Патрология. Отдел четвертый. Возникновение научного богословия

6. Учение о средствах искупления грехов. Решение вопроса о принятии падших в положительном смысле привело св. Киприана к учению о средствах очищения грехов и примирении грешника с Богом. Таковыми св. Киприан признает покаяние и милостыню, понимая их в смысле удовлетворения Богу за грехи. В основе этих воззрений лежат понятия заслуги и удовлетворения, впервые появившиеся у юриста Тертуллиана.

 a. По своему внутреннему смыслу покаяние есть умилостивление разгневанного Божества, удовлетворение Его правде. "Покаяние умилостивляет Господа негодующего и угрожающего за нанесение Ему оскорбления", полным покаянием грешник "умилостивляет оскорбленного Господа" — вот выражения, свойственные Киприану. Средством для умилостивления Бога служат всякого рода скорби и страдания, добровольно принимаемые на себя грешником. Грешник должен отказаться от всяких удобств жизни, от вкусного стола, бани, красивой одежды. "Он должен проводить время в посте, день и ночь рыдать о своем падении, валяться в пепле, вретище и грязи". Отсюда покаяние сравнивается с тяжкой операцией. Тяжесть всех этих аскетических лишений должна строго соответствовать тяжести преступления. "Покаяние не должно быть меньше преступления". Но лучшим средством примирения с Богом служит мученичество, как высшая и наиболее тяжкая форма страдания за грех. Оно не только уравновешивает все грехи, как бы тяжелы они ни были, но и дает огромный излишек, который в Очах Божиих имеет значение прямой и великой заслуги. Отсюда доблестное перенесение муки не только очищает мучеников от грехов, но и делает их святыми.
b. Вторым искупительным средством служит, по учению Киприана, милостыня. Употребление богатств на дела благотворительности прежде всего имеет значение заслуги перед Богом. Оно сообщает действительность молитвам. "Кто не будет благосклонен к молению бедного, тот молитвами своими ничего не испросит у Бога". Молитвы, не сопровождаемые делами милосердия, Киприан называет "бесплодными и пустыми".
 
Милостыня служит искупительным средством для уврачевания грехов. Св. Киприан прямо сравнивает милостыню с крещением. "Постоянное благотворение, подобно крещению, снова возвращает нам милость Божию". Искупительное значение милостыни не ограничивается тем, кто ее дает, но простирается и на тех, за кого она раздается. Поэтому чем многочисленнее семейство, тем обильнее должна быть милостыня, "ибо прегрешения многих должны быть искуплены и совесть многих очищена".

7. Отношение к вопросу о крещении еретиков. Вопрос о крещении еретиков в сущности сводится к вопросу о способе принятия в общение новациан. Согласно римской практике, новациане принимались в общение без крещения через одно возложение рук для сообщения им Духа Святого. Киприан был противником этой практики и требовал крещения всех обращающихся к Церкви. Отношение Киприана к вопросу о действительности крещения еретиков определялось его понятием о Церкви. Если Церковь одна и единственна, если единство ее состоит не только в сохранении всеми одного и того же апостольского Предания, но и в союзе единообразно устроенных церковных общин, то все отщепенцы стоят далеко от Христа. Поэтому св. Киприан не полагает никакого различия между гностиками и новацианами. И те и другие — язычники, противники Христа, антихристы.

Как языческие, все общины еретиков и схизматиков одинаково лишены Св. Духа, а следовательно, и все совершаемые в них таинства недействительны. В крещении человек омывается водой и Духом и получает прощение грехов. Схизматический епископ, лишенный Св. Духа, не может освятить воду для крещения, а потому его крещение не может омывать грехов. За крещением следует помазание елеем, который освящается на алтаре. Схизматики не могут иметь ни Евхаристии, ни алтаря, потому что не имеют Св. Духа, а потому и елей для помазания не может быть освящен их епископом. Вне церкви не имеет никакого значения даже крещение кровью, наиболее угодное Богу; тем более не может быть действительно вне ее обычное крещение.

Так как крещение схизматиков недействительно, то для принятия в общение новациан недостаточно одного руковозложения. Это последнее священнодействие сообщает верующему Духа Святого, но для спасения, кроме получения Духа Святого, необходимо еще возрождение, "потому что Дух Святой не может быть принят, если не будет прежде преемлющего". Потому-то ап. Петр и крестил язычников, уже исполнившихся Духа Святого. Кроме того, св. Киприан считал римскую практику крайне непоследовательной. Если признаётся действительность крещения еретиков, то почему не признаётся действительность их руковозложения? Одна вода без Духа Святого не может очищать грехов в крещении, поэтому очистившийся от грехов через крещение восприял и Духа Святого. Далее, если крещение еретиков действительно, то они облекаются во Христа. Но Христос ниспосылает Духа Святого и, как всякий посылающий, выше Своего Посланника. Если еретики могут быть причастниками Высшего — Христа, то почему они не могут стать носителями низшего — Духа Святого?

Вполне понятен также отрицательный ответ Киприана на поставленный в Риме вопрос, не следует ли принимать обращающихся схизматических епископов в их сане. По мнению Киприана, всех еретических епископов нужно принимать простыми мирянами. Те из них, которые были посвящены в кафолической Церкви и потом отпали, должны лишаться сана за грех отступничества, а поставленные еретиками должны быть лишаемы сана потому, что в сущности они и не могли быть посвящены лжеепископами и антихристами.
Сторонники римской практики выставляли против Киприана два доказательства.

a. Издавна Церковь веровала "во едино крещение", поэтому перекрещивание еретиков казалось отступлением от правила веры. Киприан отклонял это возражение, исходя из своего учения о единстве Церкви. Крещение одно, но одно в Церкви. Однажды крещенного в Церкви действительно нельзя крестить еще раз, потому что это было бы вторым крещением. Но вне Церкви нет никакого крещения, а есть только оскверняющее языческое погружение. Поэтому, — говорит св. Киприан, — "мы крестим еретиков, а не перекрещиваем". Наоборот, признающие действительность еретического крещения тем самым выражают веру в возможность двух крещений, одинаково спасительных, — одного кафолического, другого принадлежащего еретикам.

b. В вопросе о крещении еретиков та, другая сторона ссылается на авторитет апостольского Предания. Св. Киприан оспаривал доказательную силу ссылки римлян на свое предание двумя соображениями.

Во-первых, он истолковывал римское предание в благоприятном для себя смысле. По его мнению, древний обычай принятия в общение без перекрещивания имеет отношение лишь к тем еретикам, которые отпали в ересь, предварительно получив крещение в кафолической Церкви, и потом снова возвращались к ней от ереси. Во-вторых, св. Киприан высказывает сомнения в апостольском происхождении римского обычая. Обычай ниже истины. Он должен быть поверяем Св. Писанием и разумом. Когда возникает спор о предании, нужно возвратиться к его источнику — Св. Писанию. Возвращаясь к Св. Писанию для проверки римского предания, св. Киприан находит, что оно стоит в полном противоречии с записанной проповедью апостолов. От апостолов передано, что "крещение одно, и притом установленное в Церкви". Далее везде апостолы называют еретиков нечестивыми, антихристами, убеждают удаляться общения с ними. Можно ли после этого допустить, что апостолы признавали еретиков носителями Духа Святого и проповедовали о действительности их крещения?


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру