по всеобщей истории.

Комиссия, созданная при Российской академии наук полгода назад, не отказывается рассматривать и учебники со стороны. 'Мы уже получили от Минобрнауки ряд новых учебников из разных издательств, а также старых учебных пособий, рекомендованных для переиздания. Сейчас мы анализируем эти учебники', - рассказал ГАЗЕТЕ академик.

Кроме того, РАН занимается разработкой учебников для вузов. «С высшей школой больше проблем, чем с общеобразовательной. Там более свободный подход к выбору учебной литературы, многие вузы сами пишут для себя учебники, - признался ГАЗЕТЕ Чубарьян. - Поэтому я хочу провести конкурс среди учебников по истории, выпущенных в региональных вузах, выбрать среди них несколько лучших и рекомендовать для всеобщего изучения».

Многие эксперты считают, что РАН перегибает палку, желая заниматься селекцией учебной литературы. Но даже если при искусственном отборе в школах и вузах останутся только 'правильные' учебники, у любознательных школьников и студентов альтернатива будет - ведь в качестве дополнительной литературы можно использовать какие угодно учебники. Что же касается всех остальных школяров, им придется довольствоваться тем, что рекомендует министерство.



Читайте в теме "Учебники":
 Новые учебники истории поступят в российские школы в 2015 году

 К 1 января у каждого учебника должна появиться электронная версия

 В школьные учебники истории включат главы о Крыме и Севастополе

 Новые учебники истории не будут готовы к новому учебному году

 Архимандрит Тихон: в учебнике истории должен быть пантеон героев

 Судьбу школьных учебников решал общественный совет Минобразования


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру