Патрология. Период второй. Патристическая, или посленикейская, церковная литература. Григорий Нисский

1. Биографические сведения.

Григорий Нисский, Отец и учитель Церкви, последствии епископ Нисский, брат Василия Великого, был значительно моложе его годами. Григорий Нисский называет Василия Великого своим учителем и отцом. Для определения года рождения Григория, кроме того факта, что он был значительно моложе Василия Великого, нет никаких данных. Нет определенных свидетельств как о годах его детства, так и о его воспитании. Образование Григорий получил уже не такое блестящее, как его брат Василий. Оно ограничилось посещением отечественных школ и не было восполнено образовательным путешествием в центры просвещения. Знания, приобретенные им в языческой школе Кесарии, были потом восполнены самостоятельными научными занятиями и уроками Василия Великого, которыми Григорий, по его словам, был многим обязан. В ранней молодости Григорий не обнаруживал большой религиозности. Из этого периода его жизни известен следующий факт. Однажды в имении его матери предполагался праздник перенесения мощей 40 мучеников. Григорий, обучавшийся в Кесарии, был приглашен принять участие в этом семейном торжестве. Раздосадованный необходимостью прервать свои занятия и негодуя на то, что празднество не было отложено до другого, более благоприятного времени, равнодушно слушал Григорий песнопения богослужения, происходившего в саду и длившегося всю ночь, и наконец, удалившись в одну из беседок, лег спать. Но здесь он увидел сон. Ему снилось, что он хочет войти в сад, но какие-то светоносные воины не пропускают его и только благодаря заступничеству одного из них ему удается избежать наказания. Вероятно, под влиянием этого устрашающего сновидения он принял на себя обязанности анагноста, состоявшие в чтении Св. Писания в богослужебных собраниях. Однако его религиозное одушевление не было продолжительным. Мечты о светской карьере скоро отвлекли его в другую сторону. Он избрал для себя призвание преподавателя риторики, что вызвало разные пересуды в обществе и недовольство друзей. По всей вероятности, в это же время Григорий вступил в брак с Феосевией, о благочестии и религиозном настроении которой много говорит Григорий Богослов в письме к Григорию Нисскому по поводу ее смерти. По-видимому, со времени посвящения Григория Нисского супруги по взаимному соглашению отказались от супружеских сношений. Хотя на это нет никаких указаний в источниках, но биографы Григория Нисского обыкновенно предполагают, что он недолго стремился к славе ритора, но скоро под влиянием членов своей аскетически настроенной семьи и друзей оставил мир и удалился в монастырь, основанный Василием Великим на берегу Ириса. Избрание Василия Великого в епископы, нежелательное для известной части кесарийского духовенства, послужило причиной разрыва вновь избранного епископа с дядей, епископом Григорием, человеком очень близким и уважаемым в семье Василия Великого. Желая примирить родственников, неопытный в делах житейских, Григорий Нисский написал два подложных письма к Василию от имени дяди, делая за него вопреки его воле этот первый шаг к примирению. Подлог, конечно, тотчас же был раскрыт, епископ отрекся от писем, и Василий Великий оказался в таком положении, что желал, чтобы под ним "расступилась земля". Не ранее Пасхи 372 г. Григорий был посвящен Василием Великим в епископы незначительного города Ниссы. Но и в епископском сане Григорий остался таким же неопытным в делах житейских. Желая оказать услугу Василию Великому, он собрал какой-то собор в Анкире, но сделался сам орудием интриг и только повредил делу. Хорошо зная неопытность брата в делах церковных, Василий Великий отклонил предложение некоторых епископов включить епископа Нисского в число членов посольства, которое предполагалось послать в Рим к папе Дамасу.

В царствование Валента Григорий подвергся несправедливым гонениям со стороны арианского правительства, старавшегося замещать епископские кафедры своими приверженцами. Зимой 375 г. в Каппадокию прибыл наместник Понта Демосфен. Вскоре после этого в Анкире составился собор из покорных правительству епископов. На этом соборе Григорий был обвинен в растрате церковных денег. Кроме того, были выставлены какие-то основания против законности его поставления в епископа. По приказанию Демосфена Григорий был арестован и под конвоем отправлен в Анкиру. Дорогой он очень страдал от грубости солдат и собственной болезни. У него была лихорадка и колотье в боку, причинявшее ему страдания при каждом толчке и сотрясении. Не видя другого исхода, Григорий решился бежать и, каким-то образом ускользнув от стражи, скрылся в безопасное место. На этот раз осуждение Григория по случаю его отсутствия не состоялось. Но весной 376 г. созван был новый собор из епископов Понта и Галатии в самой Ниссе. Григорий опять не явился на суд, но был низложен заочно и сослан, а его кафедра отдана человеку, которого можно было "купить за несколько оболов".

По смерти Валента (9 авг. 378 г.) Григорий был возвращен к своей кафедре Грацианом и с искренней радостью был встречен паствой. Скоро, однако, радость возвращения была отравлена семейным несчастьем: 1 января 379 г. скончался Василий Великий. На погребении его Григорием было произнесено похвальное слово в честь почившего. В сентябре того же года Григорий принимал участие в Антиохийском соборе. Возвращаясь оттуда к своей кафедре, он получил известие о болезни старшей сестры Макрины, с которой не встречался уже 10 лет. Григорий Нисский тотчас же поспешил к обители, где Макрина стояла во главе монашеской общины, но застал ее уже на смертном одре. Последний разговор с этой замечательной христианской подвижницей, ее кончину и погребение Григорий описал в двух сочинениях — в "Послании к монаху Олимпию" и в трактате "О душе и воскресении". В 381 г. Григорий присутствовал на II Вселенском соборе и благодаря своей учености был одним из влиятельнейших деятелей собора. В это время он произнес две проповеди — одну по случаю избрания Григория Босослова епископом столицы, другую надгробную — на погребении Мелетия Антиохийского.

Императорским эдиктом 30 июля 381 г. Григорий вместе с митрополитом Елладием Кесарийским и Отрием Митиленским был объявлен хранителем православия для Понта: все епископы, желавшие сохранить за собой свои кафедры, должны были, согласно этому закону, находиться в общении с этими епископами. Вероятно, после II Вселенского собора Григорию пришлось переезжать от Церкви к Церкви для приведения в порядок церковных настроений и утверждения православия. Неизвестно наверное, когда именно, после Антиохийского собора 379 г. или после II Вселенского собора, но Григорий посетил Церкви Аравии и Святую Землю. Для этого путешествия императором ему были предоставлены все удобства и была дана казенная колесница. Иерусалим произвел на Григория самое отталкивающее впечатление. Ссылаясь на свои личные наблюдения, Григорий восстает против паломничеств в Святую Землю, потому что они не заповеданы Евангелием и сопряжены с нравственными опасностями, особенно для девственниц, и потому, что вообще "перемена мест не приближает к нам Бога". В 383 г. Григорий был на соборе в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Духа Святого. В 383 или 386 г. Григорий снова был в Константинополе и здесь произнес речи над гробом шестилетней императорской дочери Пульхерии и императрицы Плакиллы. В то же время он познакомился со знаменитой диаконисой и почитательницей Златоуста Олимпиадой. В 394 г. он снова присутствовал на соборе в Константинополе, созванном для решения вопросов по делам Церквей Аравии. Это последнее известие о Григории Нисском. Год его смерти неизвестен.

2. Сочинения

Не будучи администратором и выдающимся церковным деятелем, Григорий Нисский известен своей плодотворной литературной и учено-богословской деятельностью. Его сочинения могут быть разделены на пять отделов.

a. Экзегетические сочинения. К числу творений, посвященных истолкованию Св. Писания, относятся:

  •  "Об устроении человека".
  • "О шестодневе".

Оба сочинения составлены в дополнение к "Шестодневу" Василия Великого. Автор держится в них буквального понимания библейского текста и не прибегает к аллегорическому методу его истолкования. В прочих истолковательных сочинениях Григорий Нисский руководствуется экзегетическими принципами Оригена. За буквой Писания он старается открыть нравственный смысл, отрицая иногда непосредственное значение текста, как несообразное с разумом. Таким характером отличаются следующие сочинения:

  • "О жизни Моисея Законодателя", в котором, пользуясь жизнеописанием Моисея как канвой, он рисует собственный нравственный идеал.
  •  "О надписании псалмов". В этом сочинении Григорий Нисский разделяет всё собрание псалмов на пять отделов и в каждом отделе видит указание на одну из последовательных ступеней нравственного совершенствования. 
  •  "На псалом шестой".
  • "Точное истолкование Екклесиаста Соломона". В беседах с этим заглавием развивается та мысль, что книга Екклесиаст имеет целью отвлечь человека от чувственных благ и направить его ум к сверхчувственному.
    "Точное изъяснение Песни Песней". Изображая под символом духовного брака единение души человеческой со Христом, Григорий Нисский отобразил в этом замечательном произведении, которое можно сопоставить только с "Исповедью" блаженного Августина, саму сущность собственного религиозного настроения.
  • "О чревовещательнице".
  • "О молитве".
  • "О блаженствах".

b. Догматические сочинения.

"Большое огласительное слово". Оно содержит в себе богоcловско-философскую защиту христианского учения (о Св. Троице, Искуплении, крещении и причащении) против язычников, иудеев и еретиков.

"Опровержение Евномия". Это обширнейший из противоарианских патристических трудов. В нем подвергается разбору ответ Евномия на сочинение Василия Великого "Против Евномия" и защищается от нападок как личность, так и учение Кесарийского святителя.

Далее выяснению учения о Св. Троице посвящены сочинения:

  • "К Симпликию о вере".
  •  "К Авлавию о том, что не три Бога".
  •  "К эллинам на основании общих понятий".
  •  "Слово против Ария и Савеллия".
  • "Слово о Св. Духе против последователей Македония".
  • "Слово о Божестве Сына и Духа в похвалу праведному Аврааму".
  • Против Аполлинария Григорием Нисским было составлено два сочинения:
  • "Опровержение мнений Аполлинария". Автор возражает здесь главным образом против двух положений Аполлинария — против учения о небесной плоти Христа и против отрицания в Лице Христа наличности человеческого ума.
  • "Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому". Это краткое сочинение служит дополнением первого.

Предметом двух следующих сочинений служат вопросы эсхатологии.

  • "О душе и воскресении".
  •  "О младенцах, преждевременно похищенных смертью".
  •  "Против учения о судьбе". Содержанием служит опровержение фатализма и защита идеи свободы воли.

с. Нравственно-аскетические сочинения.

  • "К Армонию о том, что значит имя и название христианин". 
  • "О совершенстве и о том, каким должно быть христианину". К Олимпию монаху.
  • "О цели жизни по Боге". Об истинном подвижничестве. 
  • "О девстве".

d. Проповеди Григория Нисского немногочисленны и по своим достоинствам стоят гораздо ниже ораторских произведений Василия Великого и Григория Богослова. По содержанию проповеди Григория можно разделить на догматические ("На свое рукоположение"), нравственные ("Против ростовщиков", "Против тяготящихся церковными наказаниями", "О нищелюбии и благотворительности", "Против отлагающих крещение", "Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную"), похвальные (в честь Первомученика Стефана, великомученика Феодора Тирона, Григория Чудотворца, сорока мучеников, Ефрема Сирина, Василия Великого, прп. Макрины), произнесенные в большие праздники.

е. Письма — числом 26.

Догматическое учение Григория Нисского

3. Состав догматической системы Григория Нисского определяется следующими влияниями.

а. Учение Василия Великого. Последний выясняет смысл своей Троичной терминологии именно в письме к Григорию, который с величайшим уважением всегда говорил о своем старшем брате, называя его своим отцом и учителем, которому обязан многим в своем как светском, так и духовном образовании. Но основные пункты богословия Василия Великого разработаны Григорием самостоятельно. Его оригинальность объясняется большими спекулятивными дарованиями, которые, естественно, склоняли его мысль к Оригену и философии.

b. Влияние Григория Богослова на Григория Нисского не было значительным. Богословские убеждения последнего успели уже окончательно сложиться к 379 г., с которого начинается догматическая деятельность Назианзина. Учение того и другого писателя было обусловлено богословием Василия Великого, но каждый из них развивал его индивидуально и независимо от другого.

с. Из трех великих Каппадокийцев, связанных с Оригеном семейными традициями и прямым изучением его сочинений, Григорий Нисский стоял ближе всего по своим воззрениям к александрийскому учителю. От него Григорий унаследовал общий дух и характер системы, а также и частности, но более или менее переработанные в духе сложившегося церковного учения.

d. Григорий Нисский не обнаруживает столь резко сказывающегося у Василия Великого стремления опираться исключительно на текст Св. Писания. Напротив, относясь к нему свободно, он охотно пользуется философией и аллегорическим методом толкования, иногда совершенно стирающим буквальный смысл.

Из философских учений наибольшее влияние на его образ мыслей оказала система Филона, а затем неоплатонизм.

4. Учение о богопознании. Вопрос о возможности, степени и условиях богопознания рассматривается Григорием Нисским, как и другими Каппадокийцами, в связи с критикой учения Евномия о возможности познать сущность Божию. На этот вопрос св. Григорий отвечает формулой: Бог непостижим по существу, но до некоторой степени познаваем в Своей деятельности и проявлениях как в мире, так и в человеческой душе. Сущность Божия непостижима, потому что только подобное может познавать подобное себе, а человек никогда не может ни вполне уподобиться Богу, ни выйти из ограничений своей природы. Бог по Своим свойствам выше всего тварного и не подобен ничему, наблюдаемому в мире. Вместе с тем всякое существо может пребывать в бытии только до тех пор, пока оно остается самим собой. Огонь не может существовать, превратившись в воду. Зрение, слух, обоняние воспринимают действительность способом, свойственным каждому из этих чувств. Так и человек не может выйти из самого себя, но "на что ни смотрит, видит в сущности только себя самого, хотя и думает, будто видит нечто высшее себя". Смотря на все через очки телесности, человек не может представить себе Бога иначе, как Существом, Которому свойственны некоторая пространственность и временность. Отсюда все человеческие понятия о Боге касаются лишь "подножия ног Его", "не столько ведут к цели богопознания, сколько препятствуют ему", "суть идолы или кумиры, поклоняться которым было запрещено десятословием".

Непостижимый по Существу, Бог отчасти познаваем в Своей деятельности. В созданном Им мире отпечатлелись проявления Его силы и Его свойства: премудрость, благость, всемогущество, святость, правосудие, спасающее милосердие. От свойств мира человек может заключать не к естеству Божию, а к свойствам Его деятельности. Но и понятия, приобретаемые таким путем, имеют значение лишь символов, приблизительно выражающих собой свойства Божия. Эти понятия разделяются на отрицательные и положительные. Первые устраняют из идеи Бога всё, несвойственное Существу Высочайшему. Вторые говорят о Его совершенствах. Но в данном случае совершенства мира служат лишь исходной точкой для мысли. В Боге эти совершенства, как, например, наблюдаемые в мире сила, жизнь, мудрость, красота, должны быть мыслимы в превосходной и самой возвышенной степени.

5. Ступени богопознания. Учение Григория Нисского о средствах и степенях богопознания отличается от воззрений Василия Великого и Григория Богослова не только большей подробностью и систематическим характером, но и одной совершенно оригинальной чертой — признанием экстаза высшей формой познания Бога.

Св. Григорий различает три момента в постепенном приближении человеческого ума к Богу.

а. Переход от тьмы к свету, или удаление от ложных, языческих представлений о Боге.

b. Познание Бога через размышление о видимом, или через созерцание проявлений Божиих 1) в мире и 2) в душе человека.

Стремясь познать Бога через созерцание свойств мира, человек должен отрешиться от чувственного познания, от ощущений зрения, слуха и т. п. Во время Синайского законодательства Моисей приказал отогнать от горы животных. Это значит, что созерцание умопостигаемого превышает знание, да¬ваемое чувствами. К истинному богопознанию приближается лишь самое абстрактное мышление.

Более прямое познание Бога дает созерцание самого человека — свойств его тела и души. Григорий исходит в этом случае из философского учения о человеке, как микрокосме, мире в миниатюре. По своему телу, состоящему из четырех стихий, человек есть целый мир. Что есть в великом мире, то есть и в малом, потому что часть однородна с целым. Поэтому, изучая премудрое устройство собственного тела, человек может постигать Бога столь же полно, как и на основании созерцания красот мира. Но в человеке есть нечто высшее — это душа, созданная по образу Божию. Отсюда ее метафизические и нравственные свойства дают человеку более прямое понятие о Боге. Ее метафизические свойства — духовность, непостижимость ее сущности, происхождения и местопребывания в теле, проникновение ею всего тела, ее неделимость — служат по¬добиями Божиих совершенств. Но в ней отпечатлелись и нравственные свойства Творца — чистота, святость, простота и подобные светоносные отблески Божия естества. Грех исказил образ Божий в душе, поэтому созерцать нравственные свойства Творца в собственной душе может лишь тот, кто очистил ее от порочных склонностей. В духе неоплатонизма Григорий Нисский понимает под таким нравственным условием богопознания не столько воспитание положительных добродетелей, сколько очищение души от греховных придатков чувственности, первоначально ей чуждой. Когда душа склонилась к чувственности, то образ Божий в ней скрылся под плотской нечистотой, как образ царя на монете, долго валявшейся в грязи. Отсюда задача состоит в очищении, в устранении чуждого придатка.

c. Высшей степенью богопознания служит экстаз. Начатки этого учения можно отметить у Климента Александрийского и Макария Египетского (экстаз монтанистов, чуждый спекулятивно-мистического характера, был явлением другого порядка). На развитие Григорием Нисским учения об экстазе оказала влияние философия Филона. Но воспринять это философское учение его уполномочивали экстатические явления, освященные монашеством. Учение об экстазе излагается Григорием в двух сочинениях: "О жизни Моисея законодателя" и в толкованиях на книгу Песнь Песней. В первом, написанном в подражание трактату Филона под таким же заглавием, жизнь пророка изображается как ряд духовных побед, принесших ему двукратное созерцание в экстазе Сущности Божией. В комментариях на Песнь Песней изображается состояние души человеческой, с томительной жаждой стремящейся к единению со своим Женихом-Христом. По мере нравственного очищения она постигает Бога всё более и более. Но каждая достигнутая ступень богопознания открывает перед ней ряд новых ступеней. Предмет ее стремлений всякий раз улетает от объятия ее помыслов, лишь возбуждая еще большую жажду познания. Этот продолжительный процесс завершается экстазом. Само состояние экстаза Григорий характеризует следующими чертами.

Он наступает внезапно и неожиданно для человека.
Мысль человека отрешается как от чувственных воззрений, даваемых ощущением, так и от рассудочных понятий, или дискурсивного мышления.
Смена чувств и мыслей, напоминающая человеку о времени, на мгновение прекращается, и он соприкасается душой с неподвижной вечностью.
Состояние экстаза Григорий сравнивает "с опьянением или с исступлением ума, обладаемого вином".

В экстазе человек познает Сущность Божию, а не только Его деятельность. Но Сущность Божества в полноте Своей жизни не имеет никакого сходства не только со всем видимым, но и со всем умопостигаемым. Кроме того, она неопределима, потому что безгранична. Поэтому для человека даже в состоянии экстаза познание Существа Божия сводится к познанию непостижимости и безграничности Божией.

Учение Григория Нисского о богопознании подверглось дальнейшей разработке со стороны псевдо-Дионисия Ареопагита.

6. Учение о Боге в сочинениях Григория Нисского отличается таким же философским и отвлеченным характером, как и у других Отцов Церкви11 , но на этом общем фоне особенно выделяется встречающееся уже у Оригена и Григория Богослова, но Григорием Нисским особенно подробно развитое, близкое к неоплатонизму учение о Боге, как Бытии, Благе и Красоте.

Бог есть Бытие в Себе и от Себя, Бытие в Собственном смысле. Всё прочее пребывает в бытии лишь постольку, поскольку оно причастно Сущему. Но бытие есть благо, как отсутствие бытия есть зло. Если Бог есть абсолютное Бытие, то вместе с этим Он есть и абсолютное благо. Благость в собственном смысле принадлежит только

Богу, потому что всё прочее становится благом лишь отчасти и по причастию Первоначальной Благости. Самобытная Благость есть в то же время и Самобытная Красота. Вещественная Красота окружающих нас предметов состоит в том, что материя в них подчинена идее красоты. По общению с этой идеей всё и бывает прекрасным. Как несамобытная, красота видимого мира непостоянна. То, причастие чему сообщает красоту всему видимому, и есть Сама Красота — Бог.

Как Бытие, Благо и Красота, Бог есть предмет тех неутолимых стремлений всего живущего, о которых с таким одушевлением говорит Григорий Нисский в комментариях на книгу Песнь Песней.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру