Патрология. Александрийская школа

Ориген

1. Биографические сведения. Ориген родился в 182 г. от христианских родителей. Отец его, Леонид, был учителем грамматики. Элементарное образование и познания в Св. Писании Ориген получил под руководством отца, которого уже тогда изумлял своими вопросами о более глубоком смысле слова Божия. В 202 г. разразилось гонение Септимия Севера, и Леонид был арестован. Ориген тоже стремился к мученичеству, и только хитрость матери, скрывшей всю его одежду и этим лишившей его возможности выходить из дома, спасла его для семьи. По смерти отца Ориген был взят к себе одной богатой женщиной, но вскоре отказался от этой помощи, потому что в ее доме жил еретик по имени Павел. С этого времени он начал искать пропитания для себя и своей осиротелой семьи уроками.

Во время гонения Септимия Севера Климент покинул Александрию, и катехизическая школа закрылась. Тогда жаждущие христианского просвещения обратились к Оригену, который повел дело так успешно, что епископ Димитрий поручил ему обучение в катехизической школе. Чтобы не пользоваться платой за обучение от учеников, Ориген продал свое единственное сокровище — библиотеку. Вырученная сумма денег давала ему четыре овола в день, и на эти средства он существовал. Жизнь его была полна аскетических лишений. Днем он занимался с учениками, ночью изучал Св. Писание, спал на голой земле, ел лишь столько, сколько необходимо для поддержания жизни, не носил обуви, не имел второй перемены платья. В это же время под влиянием общего аскетического настроения и буквального понимания слов Евангелия о скопцах, оскопивших себя ради Царства Небесного (Мф. 19:16), Ориген оскопил себя. Этим он надеялся отнять у язычников всякий повод к клевете, которая могла быть вызвана тем обстоятельством, что в качестве учителя он входил в близкие отношения не только с мужчинами, но и с женщинами.
 
Умножившееся число учеников побудило Оригена пригласить помощника: он поручил оглашаемых Ираклу, а сам стал заниматься с более зрелыми, которым он изъяснял главным образом Св. Писание. Чтобы иметь возможность читать Ветхий Завет в подлиннике, он начал брать уроки еврейского языка и приобрел в нем значительные познания. Слава Оригена росла. В это время правитель Аравии просил епископа Димитрия и префекта Александрии прислать к нему Оригена для собеседования. Ориген отправился в Аравию и, выполнив возложенное на него поручение, скоро возвратился обратно в Александрию.

Летом 215 г. вследствие народного возмущения против императора Каракаллы и последовавших репрессий со стороны правительства Ориген вынужден был удалиться из Александрии и поселиться в Кесарии Палестинской. По настоянию своих друзей, Александра, еп. Иерусалимского, и Феоктиста Кесарийского, Ориген начал произносить проповеди в богослужебных собраниях, хотя и не имел никакого иерархического сана. Когда слухи об этом достигли Димитрия Александрийского, он усмотрел в поступках Оригена нарушение церковной дисциплины и потребовал его возвращения в Александрию. Ориген повиновался.

Возвратившись в Александрию, Ориген снова предался школе и литературе. Его литературной продуктивности много содействовал Амвросий, богатый человек и друг Оригена, обращенный им к Церкви из секты Валентина, к которой он прежде принадлежал. Амвросий содержал за свой счет семь скорописцев, которые писали поочередно под диктовку Оригена, семь писцов, переводивших стенографические записи на обыкновенное письмо, и девушек, занимавшихся перепиской составленных записей. Содействие скорописцев освобождало Оригена от необходимости самому записывать свои мысли и сберегало для него много драгоценного времени. В 230 г. Ориген предпринял поездку в Грецию по каким-то церковным обстоятельствам. Исполнив возложенное на него поручение, на обратном пути в Александрию он посетил друзей в Кесарии. Чтобы дать возможность Оригену проповедовать в церкви, Феоктист Кесарийский посвятил его в сан пресвитера. Димитрий Александрийский усмотрел в этом нарушение своих прав, так как посвящение состоялось без его согласия. Он собрал собор из пресвитеров и епископов, который лишил Оригена права преподавания в Александрии и потребовал его удаления из отечественного города. Другой собор немногочисленных епископов объявил недействительным его посвящение. После этого в 231 г. Ориген окончательно переселился в Кесарию. Здесь Ориген продолжал свою деятельность в качестве катехета и учителя, проповедовал в церкви. В это время Ориген был приглашен в Антиохию матерью императора Александра Севера, Юлией Маммией, которая хотела послушать его учение о предметах божественных.

В 235 г., в гонение Максимина, во время которого Амвросий сделался исповедником, Ориген скрылся в Кесарии Каппадокийской и прожил там два года в доме девственницы Юлианы.

Вернувшись в свое новое отечество, Ориген снова отдал всего себя научным занятиям и проповеди. Церковь часто нуждалась в его учености и красноречии в борьбе с еретиками. С этой целью он ездил в Афины. Он убедил отказаться от адопцианства Верилла Вострийского. Наконец, благодаря ему аравийские психопаннихиты (ср. Татиан, IX, 6с), учившие о смерти души и сне ее до всеобщего воскресения, присоединились к Церкви.

В гонение Декия (251 г.) Ориген был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам. 69-летний старец не выдержал истязаний и скончался в 251 г.

2. Сочинения Оригена можно разделить на несколько классов.

a. Сочинения библейско-критические. Колоссальным трудом Оригена, утраченным ныне, были его "Экзаплы" и "Тетраплы". В этом труде, начатом в Александрии и оконченном в Тире, Ориген наглядно показывает отношение перевода Семидесяти толковников к еврейскому подлиннику, дает критическое пособие к научному экзегезису и полемике с иудейством. Различные версии Ветхого Завета были сопоставлены им в шести столбцах в следующем порядке: еврейский текст, еврейский текст в греческой транскрипции, переводы Акилы, Симмаха, Семидесяти толковников, Феодотиона. В некоторых местах к этим переводам присоединялся еще пятый и даже шестой анонимные. В этом случае экзаплы расширялись до октапл. Сокращением экзапл служат тетраплы. В них содержатся только четыре греческих перевода без первого и второго столбца еврейского текста. Разногласие рукописей Септуагинты Ориген исправлял и примирял путем сравнения их с другими переводами. Всё излишнее в переводе Семидесяти толковников сравнительно с еврейским текстом Ориген отмечал обелом; всё, внесенное в перевод Септуагинты соответственно еврейскому тексту из других переводов, отмечалось астериском.

b. Сочинения библейско-экзегетические. Ориген составил комментарии на Св. Писание в трех видах, или формах: схолий, бесед и комментариев.

Схолии — это краткие заметки на различные места Св. Писания. От них сохранились лишь небольшие фрагменты на греческом языке и в переводе Руфина.

Беседы представляют собой богослужебные проповеди Оригена. Они существовали почти на всё Св. Писание. Изъяснение Писания в беседах отличается более популярным характером и приспособлено к пониманию большой публики. В них выясняется главным образом нравственный смысл Св. Писания. Аллегорический метод употребляется редко, обычно в тех случаях, когда текст сам по себе не имеет нравственного содержания. От бесед сохранились фрагменты на греческом языке и в переводе Руфина. Мы имеем до 200 бесед Оригена, главным образом в переводе Руфина, на различные книги Св. Писания, преимущественно на Пятикнижие.

Целью комментариев служило научное истолкование Св. Писания. При этом Ориген везде строго различает два смысла писания: низший (временный, буквальный) и высший (вечный, духовный). Выяснить этот последний смысл Ориген и поставил своей задачей. В некоторых случаях Ориген совсем отрицал буквальный смысл как соблазнительный. Даже евангелисты, по его словам, нередко заключали духовный смысл в плотской лжи. Аллегорический метод толкования не мешает, однако, Оригену по временам прибегать к филологическим, историческим и географическим справкам. От комментариев сохранились лишь жалкие остатки. Из них особенно важны фрагменты комментариев на Евангелия Матфея и Иоанна, на Книгу Бытия и Песнь Песней, на Послание к Римлянам.

c. Сочинения догматические.

 "Строматы". От этого сочинения сохранились незначительные фрагменты. Оно содержало выдержки из сочинений философов, подтверждающие христианское учение, и схолии на разные места Св. Писания.
 
Сочинение "О воскресении" и два "Диалога о воскресении", посвященные Амвросию, также утрачены.

"О началах" представляет собой первый опыт философской догматики. Под "началами" разумеются основные положения христианского учения о вере или основные истины христианства. Сочинение разделяется на четыре книги. В первой книге говорится о Духе и духах (Бог, Логос, Дух Святой, Ангелы), во второй — о мире и человеке (воплощение, душа, свобода воли), в третьей — о грехе и Искуплении, в четвертой — о Св. Писании. Фрагменты греческого текста сохранились только в "Филокалии" Василия Великого и в послании Юстиниана к патриарху Мине. В полном виде сочинение сохранилось в латинском переводе Руфина.

d. Апологетические сочинения.

"Против Цельса". Труд составлен по просьбе Амвросия и посвящен критическому разбору сочинения Цельса (платонического философа) "Истинное слово", направленного против христианства. В восьми книгах Ориген шаг за шагом разбирает все возражения философа против христианской религии. Это наиболее полное и совершенное из произведений древней Церкви апологетического характера.

e. Сочинения назидательного характера.

"О молитве". В первой части говорится о молитве вообще. Во второй — о молитве Господней.
"Увещание к мученичеству". В этом сочинении Ориген обращается к Амвросию, томившемуся в тюрьме во время гонения Максимина, с целью поддержать его мужество и утешить его.

f. Письма. Из обширной переписки Оригена сохранилось только два письма. Одно к Юлию Африкану, в котором доказывается подлинность тех частей греческой версии книги пророка Даниила, которые не содержатся в еврейском тексте (история Сусанны, рассказ о Виле и драконе), и другое к Григорию Чудотворцу, содержащее увещание не охладевать в изучении Св. Писания.
3. Состояние текста сочинений. Греческие фрагменты сочинений Оригена со стороны достоверности их текста не вызывают никакого сомнения. Нельзя сказать того же о латинских переводах Руфина и Иеронима, в которых сохранились некоторые сочинения Оригена. Переводы Руфина представляют собой, скорее, обработку подлинника в духе православия IV в., чем переводы в собственном смысле. Руфин старался исправить сочинения Оригена и устранить в переводах всё то, что могло показаться неправославным. Для этого он пользовался тремя приемами.
a. Он выбрасывал те места, которые могли казаться соблазнительными и которые сам Руфин считал злонамеренными вставками еретиков.

b. Он делал дополнение к переводимому тексту, как он уверяет, из других сочинений Оригена. На самом деле эти дополнения он делал от себя, а одно место было внесено в перевод "О началах" из сочинения Дидима.
с. Он "изменял слова Оригена в лучшую сторону" и для этого делал незначительные поправки, искажавшие, однако, мысль Оригена: он изменял 2–3 слова, вставлял или отбрасывал отрицания, утвердительную форму речи обращал в вопросительную, или наоборот. Отсюда следующее методическое правило при пользовании переводами Руфина: можно признать подлинными все места, в которых Ориген расходится с православием IV в., и нужно быть осторожным в тех случаях, когда выступают черты сходства учения Оригена с догматикой IV в.

Учение Оригена

4. Метод Оригена. Ориген дал философское обоснование христианской догматики. Однако он желал оставаться в полном согласии с верой простых христиан, с твердо установленным и общеобязательным учением Церкви. Поэтому в основу своей системы он положил правило веры. Он признает содержание правила веры неизменным и принимает его в силу авторитета Церкви. Исследованию же подвергает лишь то, что не было еще закреплено в правиле веры и не получило общеобязательного значения.

5. Учение о Боге. Бог есть начало всего. Как начало всего, Бог никому не обязан Своим бытием. Имея бытие от Себя, Он Один есть сущий в подлинном и истинном смысле. Как начало всего, Бог не может быть мыслим сложным, потому что часть первоначальнее целого, в состав которого входит. Отсюда, если Бог есть начало, то Он — Существо в высшей степени Единое, монада. Как Единое, Бог должен быть мыслим нематериальным в самом строгом смысле, ибо тончайшая материальность предполагает протяженность и, следовательно, делимость. Как Единое, Бог стоит вне ряда существ и не может входить наряду с ними в состав более общего понятия, а потому Ему нельзя приписать категорию сущности: Он выше сущности.

Признавая абсолютность Бога, Ориген отрицал Его беспредельность по сущности, силе и могуществу. Беспредельное не может быть объято никакой мыслью. Если бы Бог был беспределен по сущности и силе, то не был бы познаваем и для Себя Самого и, следовательно, не был бы и всеведущ. Оригену свойственно строгое понятие о неизменяемости Божией, которое имело большое значение в его учении о Сыне Божием и о мире.

6. Учение о происхождении Логоса представляет собой в значительной степени вывод из его учения о Боге. Это учение можно рассматривать с отрицательной и положительной стороны. К первой относится всё то, как не должно понимать происхождение Сына Божия, ко второму — положительное выяснение вопроса.

a. С отрицательной стороны рождение Сына Божия должно быть мыслимо таким актом, который стоит вне времени и пространства.

Ориген первый со всей ясностью высказал мысль о вечном рождении Сына Божия. К этой мысли его привела идея неизменяемости Бога. Бог есть Отец Сына. Как неизменяемый, Он есть всегда Отец, следовательно, Сын Божий происходит от вечности. Рождение Сына нельзя понимать не только в смысле акта, имевшего начало во времени, но и в смысле завершившегося акта. Это вечно длящийся процесс. Нельзя сказать: Отец от вечности родил Сына. Нужно говорить, что Он вечно и непрерывно рождает Сына. В противном случае рождение Сына, как завершившийся акт, разделяло бы жизнь Божества на два периода, т. е. вносило бы изменяемость в его жизнь.

В понятии о рождении Логоса не должно заключаться никаких пространственных представлений об эманации или отделении части Божественного Существа, ибо, как Существо нематериальное, Бог неделим. Для предшествующих писателей аналогией, поясняющей духовный характер рождения Логоса, было отношение Слова к мысли. Ориген находил эту аналогию недостаточной, так как произнесение слова предполагает напряжение голосовых органов и колебание воздуха, распространяющегося в пространстве. Он заменял ее сравнением, не заключающем в себе никаких пространственных элементов. "Сын, — говорил он, — рождается от Отца, как хотение от мысли".

В выражении "Сын рожден из Сущности Отца" Ориген видел ту же неправильность. Учение о рождении из существа, по его мнению, заключает в себе мысль об уменьшении объема сущности Божества или отделении от нее части. На этом основании он отрицает термин "рождение из существа" и в этом пункте расходился с никейским учением.

b. По учению предшествовавших писателей, рождение Сына было обусловлено Божественным изволением создать мир (ср. Иустин Мученик, Тертуллиан). Нуждаясь в посреднике для своей творческой деятельности, Бог рождает Логос как орудие. Рождение Логоса обусловливалось таким актом, которого могло и не быть. Этим вносилась случайность в бытие Сына. Ориген стоит ближе к никейскому учению. В его системе рождение Сына есть внутренний процесс Божественной жизни, процесс необходимый и потому вечный. В основу положительного выяснения этого процесса легло представление о силе потенциальной и силе, проявляющейся в действии. Всякая сила непременно проявляется в действии. Сила и ее проявление одновременны, и только логически первая предшествует второму. Поэтому, если существует некоторая сила вечно, то вечно будет существовать и ее проявление. Ориген различает сущность Божию, потенциальную силу этой сущности и проявление этой последней в деятельности. От сущности Божией исходит сила, которой Он всем управляет. От этой безмерно великой силы рождается подобно хотению из мысли как бы некоторое испарение или сам цвет ее. Эта обнаружившаяся сила Божия и есть Логос. С Никейской верой Ориген совпадает в учении о рождении Сына как внутреннем процессе Божественной жизни, но расходится с ней в том, что признает рождение Сына не из сущности Отца, а от силы, исходящей из этой сущности. В учении Оригена о вечном рождении Логоса, обусловленном необходимостью Божественной природы, яснее, чем у всех предшествующих писателей, выражена идея возвышенности природы Сына Божия.

7. Учение об отношении Сына Божия к Отцу.

a. Ориген не признавал Сына Божия Единосущным Отцу. В этом убеждают следующие соображения.

 Ориген учил, что Отец выше сущности и что сущность можно приписывать только Сыну. С этой точки зрения невозможно было говорить о единстве Отца и Сына по сущности.

В полемике с гностиком Гераклеоном Ориген прямо отрицает единосущие. Гераклеон утверждает, что истинный гностик единосущен Богу. Ориген видел в этом учении богохульство и доказывал, что даже Сын и Дух, безмерно превосходящие всех тварей, не единосущи Отцу.

b. Если в учении о рождении Логоса выражаются возвышенные понятия Оригена о природе Сына Божия, то в противоположность этому субординационизм выражен им решительнее, чем предшествующими писателями.

 Отец есть безусловное единство, абсолютная монада. В Природе Сына есть уже некоторая множественность. Ради мира, в котором Он действует, Логос становится многим.

 Бог Отец Один только есть Самобог , Бог в собственном смысле. Божество не совпадает с самой сущностью Сына. Он Бог по причастию, ибо Он Первый обожился, вовлек в Себя от Божества Отца вследствие пребывания у Него.

 Богу Отцу принадлежит высший предикат — благость, Сыну — низший, справедливость. В истинном смысле благ только Отец. Благость Сына выражается в Его воспитательной деятельности среди разумных существ. Воспитание требует приспособления благости к потребностям и характерам воспитуемых, а благость, воздающая всем должное, уже не есть благость, а называется справедливостью. Отсюда Сын Божий, как воспитатель, олицетворяет Собой не столько благость, сколько правосудие.

 Ведение Сына менее совершенно, чем ведение Отца. Не только Бога Отца Сын познает менее чисто и верно, чем Сам Отец, но ведение Его ограничено и в отношении к миру. Так, для Спасителя не совсем было ясно, что крестная смерть, которая повлекла за собой погибель Иуды и иудеев, есть лучшее и единственно возможное средство спасения людей, поэтому в Гефсиманском саду Он просил для Себя более тяжелого подвига, но такого, плоды которого простирались бы на большее число людей.

 С молитвой в собственном смысле можно обращаться только к Богу Отцу. Получив усыновление Духом Святым, христианин становится как бы братом Христа, а молиться брату неприлично. Не Сыну нужно молиться, а Отцу через Сына. В учении Оригена о Сыне Божием совмещаются, таким образом, две диспаратные группы идей: идеи возвышенности природы Логоса и обостренный субординационизм.

8. Учение о Духе Святом. Дух Святой есть отдельная Ипостась и происходит от Отца через Сына.

То обстоятельство, что Сын происходит от Отца, послужило для Оригена основанием признать Его менее совершенным. Так как Сын, по учению Оригена, служит посредствующей причиной Духа Святого, то Дух Святой ставится им в подчиненное отношение не только к Отцу, но и к Сыну. Личной особенностью Духа служит святыня, или присущая Ему освящающая сила.

Последовательный субординационизм Оригена выражается в его учении о сфере деятельности Лиц Св. Троицы. Сферы Их деятельности Ориген представляет в виде трех концентрических кругов. Сфера деятельности Отца есть бытие вообще, и потому она самая обширная. Уже ее сфера деятельности Сына, потому что Его попечение простирается не на всё Бытие, а лишь на существа, одаренные разумом. Сфера деятельности Духа еще уже: она ограничивается лишь теми из разумных существ, которые стремятся к святости и достигают ее.

9. Космология. Бог есть любовь. Как любовь, Он открывается в творении мира. Но Бог в то же время есть Существо неизменяемое. Отсюда, если в настоящее время Он является Творцом мира, то должно признать, что Он был вечно таковым. Если мир создан Богом во времени, то момент творения разделил бы жизнь Божества на два периода, т. е. Бог перестал бы быть неизменяемым. Итак, Бог творит мир от вечности. Но будучи неограниченным по времени, мир ограничен по пространству. Для создания неограниченного мира потребовалось бы неограниченное могущество. Но Бог вездесущ. Он всецело познаёт и Свое могущество, следовательно, это последнее не есть могущество бесконечное, беспредельное.

Таким образом, вечное творение раскрывается в бесконечном ряде следующих друг за другом конечных миров. Если Св. Писание предсказывает кончину мира, то оно говорит о судьбе только того мира, в котором мы живем, и умалчивает как о мирах, предшествовавших нашему, так и о мирах, которые возникнут после разрушения нашего мира.

Каждый из бесконечного ряда конечных миров имеет свою историю. Каково же было первоначальное состояние нашего мира?

В настоящее время мы видим в мире внешние и внутренние неравенства. Есть народы дикие и есть просвещенные. Одни из людей богаты, знатны, сильны, другие — бедны и рождаются рабами. К неравенствам внешнего положения присоединяются неравенства внутренние: одни родятся умными и без всяких недостатков, другие глупыми, глухими, слепыми, злыми. Эти неравенства выходят и за пределы видимого мира: Св. Писание говорит о духах небесных и преисподних. Бог не мог сотворить ни внешних, ни внутренних неравенств. Он благ и справедлив и потому не мог оказать незаслуженного предпочтения одним тварям перед другими, одним предоставить небо, другим — землю, одних создать добрыми, других — злыми. Бог создал всех тварей духовными, чистыми, совершенными и равными как по дарованиям и совершенствам, так и по внешнему положению.

Причиной индивидуальности и неравенств была свобода, которой Бог наделил созданных Им чистых духов. Неравенства возникли вследствие падения духов, предшествовавшего возникновению настоящего материального мира. Пресытившись блаженством, духи употребили во зло данную им свободу и отпали от Бога, однако не в равной степени: одни — больше, другие — меньше.
Первым последствием падения духов было превращение их в души . Душа — охлажденный дух и как таковая она представляет собой первый шаг в материализации, в воплощении духа.

Вторым последствием падения явилось неравенство внутренних совершенств тварей. Так как духи отпали от Бога не в равной степени, то одни из них сохранили более первоначального огня, другие менее. Отсюда возникли степени в мудрости и нравственных совершенствах тварей.

Следствием внутренних неравенств явились неравенства внешние. Бог благ и справедлив. Он хочет возвратить к Себе снова все твари путем исправительных наказаний, соответствующих внутреннему состоянию каждого духа. В наказание за грех, которое должно привести к раскаянию и исправлению, Бог заключает духов в материальные тела и ставит их в более или менее тяжкие внешние условия жизни, смотря по степени падения каждого.

Для воплощения духов Бог создал материю, которая по своим свойствам приспособлена к свободе духов. Материя сама по себе бескачественна и бесформенна, но под влиянием внешнего воздействия способна воспринимать какие угодно свойства. Вследствие этого тело каждого воплощающегося духа получает форму, соответствующую его нравственному состоянию, равно как с изменением нравственного состояния воплотившегося духа изменяются и свойства его тела, т. е. по мере очищения духа одухотворяется и его тело.

Духи, наименее отпадшие от Бога, стали Херувимами, Серафимами, Архангелами, Ангелами. Соответственно степени своего падения каждый из этих классов занял более или менее высокое положение в небесной иерархии. Все эти духи облечены в тонкие эфирные тела, но различной степени лучезарности. Духи, отпадшие от Бога более, были заключены в менее тонкие, уже видимые тела, но всё еще блестящие и стали светилами небесными. Духи, согрешившие еще более, стали душами людей. Они облекаются в грубые и плотные человеческие тела и получают для жительства Землю. Но и в этом классе духов не все согрешили одинаково, а потому каждый получает тело и внешнее положение, строго соответствующее своей греховности. Одни воплощаются в уродливые и глупые тела и становятся рабами. Наоборот, более чистые получают тела красивые, совершенные, позволяющие проявиться всей мудрости духа, и родятся от богатых и знатных родителей. Духи, удалившиеся еще больше от Бога, стали демонами, злыми духами, князьями тьмы, а самый тяжкий грешник из них стал диаволом. Они получили темные, безобразные тела и изгнаны в преисподнюю.

Так возникли внутренние и внешние неравенства духов. Цель этих неравенств состоит в том, чтобы побудить падших духов к раскаянию и к возвращению в первоначальное состояние единства, святости и совершенства.

10. Христология. Заслуга Оригена в учении о Личности Христа состоит в том, что он первый ясно и определенно поставил вопрос о душе Христа и ответил на него со всей определенностью.

Бог по природе Своей есть чистый Дух, поэтому Он не может непосредственно соединиться со столь противоположной для Него природой материи, плоти. Для того чтобы Логос мог воплотиться, необходимо было некоторое посредствующее начало между Его Божественной природой и Телом, которое Он имел воспринять. Таковым и служит душа. Как охладившийся дух, она стоит уже на пути к воплощению, представляет собой первую ступень материализации. Однако, как созданная по образу Божию, она обладает бесконечной способностью принятия в себя Божества. Поэтому для воплощения Логосу было необходимо предварительно соединиться с душой.

Но соединившись всецело с одной душой, Логос поступил не произвольно, а строго сообразуясь с порядком бытия. Он избрал эту именно душу потому, что она одна только могла воспринять Его. Это была единственная душа, которая не согрешила, но от начала мира пламенела неизменной любовью к Богу и по Своей добродетели была подобна Логосу. Беспримерная безгрешность этой души находит свое объяснение в свободе воли.

Если Логос соединялся с душой человека, то каким образом во Христе могла быть Одна Личность? Это затруднение Ориген пытается устранить путем аналогий. Нравственное единение ведет как бы к слиянию личностей. Так человек, прилепляющийся к Богу, становится един с Ним. Муж и жена, Церковь, состоящая из многих членов, делаются единым телом. Это же подтверждает аналогия железа, лежащего в огне. Оно принимает огонь во все свои поры. В это время ни металл не отделим от огня, ни огонь от металла. Железо становится как бы огнем, так что, прикасаясь к нему, мы ощущаем не свойства металла, а свойства огня, мы видим железо не черным, а светящимся. Так и душа Христа как бы растворилась в Логосе.

По учению Оригена, свойства и внешний вид тела соответствуют нравственному состоянию заключенной в нем души. Душа Христа безгрешна; соответственно этому Ориген признавал, что Тело Христа было необыкновенной красоты и совершенства. Но этому противоречили слова Ис. 53:1–3, в которых видели указание на то, что Христос был некрасив. Чтобы примирить то и другое мнение, Ориген приписывает Телу Христа способность менять свой вид в зависимости от нравственного состояния тех, кто с Ним обращался.

 


Страница 2 - 2 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру