Патрология

"Учение двенадцати Апостолов", "Первое послание Климента Римского к коринфянам", "Второе послание Климента к коринфянам", "Пастырь" Ерма, Послание, известное с именем апостола Варнавы, Св. Игнатий Богоносец.

VI. Св. Игнатий Богоносец

1. Биографические сведения. Сведения о жизни св. Игнатия очень скудны. Они почерпнуты главным образом из его же посланий.

Свидетельства древних устанавливают только факты епископского служения Игнатия в Антиохии и его мученической кончины в царствование Траяна (98–117 гг.). Из различных редакций мученических актов Игнатия даже самые древние и авторитетные "Martyrium Colbertinum" не отличаются достоверностью. Игнатий был вторым епископом Антиохии после ап. Петра. Его предшественником был Еводий. Став жертвой какого-нибудь случайного гонения, св. Игнатий был осужден в Антиохии на борьбу со зверями и под конвоем отправлен в столицу для исполнения казни. На пути в Рим он написал семь своих посланий. Первую продолжительную остановку узник имел в Смирне. Приветствовать мученика сюда собрались депутации от малоазийских городов. В ответ на это приветствие св. Игнатий со своей стороны написал и вручил депутатам послания к Ефесянам, Магнезийцам и Траллийцам. В этих посланиях он предостерегал верующих против иудействующих и докетов и призывал хранить единение со своими епископами. Из Смирны же было послано им и четвертое послание к Римлянам. Это последнее служит памятником энтузиазма христианских мучеников. Опасаясь, как бы римские христиане не воспользовались правом апелляции и не стали ходатайствовать перед императором о смягчении участи осужденного, св. Игнатий просит их любовь не лишить его мученического венца своим неуместным состраданием. "Ибо, — говорит он, - ни я уже не буду иметь такого удобного случая достигнуть Бога, ни вы ознаменовать себя лучшим делом, если не будете молчать… Не делайте для меня ничего более, как чтобы я был заклан Богу теперь, когда жертвенник уже готов, и тогда составьте любовью хор и воспойте хвалебную песнь Отцу во Христе Иисусе, чтобы Бог удостоил епископа Сирии призвать с востока на запад…Только просите для меня у Бога внутренней и внешней силы, чтобы я не говорил только, но и желал" (главы 2 и 3).

Второй остановкой была Троада. Здесь св. Игнатий получил известие о прекращении гонения в Антиохии. Из Троады он отправил еще три послания — к Филадельфийцам, Смирнянам и к св. Поликарпу, еп. Смирнскому. В двух первых он благодарит верных Филадельфии и Смирны за оказанный ему прием, призывает их к единению и просит послать депутации в Антиохию, чтобы приветствовать его бывшую паству по случаю наступившего мира. Та же просьба содержится в послании к Поликарпу. Сверх того в этом послании Игнатий много говорит об обязанностях епископа.

2. Послания Игнатия. Послания св. Игнатия дошли до нас в трех редакциях: пространной, средней и краткой.

a. Пространная редакция, кроме семи уже упомянутых посланий (к Ефесянам, Магнезийцам, Траллийцам, Римлянам, Филадельфийцам, Смирнянам и Поликарпу) содержит еще восемь следующих: к Марии Кассаболитской, Тарсянам, Антиохийцам, Ерону, диакону Антиохийскому, Филлипийцам, два послания к Иоанну Богослову и одно к Деве Марии с ответом на него. Послания к Иоанну Богослову и Деве Марии сохранились только на латинском языке. Эта редакция представляет собой интерполяцию первых семи посланий и подлог всех остальных. Работа фальсификатора первых двенадцати посланий относится ко второй половине IV в., а остальные три составлены еще позднее на латинском языке.

b. Средняя редакция обнимает только семь первых посланий и их текст не содержит тех интерполяций, которыми характеризуется первая редакция. Средняя редакция признается подлинной, потому что Евсевию известны только семь первых посланий и древние цитаты из них доказывают неповрежденность именно этого текста посланий.

c. В 1845 г. Куретоном была издана самая краткая редакция по двум сирийским рукописям, найденным в Нитрийских монастырях. Она представляет собой сирийский перевод только трех из числа семи первых посланий: к Ефесянам, Римлянам и Поликарпу. Текст этих посланий в сирийском переводе короче, чем в средней редакции. Вскоре после открытия этой редакции она была признана многими учеными за первоначальную, но в настоящее время это мнение оставлено благодаря позднейшим исследованиям, с несомненностью установившим тот факт, что сирийская краткая редакция представляет собой очень неискусное сокращение соответствующих посланий в подлинной средней редакции.

3. Время происхождения посланий Игнатия Богоносца определяется следующими соображениями. О посланиях св. Игнатия упоминает св. Поликарп Смирнский в "Послании к Филиппийцам". Но это последнее не имеет точной даты. Можно только сказать, что оно написано между 110 и 154 гг. В таком случае время составления посланий Игнатия падает на промежуток между 100 и 154 гг. Этот крупный период можно, однако, ограничить.

a. В посланиях нет упоминаний о Маркионе, следовательно, они написаны ранее 140 г.

b. В "Послании к Римлянам" Игнатий высказывает уверенность, что будет отдан зверям. Такой казни христиане не подвергались ранее Траяна. Уверенность св. Игнатия, что он подвергнется именно этому роду казни, указывает на последние годы царствования Траяна.

c. В "Послании к Поликарпу" св. Игнатий обращается к нему, как к молодому человеку, который не мог иметь более 40–50 лет. В этом возрасте Поликарп был в 110–120 гг. Все это дает право признать, что послание св. Игнатия составлено между 110 и 117 гг. О подлинности посланий Игнатия велись горячие споры в течение нескольких веков, так как вопрос этот затрагивал вероисповедальные интересы. В настоящее время вопрос этот может быть признан окончательно решенным в положительном смысле.

4. Догматическое содержание посланий. Послания св. Игнатия представляют собой одно из замечательнейших произведений патристической литературы по глубине отразившегося в них религиозного чувства. Непосредственность веры, не нуждающейся ни в каких доказательствах, живая связь с Личностью Христа и миром небесным, постоянство и интенсивность внутреннего переживания идеи Искупления ставят их выше других произведений мужей апостольских. В них или, вернее, в среде, из которой они вышли, берет свое начало то сотериологическое освещение христианства, которое характеризует собой творения свв. Иринея Лионского и Афанасия Александрийского.

a. Отношение св. Игнатия к Ветхому Завету представляет собой середину между полным его отрицанием в гностических системах и признанием слишком большого значения его для христианства, выразившимся у апологетов в доказательстве от пророчеств. Вместе с тем св. Игнатий относится с большим уважением к ветхозаветным пророкам и видит в них христиан до Христа, которые возвещали относящееся к Евангелию, уповали на Христа и спаслись верой в Него. Как ученики Христа, они терпели до Его пришествия такие же гонения, какие переносят теперь христиане. Таким образом, в противоположность гностикам св. Игнатий признает единство Ветхого и Нового Заветов.

Тем не менее, доказательство от пророчеств (ср. V, 4а) чуждо Игнатию. Для него христианская истина имеет непосредственную достоверность и не нуждается во внешних заверениях со стороны ветхозаветных пророчеств. "Не христианство уверовало в иудейство, — говорит он, — а иудейство в христианство" (Магн., 10.). В Филадельфии от св. Игнатия требовали казательств от пророчества и говорили ему: "Если не найду в древних Писаниях, то не поверю Евангелию". Но такое доказательство для св. Игнатия не имело никакого значения. Он отвечал им: "Для меня древнее — Иисус Христос, непреложно древнее — Крест Его, Его смерть и Воскресение" (Филад., 8).

b. Отличительной особенностью догматических воззрений св. Игнатия служит их христологический и сотериологический характер.

Борьба с иудействующими и докетами привела св. Игнатия к раскрытию учения о двух природах во Христе. По Своему Божеству Христос прежде всех век был у Отца и есть нерожденный. Он есть Слово, происшедшее из молчания Божия, или "неложные уста, которыми истинно говорит Отец", т. е. орган откровения Бога. Однако философского учения о Логосе у св. Игнатия нет. Будучи Богом, Христос был истинным, действительным человеком. В доказательство действительности плоти Христа св. Игнатий ссылается на следующие факты: происхождение Христа из рода Давидова, рождение от Девы Марии, крещение от Иоанна и исполнение закона; чисто человеческий образ жизни: принятие пищи и питья, страдание и смерть при известных исторических условиях — при Ироде и Пилате, истинное Воскресение и пребывание во плоти по Воскресении. Его осязали ученики Его, Он ел и пил с ними, как имеющий плоть.

 В своей сотериологии св. Игнатий понимает Искупление с положительной тороны, как дарование человеку нетления и воскресения во плоти. "Христос, — говорит он, — облагоухал Церковь Воскресением". "Евангелие есть совершение нетления". "Отец воскресил Христа из мертвых. Подобным образом воскресит и верующих в Него, ибо без Него мы не имеем истинной жизни". Нетление и способность к воскресению сообщает верующим таинство Евхаристии, которое есть "врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь во Иисусе Христе". Наоборот, св. Игнатий мало говорит об Искуплении, как о примирении с Богом, и о Евхаристии, как таинстве оставления грехов. Такое представление об Искуплении и Евхаристии свидетельствует о том, что для св. Игнатия преимущественное значение имело преобразование самой природы человека. Нетление и воскресение суть следствия явления Бога во плоти, Его смерти и Воскресения. Отсюда понятно, почему св. Игнатий с такой энергией восстает против докетов. Если Христос имел призрачную плоть, призрачно страдал и воскрес, то нет основания надеяться на наше воскресение: оно должно быть таким же призраком и самообольщением верующих, как и плоть Христа. А в таком случае и мученичество за Христа не имеет смысла: мученик теряет жизнь без надежды на возвращение к ней. Наоборот, мученичество апостолов и вообще верующих свидетельствует об их вере в реальность собственного воскресения и в реальность основы его — страданий и смерти Христа. С отрицательной стороны Искупление есть разрушение власти сатаны и освобождение от нее верующих.
Рождение и смерть Христа св. Игнатий называет достославной тайной. Христос называется у него "Словом, происшедшим из молчания".

Это указывает на то, что откровению во Христе предшествовал период, когда план спасения людей был скрыт в уме Божием, "находился в безмолвии Божием". Этот план был скрыт от князя мира сего, как военный план скрывается полководцем от неприятеля, чтобы поразить его неожиданностью и застать неподготовленным. Наконец, план этот для всех стал ясен, когда Своим явлением во плоти Господь разрушил царство диавола. Впоследствии из такого понятия о тайне развилась теория обольщения демиурга (Маркион) или сатаны (Ориген).

с. Учение о Церкви и епископе. Имея в виду еретиков — иудействующих и докетов, нарушавших церковное единство и устраивавших для себя свой отдельный алтарь, — св. Игнатий в своих посланиях обращался к Церквам с увещанием к единству. Средством сохранения церковного единства является единение верующих с епископом. Он убеждает верующих без согласия епископа не делать ничего, относящегося к Церкви. Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви. Только та Евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это.

Учение св. Игнатия о Церкви и епископе отличается, однако, некоторыми чертами от учения об этом же предмете св. Иринея и Киприана.

  • У св. Игнатия мы впервые встречаем термин "кафолическая Церковь", но он означает у него совсем не то, что означал впоследствии. Позднее под кафолической Церковью разумелся организованный союз местных или частных Церквей, во главе которого стоит собор епископов частных Церквей. Значение епископа не ограничивалось одной его кафедрой, но отчасти простиралось и на другие Церкви. Св. Игнатий ничего не говорит о единении частных Церквей. Каждая отдельная Церковь является для него совершенно законченным целым, живущим независимой жизнью. А под кафолической Церковью у него разумеется не союз поместных Церквей, а Церковь Небесная. Епископ вселенской Церкви есть Бог, ее пресвитеры — апостолы, члены — все верующие из иудеев и язычников. Отдельная церковная община должна быть совершенным отображением вселенской Церкви. В лице своего епископа она имеет представителя Епископа вселенской Церкви — Бога, в лице пресвитеров — представителей апостолов. Церковь на земле находится в рассеянии и не связана общей организацией. Верующие соединятся только в Царстве Небесном2.
  • Оплот церковного единства св. Игнатий видит в единении верующих со своим епископом, потому что возможность уклонения в ересь целой церковной общины во главе со своим епископом лежала еще вне его исторического кругозора: он имеет в виду лишь несогласие в пределах одной церковной общины. Когда опыт показал, что возможно отпадение в ересь всей отдельной церковной общины, тогда было раскрыто учение о высшем авторитете — соборе епископов.
  • Второй чертой, отличающей учение св. Игнатия о епископе от идей, ысказанных в очень ранних памятниках и развитых позднее свв. Иринеем и Киприаном в догматическую теорию, служит отсутствие идеи апостольского преемства епископов3. По учению позднейших писателей, Христос поставил апостолов, апостолы поставили епископов, передав им свое право учить и управлять Церковью, эти последние передали свои полномочия своим преемникам и т. д. Св. Игнатий нигде не сопоставляет епископов с апостолами, а всегда проводит параллель между епископом и Богом, с апостолами же он всегда сопоставляет пресвитеров. О преемственной передаче епископской власти он также ничего не говорит.

Страница 4 - 4 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру