Патрология. Период второй. Патристическая, или посленикейская, церковная литература. Григорий Нисский

7. Учение о Святой Троице. Григорий Нисский всегда держался тринитарной терминологии, как ее определил Василий Великий в письме к нему. Ousia — это совокупность общих родовых призна-ков, upostasis — совокупность признаков, отличающих одно неделимое от другого. Подобно Василию Великому, Григорий иллюстрирует смысл своей терминологии примером трех человеческих индивидов. Петр, Павел, Иоанн — три отдельных ипостаси, человек — их единая и нераздельная сущ¬ность. В отношении к Св. Троице определение сущности отвечает на вопрос, что существует, определение Ипостаси — на вопрос, как существует. В развитии этой общей для Каппадокийцев темы Григорий Нисский обнаруживает оригинальность в двух пунктах: в определении свойств Ипостасей и в способе доказательства единства Ипостасей.

А. Свойства Ипостасей определяются образом их бытия, Отец — самобытен и ни в ком не имеет причины бытия. Сын и Дух Святой происходят от Отца. Проблемой для всех Каппадокийцев было указать различие в образе бытия Сына и Духа Святого. В разрешении этой проблемы Григорий Нисский пошел собственным путем. Особенность Ипостаси Сына состоит в том, чтобы быть Сыном и Единородным. Соответственно этому преимущественным наименованием Сына Божия у Григория Нисского служит monogene Theos. Если Сын Божий есть Единородный Сын, то этим косвенно говорится, что происхождение Духа Святого не есть рождение. Образ бытия Духа Святого состоит в происхождении от Отца через Сына. "Одно Лицо прямо от Первого, Другое от Первого же при посредстве того, что от Него прямо, почему и Единородность остается при Сыне... и Духа посредство Сына не удаляет от естественного сближения с Отцом". Троица подобна трем светильникам. "Причина третьего пламени есть первый пламень, возжегший последний преемственно через средний". Это учение Григория отличается, однако, от западного filioque. Сын не есть причина [ипостасного] бытия Духа, а есть лишь как бы среда, через которую сила Отца, единственной причины в сфере Божества, передается Духу Святому. Идея исхождения Духа Святого через Сына унаследована Григорием от Оригена через посредство символа Григория Чудотворца.

В. Доказательство единства Божия по характеру принятой терминологии затрудняло Григория Нисского не менее Василия Великого и Григория Назианзина. Некто Авлавий писал Григорию: "Петр, Павел, Иоанн соединены по естеству, как и Лица Св. Троицы. Человечество их одно, как Одно и Божество трех Лиц. Петра, Павла, Иоанна мы называем тремя человеками. Почему же мы признаем существование трех человек и не должны говорить о трех Богах?" В ответ на этот вопрос Григорий составил два небольших трактата: "К Авлавию, о том, что не три Бога" и "К эллинам на основании общих понятий". В своем ответе Григорий в общем воспроизводит аргументацию Василия Великого и Григория Богослова: "Лица Божества едины, потому что нераздельны между Собою ни по време¬ни, ни по месту, ни по воле, ни в начинаниях, ни в деятельности". Но он вносит в нее нечто новое в двух отношениях.

а. Аргумент от единства деятельности он развил подробнее и построил его на филологических соображениях. Наименование Бог не касается самого естества Божия, но, как и всякое имя, обозначает лишь деятельность Божию, и именно назирающую. "Эту зрительную силу от зрения мы называем Божеством, а Самого Зрителя нашего — Богом". Но если это так, то о Трех Божественных Лицах мы не можем сказать, что это три Бога, ибо их назирающая деятельность, как и всякая другая, совершенно едина по своему источнику, участию в ней всех Ипостасей и по результату. "Всякое действование, от Божества простирающееся на тварь, от Отца исходит через Сына, простирается и совершается Духом Святым". При этом мысль не может представить никакого протяжения времени в движении Божественной воли от Отца через Сына к Духу. Далее, всякая Божественная дея¬тельность едина по своему результату. По свидетельству Писания, мы получили жизнь от Отца, Сына и Духа Святого, но хотя Три Лица участвовали в оживотворении нас, однако мы получили не три жизни, по одной от каждого Лица, а одну жизнь от всех. Так как назирающая деятельность Бога едина по своему источнику, по участию в ней всех Лиц и по своему результату, то она не может быть выражаема наименованием, которое заключает в себе понятие множественности, а следовательно, ее должно обозначать словом Бог в единственном числе.

b. Имея перед собой возражение, подобное высказанному Авлавием, Григорий Богослов доказывал, что Петра, Павла, Иоанна нельзя назвать одним человеком, а три Божественных Ипостаси необходимо именовать единым Богом. Григорий Нисский, исходя из платонического реализма понятий, напротив, не отступает перед выводом Авлавия, но смело утверждает, что и трех человеческих индивидов нельзя назвать тремя человеками, а следует именовать одним человеком. Слово "человек" обозначает не личные особенности индивидов, но сущность как совокупность общих признаков, свойственных каждому индивиду. Сущность, понимаемая в этом смысле, есть "одна заключенная в себе единица, не увеличиваемая приложением и не умаляемая отъятием. Она одна, и во множестве причастников ее она остается нераздельной, нераздробленной, всецелой, потому что не уделяется им по особой части каждому". Будет ли перед нами один человек или мно¬го, но понятие человека остается неизменным, а потому и не¬льзя счислять его, ибо число всегда обозначает количествен¬ное возрастание. Таким образом, научный анализ понятий не допускает выражения "три человека" для обозначения трех индивидов. Оно может быть терпимо только в вульгарном язы¬ке и в обыденном употреблении. Если, желая быть точным в языке, даже о людях нельзя сказать: "Вот три человека", то тем более существование в Боге Трех Ипостасей, гораздо теснее связанных между Собой, не должно служить предлогом к многобожию и признанию трех Богов.

8. Учение об ангелах. Ангелы созданы Богом из ничего. Количество их неисчислимо. В притче Господа о заблудшей овце разумеется человечество, таким образом, число ангелов относится к числу людей как 99:1. Однако ангелы были созданы первоначально в меньшем количестве, но размножились впоследствии способом чистым и бесстрастным, но непостижимым для человека. Вся совокупность ангелов состоит из нескольких классов. По своей деятельности они разделяются на предстоящих (власти, господства, престолы, начала, силы, серафимы, херувимы) и служащих, а по взаимному отношению на начальствующих и подчиненных. Иногда Григорий отождествляет херувимов с престолами и серафимов с силами. Таким образом, в сочинениях Григория Нисского нет систематического деления ангелов ни на девять чинов, ни на три лика, как мы это видим у Псевдо-Дионисия Ареопагита. Различие в достоинстве и положении ангелов обусловлено не различием их природы, а степенью их нравственного совершенства, которое, как дело свободной воли, зависит от самих ангелов (ср. учение Оригена, XIV, 9).

9. Космология. Мир материальный создан Богом из ничего. Чтобы приблизить к пониманию, каким образом Бог, Существо духовное, невидимое, неколичественное, мог создать противоположную Себе природу материи, Григорий отрицает само бытие материи. Каждая вещь при старательном анализе разлагается на совокупность качеств. Если из понятия о любой вещи устранить цвет, очертание, легкость, твердость, упругость, запах, то за устранением этих качеств не останется никакой материи. О ней мы ничего не знаем, и ее вовсе не существует. Качества же сами по себе суть чистые понятия и простые умопредставления; ни одно из них не есть вещество, но они становятся веществом, когда входят в известное сочетание между собой. Если элементы материи умопредставляемы и духовны, то происхождение их от духовного и умопредставляемого вполне естественно.

В творении мира Григорий Нисский различает два момента: мгновенное создание непосредственным творческим актом всех сил и потенций бытия и постепенное осуществление этих потенций в течение шести дней по вложенным в них законам.

А. Вначале, т. е. в один момент, с которого началось течение времени, всемогущий и потому не нуждающийся в постепенности выполнения предначертанного плана Бог создал небо и землю, т. е. всю совокупность тварей, пределами которых для человеческого ума служит небо и земля, ибо человек не может видеть ни выше неба, ни ниже земли. Однако эта земля, по переводу Симмаха, была "праздною и безразличною". Праздной потому, что она находилась еще в потенциальном состоянии, и безразличной потому, что заключающиеся в ней качества находились в слитном состоянии, не обособились друг от друга и не сошлись вместе по присущим им законам.

В. За этим мгновенным созданием потенций последовало образование мира в течение шести дней. Но сама эта постепенность показывает, что Бог, всемогущая воля Которого осуществляется моментально, не принимал в нем непосредственного участия. Библейское "рече Бог — да будет, и бысть" указывает только на то, что совершившееся в каждый день происходило согласно закону, вложенному Творцом в сами элементы мира. Развитие природы происходило механически, причем основной действующей силой в этом процессе была тяжесть или плотность. Вследствие неравномерной плотности элементов хаоса происходит их расслоение. Сначала выделяются самые легкие и удобоподвижные частицы огня, собираясь на поверхности и направляясь перпендикулярно вверх. Огонь движется вверх, пока не встречает на своем пути еще менее плотную среду умопостигаемого, в которую он не может проникнуть. Тогда дви¬жение продолжается по окружности этой сферы, и огненная масса описывает круг. Этим она отмечает первый день и границу, разделяющую чувственное от умопостигаемого. Эта граница есть твердь, установившаяся при начале второго дня. В третий день из хаоса выделилась и собралась в одно место вода, образовалась суша. К окончанию четвертого дня произошла дифференциация всё по тому же принципу тяжести и в самой светящейся массе, также состоящей из неодинаковых по плотности элементов. Более легкие и подвижные элементы стремились вверх и опережали в круговом движении элементы более плотные, которые двигались медленнее и опускались вниз. В конце концов однородные по плотности элементы светящейся массы собрались вместе и образовали солнце, луну и звезды (ср. учение Василия Великого).

10. Первобытное состояние человека. В учении о происхождении человека и его первобытном состоянии Григорий Нисский стоит в некоторой зависимости от Филона. Говоря о творении человека, он различает два творческих акта. В Писании сначала сказано: "И сотворил Бог человека". Неопределенностью выражения здесь указывается на всё человечество. В первоначальном акте идеального творения всемогущество и всеведение Божие создало саму идею человечества, которая объемлет собой все индивидуумы и в каждом из них целостно воплощается, ту именно сущность человека, которая выражается словом "человек" и неизменяемость которой не позволяет называть трех индивидов тремя человеками (ср. учение о Троице, В, b). Но вслед за приведенными словами Писание прибавляет: "Мужа и жену сотворил их", указывая этим на второй акт реального творения. Он состоит в том, что из числа идеально уже созданных индивидуумов получили реальное бытие только два — Адам и Ева. Далее идеальный человек, в котором нет различия пола, в этом акте разделяется на мужской и женский пол. По первоначальному Божественному плану, человек должен был оставаться бесполым и размножаться тем же путем, каким размножаются ангелы. Но Бог предвидел падение людей и то, что ангельский способ размножения станет для них недоступен, поэтому в акте реального творения по предведению разделил человека на полы, чтобы он после грехопадения мог размножаться способом, свойственным животным.

До грехопадения человек имел тело тонкое, духовное. Он не нуждался в физической пище, которая "притекает и потом выделяется", не имел чувственных влечений и был свободен от полового соития. Сам рай, в котором он жил, находился на небе и не был обыкновенным садом. Повествование Св. Писания о рае есть аллегория: жить в раю — значит ни в чем не иметь нужды, возделывать рай — значит силой чистой мысли проникать в самое существо добра, наслаждаться плодами райских деревьев — значит вкушать чистое ведение, нетленную жизнь и все вообще блага. Правда, у человека было всё же тело, а следовательно, наклонность к чувственному, но она находилась в строгом подчинении разуму. Грубое физическое тело, нуждаю¬щееся в питании и размножающееся одинаковым способом с животными, человек получил уже после грехопадения. Это есть кожаные ризы, в которые облек человека Бог.

11. Христология. Учение о Лице Иисуса Христа раскрыто Григорием Нисским в противовес Евномию и Аполлинарию. Оно близко соприкасается с христологией Григория Богослова и отличается от нее только в одном отношении. Григорий Нисский признает в Лице Искупителя две совершенных природы — Божескую и человеческую. Полная и совершенная человеческая природа предполагает наличность ума. Две природы вступили между собой в такое соединение, в котором, сохраняя свою самостоятельность, образовали, однако, Одну Личность. Для обозначения этого тесного внутреннего соединения природ Григорий Нисский, так же как и Назианзин, пользуется терминамиkrasis, mixis, sunafeis(последний термин у Григория не обозначает поверхностного соприкосновения, как у Нестория, потому что употребляется и для выражения единения Лиц Св. Троицы). Временем ипостасного соединения естеств был момент зачатия. Но всё же Григорий Нисский мыслил это соединение менее тесным во время земной жизни Христа и более совершенным после Воскресения Его, и в этом лежит черта различия между его христологией и учением Григория Богослова. Григорий Нисский не употребляет выражений:enosis kath`ousian, Theotokos много раз и подробно доказывает, что страдания Христа не следует относить к Его Божеству. Полное соединение произошло по Воскресении, когда человечество Христа претворилось в Божество. "Его тело, срастворенное с Божеством, вследствие этого срастворения сделалось тем, что есть воспринявшее Его естество". "Из смиренного человек сделался высоким; находясь в бессмертном, стал бессмертным, во свете — светом, в нетленном — нетленным, в невидимом — невидимым, во Христе — Христом, в Господе — Господом". Тело Христа утратило "вид, образ, объем и все прочие как внутренние, так и внешние части тела". Оно растворилось в Божестве, как ка¬пля уксуса, упавшая в море.

12. Учение о спасении. В учении Григория Нисского о спасении отражается влияние Афанасия Великого и Оригена:

а. От св. Афанасия Григорий Нисский унаследовал учение об обожении человечества через соединение с Божеством. Сын Божий воспринял на Себя человеческую плоть, чтобы очистить ее от греха и сообщить ей нетление. Так как вся жизнь человека от рождения и до смерти проникнута грехом, то Божеству, воспринявшему человеческую природу, надлежало пройти через два этих предела — рождение и смерть. Сын Божий, восприняв человеческую природу через рождение и претерпев смерть, освятил ее всецело. Вместе с тем Он сообщил природе человека, в которую привзошла смерть, нетление Своего Божества. Ближайшим образом освятилось и получило нетление человечество в Лице Самого Искупителя, но то, что стало достоянием части, сообщается и целому, т. е. всему человечеству.

b. От Оригена Григорий усвоил теорию выкупа и обольщения сатаны. Человек добровольно отдал себя в рабство сатане, поэтому диавол владел им по праву, и было бы несправедливо отнять у него человека насильственно. Вследствие этого Христос предложил ему обмен и в качестве выкупной платы Свою собственную Душу. Диавол, зная о бессеменном зачатии и чудесном рождении Христа, о Его чудотворной силе, видел в Нем совершенно исключительного человека, ценность Которого превышала стоимость всего человечества, и охотно согласился на выкуп. Он овладел Душой Христа, но удержать Ее в своей власти он был не в силах. Всякое зло есть величина отрица¬тельная, отсутствие добра. Когда в царстве тьмы и смерти явилась положительная сила Света и жизни, тогда, естественно, тьма рассеялась, а жизнь восторжествовала над смертью. Диавол этого не мог предвидеть, потому что Христос, предлагая ему Свою Душу в качестве выкупа, скрыл от него Свое Божество под завесой плоти. Если бы диавол знал, что в Лице Христа обитало Божество, то он не решился бы приблизиться к Нему и не согласился бы на предлагаемые условия. Но он видел во Христе человека, хотя и исключительного.

На вопрос, не набрасывает ли теория обольщения некоторой нравственной тени на Лицо Искупителя, Григорий Нисский отвечает отрицательно, ссылаясь на два основания. Во-первых, обольщение было допущено с благой целью освободить человечество и спасти самого диавола, а во-вторых, это средство было применено к тому, кто сам обольстил человека, а воздаяние равным и есть справедливость. Искупительный подвиг Христа имеет универсальное значение. Плоды его простираются не только на весь род человеческий, но и на мир бесплотных духов добрых и злых (ср. учение Оригена).

13. Эсхатология. В учении о последних судьбах мира и человека св. Григорий Нисский остался верен Оригену. Мировой процесс окончится восстановлением всего в чистоту первобытного состояния (апокатастасис). Философской предпосылкой апокатастасиса является учение о Боге, как бытии и благе, и о зле, как небытии и отсутствии блага. Зло противоположно добру, но оно не может быть какой-либо сущностью, так как в таком случае оно было бы или вечным и ограничивало бы абсолютность Божию, или происходило бы от Бога и набрасывало бы тень на Его нравственное совершенство. Если Бог есть само бытие и само благо, то зло, как противоположное Ему, есть небытие и отсутствие блага. Как величина отрицательная, зло не может дать удовлетворения существам духовным. Оно подобно темному пространству в царстве света, обнимающего это темное облако со всех сторон. Чем глубже кто-нибудь стал бы по¬гружаться в него, тем более приближался бы к его противоположной границе и, следовательно, к выходу в царство света. Таким образом, все существа со временем обратятся к Богу и достигнут блаженства. Средствами очищения служат смерть и огонь мучений. Смерть есть благо. Вследствие грехопадения человек облекся в кожаные ризы, т. е. в грубую плоть, влекущую его ко греху. Для того чтобы отделить эту грубую плотяность от первобытного духовного тела, необходима смерть и тление оземляневшего тела.

По смерти праведники, которые уже при жизни искали неба, немедленно получают райское блаженство. Грешники, утратившие возможность наслаждаться чувственными благами, которых они искали при жизни и не подготовленные к восприятию благ духовных, терпят муки совести. Дети же, умершие, не совершив ни грехов, ни подвигов добродетели, находятся некоторое время в состоянии безразличия, но постепенно путем продолжающегося и за гробом нравственного развития переходят к добру и блаженству.

По окончании исторического процесса наступит всеобщее воскресение, чтобы каждый в своем собственном теле получил или награду, или наказание. В учении о воскресении тела Григорий Нисский вносит поправку к оригенизму на основании возражений Мефодия Олимпийского. Связью между умершим и воскресшим телом, по учению Оригена, будет служить: а) материальный субстрат и б) индивидуальный вид тела (ср. XIV, 13). Первую мысль Григорий Нисский несколько изменяет: в состав воскресшего тела войдут частицы материи: не подобные только тем, которые составляли умершее тело, а те самые. На вопрос, как это возможно, Григорий Нисский отвечает учением о по¬смертной связи души с материальными стихиями принадлежавшего ей некогда тела. Последнее разлагается, и его составные элементы могут рассеяться по всему миру. Но душа непространственна. Своей познавательной силой она находится при каждой из частиц, принадлежавших ее телу. При воскресении она их соберет и восстановит из них свое тело.

Вторую мысль Оригена Григорий Нисский воспринимает без изменения. Восстанавливая свое тело, душа построит его по тому же принципу, по которому было образовано умершее тело и который сообщал ему индивидуальный вид и очертание, остававшиеся неизменными при всех переменах возраста, болезни и т. п. Этот вид есть энтелехия тела.

После воскресения Праведный и Милосердный Бог употребит по отношению к грешным средства врачевания, чтобы обратить их к добру. Таковым средством будет служить адский огонь, который очистит грешника от примесей порока. При этом Бог, как врач, производящий операцию, имеет Своей целью не боль и мучения грешника, а его исцеление и употребляет такое мучительное средство не для того, чтобы карать грешника, за отсутствием иного, более легкого врачевания.

Такому же врачеванию подвергнутся демоны и сам диавол. Следствием этого будет очищение всех существ, обращение их к Богу и полное уничтожение греха. Библейским обоснованием этого учения служат: Пс. 36:10: "Еще мало, не будет грешника и взыщеши места его и не обрящеши"; Флп. 2:10: "О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, и земных, и преисподних"; 1 Кор. 15:28: "Будет Бог всяческая во всех".


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру