История России

Польское восстание 1863-1864 гг.

Польским восстанием в 1863-1864 гг. обычно называют мятеж в Царстве Польском, организованный националистически и антирусски настроенной частью польской шляхты и католического духовенства. Этот мятеж был направлен не только на отделение Царства Польского от России, но и на отторжение от Российском империи ее исконных западных земель (Белоруссии и Правобережной Украины) - бывших владений Речи Посполитой.

 

>>
Из истории русской эсхатологии XV века
Русская эсхатология XV в. - учение о конечных судьбах мира, со вpемен Н.М. Каpамзина пpивлекавшее внимание исследователей, ныне, на смене двух веков и тысячелетий, особо популярна. К малоизвестным источникам по эсхатологическим взглядам той эпохи принадлежат два поучения преп. Паисия Галичского, сохранившиеся в его Житии. >>
Варяги в переписке царя Ивана Грозного со шведским королем Юханом III
В науке имеются темы, накопление историографии по которым все же не перерастает в качество, не сказывается положительно на их разрешении. Такова, например, судьба слов, произнесенных царем Иваном Грозным в ответ на какую-то реплику шведского короля Юхана III: "...В прежних хрониках и летописцех писано, что с великим государем самодержцем Георгием-Ярославом на многих битвах бывали варяги, а варяги - немцы, и коли его слушали, ино то его были, да толко мы то известили, а нам то не надобе". >>
"Для православные християнские веры...": Духовное единство восточнославянских народов
Монголо-татарское нашествие и последующее затем более чем двухвековое ордынское иго разорвало единое тело древнерусского народа, разрушило привычные связи между различными русскими землями. И на протяжении XIV-XVI вв. разные части единого до того времени народа постепенно отдалялись друг от друга. И, вполне возможно, бывшее некогда единство было бы окончательно утеряно, если бы... если бы не православная вера и Церковь. >>
Переяславские соглашения 1654 г.: договор равных или переход в подданство?
Со времени возникновения украинского сепаратистского движения его сторонники и их покровители, говоря о Переяславской Раде 1654 года, давали этому историческому событию, фактически положившему начало воссоединению Малой Руси с Великой Русью, крайне отрицательные оценки. >>
Конец Смутного времени
Московское боярское правительство предало собственную страну, пригласив на трон польского королевича и впустив в столицу государства польские войска. В этих условиях важную роль в спасении государства сыграла Русская Православная Церковь и патриарх Гермоген. Гермоген не только отказался сотрудничать с интервентами, но и всячески побуждал русский народ к организации сопротивления. С декабря 1610 года он стал рассылать грамоты по городам с призывом подняться против "литовских людей", а также "разрешил" (т.е. освободил) русских людей от присяги королевичу Владиславу. Таким образом, всенародная война против польских интервентов в глазах народа приобрела легитимный, законный характер. И не случайно, что поляки были уверены: восстание - дело рук патриарха. >>
Продолжение Смуты (1606-1610 гг.)
В России появился новый царь - Василий IV Иванович Шуйский (1552 - 1612, царь - с 1606). В свое время Борис Годунов выдерживал целый месяц, вроде бы отказываясь занять царский трон. Шуйский же взошел на царство настолько скоропалительно, что не только вся Россия, но и москвичи, даже многие знатные, не участвовали в этом избрании. А подобный факт предполагал в будущем весьма непростые отношения с "Землей". >>
Начало Смутного времени
В исторической литературе вряд ли найдется такое количество разноречий в оценке деятельности какого-либо правителя, как Бориса Годунова. Ему приписывают и закрепощение крестьян в конце XVI века, и непоследовательность в этой политике в начале XVII века, и стремление к абсолютной власти, и внесение раздора среди бояр и знати. Как своеобразный укор подчас проходит и само напоминание о незнатной генеалогии. К несчастью, природные катаклизмы начала XVII века просто не позволили дать более или менее однозначную оценку реальной деятельности и заслуг этого правителя. >>
Полководцы и витязи Московской Руси. Статья восьмая
Одним из ключевых моментов русской истории начала XVII стали военные действия под Троице-Сергиевым монастырем. В годы Смутного времени (с 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года) осаждали польские отряды из войска Лжедмитрия II. Троице-Сергиев монастырь, расположенный в 70 км к северу от Москвы, представлял собой хорошо укрепленную крепость, оборонительные укрепления которой протянулись на 1 км 250 м, имели 12 каменных башен. Оборонял монастырь, имевший в то время исключительно важное для снабжения Москвы значение, гарнизон из 2000-2500 человек под командованием воевод Григория Борисовича Долгорукова-Рощи и Алексея Ивановича Голохвастова. В крепостных башнях и на стенах было установлено 90 орудий и затинных пищалей. >>
Полководцы и витязи Московской Руси. Статья седьмая
Прокопий Петрович Ляпунов (?-1611) бесспорно являлся одним из самых признанных и заслуженных земских вождей Смутного времени. Продолжателями его дела считали себя Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин - знаменитые народные герои той эпохи. Однако смелый и решительный человек, искусный в ратном деле воевода, Ляпунов далеко не сразу встал на сторону защитников Русской земли. Трагический, злой излом всеобщего "воровства" сбил с пути истинного многих москвитян. На многих, очень многих русских людях лег этот тяжкий грех, искупление которого потребовало совершение настоящего подвига. Такой подвиг, искупающий его службу в войске Болотникова, должен был совершить рязанский воевода Прокопий Петрович Ляпунов. >>

371 - 380 из 447
Начало | Пред. | 36 37 38 39 40 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру