Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского

Преподобный преп. Иустин Попович, Перевод Сергея Фонова

IV. Обожение — thewsis— личности

Благодатно преобразуемая верой, надеждой и любовью человеческая личность постепенно формируется kata Hriston (по Христу), усвояет Его Личность в качестве своей собственной, пока наконец сама не станет Христо-образной, пока не о-Бого-человечится, пока не обожится. Разумеется, переход из этического тройства в Божественное бесконечно таинствен и всегда над-аналитичен для любого человеческого и человеко-центричного разума. Здесь необходимо благодатно-мистическое переживание самого факта. Преподобный Макарий Великий как раз служит исключительным образцом опытного переживания этого таинственного перехода из этической в Божественную Троицу. По его учению, этическое тройство — это посредник между человеком и Божественной Троицей; оно — некий вид предтечи, возвещающего о Божественной Троице; оно — этическое введение в метафизику (догматику) христианства. Через нее совершается этическое со-воплощение, срастворение личности с Божественной Троицей; совершается процесс обожения, отроичения. Обожение — это высшая на земле ступень, которой достигает личность, восстановленная богочеловеческим этическим тройством. Преподобный Макарий сам опытно переживает и богодухновенно описывает благодатно-мистическое возрастание личности от эмбриона до совершенного человека.

Процесс обожения личности совершается всегда в категории Бого-человечности. Через этическое тройство Господь воплощается, соединяется со святыми и верными душами, вносит "душу в душу, сущность в сущность", чтобы святые могли "причащаться жизни Божества — zwes Theotetos metashein" — и жить новой, Богочеловеческой и бессмертной жизнью. Глаголя Марии (сестре Лазаря) свои Богочеловеческие слова, Господь "дает ей некую сокровенную силу от Своей сущности — ek tes autou oysias", и Его "слова вошли в сердце, стали душею в душе — psyhe eis psyhen, духом в духе — pneuma eis pneuma, и Божественная сила наполнила сердце ее". Существенное усвоение Христа соделывает людей святыми, обоженными. Святые ещe в этой жизни "причащаются Христовой сущности и Христова естества (ek tes autou oysias kai physews…metehousin)". О-Бого-человечивание личности объемлет все ее психо-физическое содержание; человек облекается в "нового и небесного человека — Иисуса Христа, и также опять в соответственность очам имеет свои очи — ophthalmous pros ophthalmous, и в соответственность ушам — свои уши, и в соответственность главе — свою главу, чтобы всецелый — holos — человек был чист и носил на себе над-небесный образ (ten epourania eikona)". Приемля "небесный дар от ипостаси Божества" — ek tes hypostasews tes Theotetos (= из существа Божественного), христиане становятся "причастниками Божественного естества" — theias koinonoi physews. "Для того пришел Господь, чтобы души наши изменить, воссоздать и соделать их, по написанному, причастницами Божественного естества — theias koinonos physews, и в душу нашу вложить душу небесную, то есть Божественного Духа, путеводствующего нас во всякой истине, чтобы могли мы жить вечною жизнью — zwen aiwnion zesai". Но душа становится общницей Божественного естества через благодатное перерождение себя верой, надеждой и любовью.

Всю природу человеческой личности Христос изменяет, обновляет и обожает, "смешивая — kerasas — ее со Своим Божественным Духом". Христо-образие христиан простирается до того, что они становятся "помазанниками (христами) от единой, так сказать, с Ним сущности — tes autes oysias и единого тела", ибо Освящающий и освящаемые все от Единого. "Совершенные христиане... cуть и сыны, и господа, и боги — theoi". Они опытно переживают жизнь как Богочеловеческую реальность. Через призму своей обоженной личности они зрят божественную суть тварей, они видят, что все созданное Богом — добро и что "всякая тварь Божия добра".

Процесс обожения человеческой личности полностью носит органический характер: от богочеловеческого эмбриона до полной зрелости личность проходит через все фазы органического роста; "постепенно — kata micron — возрастает человек и приходит в мужа совершенна, в меру возраста". Богочеловеческое возрастание личности постулирует рождение от Бога. "Жизнь есть рождение от Бога свыше. Ибо без сего рождения душе невозможно жить, как говорит Господь: Аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия". Всю икономию спасения Господь Иисус Христос сводит к рождению "от Его Божества" — ek tes autou Theotetos. Любя "род человеческий как Свой собственный образ" — hws idian eikona, Господь желает его "породить от Своего Божественного семени" — ek tou autou spermatos tes Theotetos. Рождаясь из Богочеловека Христа, новорожденный (= возрожденный) приобретает богочеловеческий характер и способности, он носит образ Христов, ибо в детях, рожденных от Христова семени — ek tou spermatos autou, изображен, написан (во-образован, emwrphothe) Христос. Через генетическое родство со Христом человек обретает свой Божий образ в Богочеловеке, и Сам Христос является восстановителем, воссоздателем, зодчим личности: как "превосходный живописец — Христос в душах, которые в Него веруют и к Нему устремлены непрестанно, скоро по образу Своему (kata ten eikona Autou) живописует небесного человека, и от Духа Своего, от cущности (ek tes hypostasews) неизглаголанного света Своего написует небесный образ (eikona ouranion) и дает душе прекрасного и доброго Жениха ее". Богочеловеческая жизнь души прямо зависит от сосредоточения всех жизненных сил души в образе (eikwn) Христа. Душа мертва, если не имеет в себе "жизни души — ten zwen tes psyhes", т. е. если не носит "небесного образа Божественного света". Душа не имеет ценности, если не имеет образа небесного Духа в неизреченном свете, т. е. отпечатленного в ней Христа — Hriston entypwmenon en hauth".

Христиане распознаются по тому, что имеют "образ Царя" Христа. "Если кто не рожден от царственного и Божия Духа и не соделался небесным и царским родом и Божиим чадом... не может носить небесный и многоценный бисер, сей образ неизглаголанного света — ten eikona tou photos alaletou, т. е. Господа". Христианин — это таинственный синтез мiра горнего и дольнего, мiра физического и метафизического, ибо он носит в себе "образ небесного" человека. "Небесный образ — Иисус Христос — таинственно ныне озаряет душу и царствует в душе святых". Христиане Духом Святым преобразуются в образ (= лик) Христов, ибо Христос для сего и пришел. Христианин совлекается древнего, дьяволо-образного человека и облекается в "небесного и нового Человека, то есть во Христа". Облечься во Христа, стать Христо-образным, написать в себе образ Христов, усвоить Его образ в качестве сущности своего естества — это и есть единственный и предвечный смысл личности. "Соединенные с Божиим Духом уподобляются — aphwmoiowntai — Самому Христу". Не христиане — те, которые не уподобились, не во-образились во Христа, не стали "причастниками Божественного естества" и не срастворили (= не соединили) своей природы с Солнцем Правды — со Христом. Для того чтобы человек мог "прийти в возможность уподобиться благому и Божественному естеству и сраствориться благою и святою действенностью благодати", ему необходимо подвизаться подвигом веры, надежды и любви. "Когда душа твоя будет в общении с Духом и небесная душа войдет в душу твою, тогда совершенный ты человек в Боге, и наследник, и сын". Духоносные христиане "внутренно исполнены Божеством", ибо "от Господа свыше изливается в душу жизнь божественная".

Обитая в человеке, Божество обожает человека, делает его богоносным и богообразным (= Бого-подобным). "Силою Духа и вследствие духовного возрождения человек приходит в меру первого Адама и становится даже выше его; потому что делается обоженным (обожается человек — apotheoutai anthrwpos)". Обоженный человек — это единственный естественный оригинал всего именуемого человеком; через обожение человек генетически породняется с Богочеловеком Христом, становится Его "братом и сыном". Поэтому христиане — это "сыны Адама небесного, новое рождение, чада Духа Святого, светоносные братья Христовы, подобные Отцу своему, Адаму духовному и светоносному". Божественная Троица — единственно вечно-новая; и срастворяясь (= соединяясь) с Ней, человеческая личность становится и остается "новой тварью".

Вся бесконечно сложная жизнь истинного христианина обращается и протекает в Троичности, ибо родившиеся от Бога горним рождением, рождением от Духа Святого, имеют в себе Христа, их освящающего и упокояющего; они всегда путеводимы Духом Святым, невидимо путеводимы к облагодатствованию в своей Христо-образной душе. Через отроичение душа освобождается от несовершенства и, когда "взойдет к совершенству, совершенно (teleiws) очистившись от всех страстей и в неизреченном общении пришедши в единение и срастворение с Духом Утешителем, и, срастворяемая Духом, сама сподобится стать духом, — тогда делается она вся светом (hole phws), вся — оком (hole ophthalmos), вся — духом, вся — радостью, вся — упокоением, вся — радованием, вся — любовью, вся — милосердием, вся — благостью и добротою". "Душа, носящая в себе Бога, или, лучше сказать, носимая Богом... делается вся оком". Духоносные, отроиченные, Христо-образные люди имеют душу, составленную из добродетелей Духа Святого, "внутренно пребывая неукоризненными, непорочными и чистыми". Они становятся по благодати (kata harin) тем, чтчо Бог есть по естеству (kata physin), и все добродетели становятся для них "hws physews" (как бы природой). Человеческая личность срастается с Личностью Богочеловека Христа; Им распознается жизнь; Господь обитает в человеке и человек — в Господе, и "Сам Господь без труда творит в нем Свои собственные заповеди, исполняя его духовного плода". Такая личность наконец ощущает себя Христо-образной (= Христо-подобной), обоженной, обогочеловеченной и всю суть своей жизни выражает таинственными словами святого и великого Павла:Уже не я живу, но живет во мне Христос.

Естественно, невозможно дискурсивно проанализировать таинственное, благодатно-мистическое срастворение (соединение) человеческой личности со Христом, и через Него — со Отцем и Духом Святым. Обогочеловечение — синоним отроичения. Возрастание личности через этическое тройство, ее формирование "по образу Божию (kat’ eikona Theou)", Христос таинственно совершает Духом Святым, пока ее не отроичит и не соделает "обителью" Святой Троицы. Обожение, обогочеловечение проникает через все содержание личности: богообразный характер личности получает перевес, грех исчезает и человек возвращается в состояние безгрешного богообразия, которое он имел прежде грехопадения.

Процесс обожения охватывает и орудия познания. Освобождение их от греха через веру, надежду, любовь, срастворение (=соединение) их без остатка с Божеством приводит их наконец к состоянию обоженности, обогочеловеченности, отроиченности. За процессом их обожения богомудро следит преподобный Макарий. Для полноты мы попытаемся особо изложить его учение об обожении главных орудий познания: души, ума и воли.

а) Обожение души

Через благодатно-мистическое тройство мистическо-личные отношения души со Христом развиваются до брачной близости невесты и жениха. Христос становится Женихом души, а душа — "невестой Христовой". Вся объятая верой, надеждой и любовью душа горит "ненасытным духовным желанием стремиться к Небесному Жениху". До обращения ко Христу в вере, надежде и любви душа блудодействовала с сатаной, сейчас она "общается лишь с Небесным Женихом", ибо она, уязвленная любовью, тоскует по Нему и умирает от желания прекрасного, разумного и мистического общения с Ним, общения святого и бессмертного. Изъязвленную грехом душу человечества Бог "омыл и исцелил язвы" — и "привел ее к Небесному Жениху". Утвержденную в вере, надежде и любви душу Господь, "очистив от порока, какой есть в ней, приводит к Себе как непорочную и нескверную невесту". Через тесные брачные отношения душа приходит к познанию своей природы и своей цели, и Небесный Жених соделывает ее "не только храмом Божиим, но и дщерью царевой и царицей". Душа, имеющая в себе Христа, становится церковью Божией (ekklesia tou Theou), и все ее силы и проявления сливаются в бесконечно изящную соборность, ибо душа вступает в сообразное единство с Небесным Женихом "и срастворяется с небесным — kirnatai tw epouraniw".

Мистическое срастворение (= соединение) души-невесты с Женихом Христом совершается постепенно. Прежде всего Бог ее "оживляет из умерщвленности", затем "очищает ее от скверны" и принимает ее к Себе, изменяя ее постепенно — kata mikron, — "пока не возрастит в собственный Свой возраст. Расширяет и возвышает ее до беспредельного и безмерного возрастания — eis aperanton kai ametreton ayxesin, пока не соделается непорочною и достойною Его невестою. Сперва рождает ее в Себе и Сам возращает, пока не восприимет она совершенной меры любви к Нему; потому что Сам, будучи совершенным Женихом — teleios Nyymphios, и ее, совершенную невесту — teleian nymphin, — приемлет в святое, таинственное и чистое общение брака, и тогда она воцаряется с Ним на бесконечные веки", возвеселяется вместе с ним и общается с Христом, "как общается невеста с Женихом". Бесконечная тайна брака души-невесты и Жениха Христа разрастается в вечную, великую тайну Церкви и Христа. Созерцая эту бесконечную, эту блаженную тайну, душа преподобного Макария выливается в радостное воклицание: "О, какое тесное общение невесты с Небесным Женихом!"

Срастворение (=соединение) богообразной души с Христом совершается Духом Святым. Когда душа вся всецело (hole ex holou) в вере, надежде и любви посвящает себя Господу, когда всю Ему себя предает и непрестанно творит Его заповеди, тогда Дух Святой озаряет ее, и осеняет, и удостаивает "быть в единый со Христом дух и в единое срастворение — met’ autou eis hen pneuma kai mian krasin genesthai". Через срастворение (krasin) со Христом человеческая душа становится поистине "как душа Господа — hws psyhe tou Kyriou", а также и "Господь становится ее душой"; и Господь, "седящий в небесном граде на престоле величествия на высоких, весь пребывает с душею в теле ее — holos pros auten en tw swmati autes estin, потому что образ ее — autes eikona — положил Он горче, в небесном граде святых Иерусалиме, а собственный образ (autes eikona) неизреченного света Божества Своего положил в теле ее" — ten de idian eikona tou arretou phwtos tes Theotetos autou.

Восстановленная верой, надеждой и любовью человеческая личность реально бесконечна, ибо своей богообразной душой она обитает в бесконечном Царстве прославленного Христа, но она и бесконечно реальна, ибо в ее теле в качестве души ее живет Образ Христа, эта единственная бесконечная реальность. "Он (т. е. Христос) служит ей (т. е. душе) во граде тела ее, но и она служит Ему во граде небесном". Став душою человеческой личности, "Господь, истинный Художник", перерабатывает сердце, тайно его обновляет, пока вновь не явится богообразная "красота души" — tes psyhes to kallos, присущая ей до грехопадения. Благодатно и нравственно срастворенная со Христом, обитая в прославленном Христе, душа вся обретает себя, обращается и пребывает в сфере Святой Божественной Троицы; вся ее природа отроичена; все ее действие троично, богообразно, Христо-образно. Христообразный, богочеловеческий характер личности сохраняется через весь долговременный процесс духовного возрастания и достигает своей заключительной стадии, когда личность усвоит "всю полноту Христа" и возрастет в мужа совершенного.

Такая личность вся Христо-образна: и тело, и душа ее, все ее содержание источает Христо-образную красоту, ибо вся она объята, вся упоена "неизреченной красотой… лица Христова". Христос проникает до последних тайников души, изгоняет из нее последний атом греха и всю тьму страстей, изгоняет грех, эту единственную причину безобразия и мерзости, восстанавливает "бесстрастную и нетленную красоту" (apathes kai aphthoron kallos) души и соделывает ее престолом Своей Богочеловеческой славы.

 Богочеловеческое бесстрастие (apatheia) души — эта одна из специфических особенностей Нового Завета. Христос воплотился, чтобы люди могли участвовать в Его бесстрастии. "Для освящения и теснейшего бесстрастия обитает Спаситель в достойных, чтобы, будучи Сам бесстрастен — apathes, Он мог соделать бесстрастными — apatheis — принявших Его". "В совершенную меру бесстрастия" приходят души лишь Христо-образные, преизобилующие верой, надеждой и любовью и обоженные обитанием в таинственных благодатных глубинах Триипостасного Божества. Цель благочестия — это очищение души и обитание Духа Святого через добрые дела. Но "полностью очистить душу" возможно лишь молитвенно-благодатным перерождением себя в вере, надежде и любви. Через веру, надежду и любовь Дух Святой входит в душу человека, становится душой его души и делает его совершенным. Лишь душа, срастворенная (= соединенная) с небесной душой, становится обителью Святой Троицы, "ибо Божественная Троица вселяется в душе очищенной — enoikei gar he Theia Trias en te katharws ehouse psyhe"; "вселяется же не как Она Сама в Себе есть (ou kath’ ho estin), — потому что невместима для всякой твари, — но по мере способности и удобоприемлемости человека". В эту "совершенную меру христианства" приходит лишь святая, чистая, обогочеловеченная душа.

б) Обожение ума

Обожение ума достигается через соединение (krasis) ума с умом Богочеловека. Вечный смысл человеческого ума — это "прийти в срастворение с Безначальным умом — hina anarhew noi sygkrathe". Но такое соединение (sygkrasis) предполагает, что человеческий ум прошел через тяжелые подвиги веры, надежды и любви. Лишь когда он пройдет через эти подвиги, когда переработает себя верой, надеждой и любовью, лишь тогда человеческий ум удостаивается стать "одним духом с Господом", обогочеловечиться. Если человек добровольно подвизается и допускает благодати Духа Святого облагодатствовать ум до конца и обитать в "самых глубоких глубинах его ума", тогда Господь "соединяется с умом" и становится с человеком "одним духом, одним составом,одним умом — eis mian dianoian". Облагодатствованный ум — ум, очищенный молитвой и срастворенный со Христом, спасается от греховной ветхости (= устарелости) и становится "новым умом — kainos nous". Господь "обновляет ум, исцеляет его от слепоты и глухоты неверия и неведения, возвращает ему здравие и проницательность", вновь дарует ему целостность и сияние. Из ада греховности и смерти Господь воскрешает умерщвленный ум, освобождает его от рабства сатане и возносит "в Божественный воздух — eis ton theikon aera". Если воскрешенный Христом ум без остатка предаст себя Христу, Христос настолько срастворяется с ним, что человек может "во владычественной силе души своей (en tw hegemonikw autou, в уме своем), как в зеркале, видеть образ Христов — hwsper en katoptrw ten Hristou morphen oran en tw hegemonikw autou". Обоженный, обогочеловеченный, Христо-образный ум — это характерный признак святых, ибо они "умом своим причащаются Христовой сущности и Христова естества".

О таком Христо-носном и Христо-подобном уме не мог знать ветхозаветный мiр. Чистота ума — это новая реальность, принадлежащая Новому Завету, ибо лишь "крещение огнем и Духом очищает и омывает оскверненный ум", ибо лишь "небесный меч обсекает излишество ума, т. е. нечистое краеобрезание греха". Христос — единственный Уврачеватель, знающий и могущий исцелить "слепоту ума" и очистить богообразную сущность ума от проказы греха. Совершенные христиане имеют помазанный ум — hriontai kata ton noun, имеют обоженный ум, ибо они суть "боги" — en Thew.

Вечно чистый ум реально дан в Богочеловеке. Очистить ум человеческий возможно только единым Чистым и единым Безгрешным; поэтому лишь совершенные христиане, которых преподобный Макарий называет богами, достигают чистоты ума, со-воплощаясь со Христом. Чистота ума — это то единственное, что в христианстве можно назвать совершенством (he teleiwsis), так как совершенство — это не воздержание от видимых зол, а "очищение ума — kata dianoian katharsis", ибо "воздержание от худого не есть еще самое совершенство, разве вошел уже ты в уничиженный ум и убил змия, который таится под самым умом, во глубине помыслов... разве его ты умертвил и изринул из себя всякую бывшую в тебе нечистоту — pasan ten en soi akatharsian exebales".

Такая чистота ума любезна и евреям, и еллинам, но они не могут ее достигнуть, ибо она не иначе достигается, "как только с помощью Распятого за нас". Стяжавший эту чистоту свят и чист и не имеет зла в уме своем, и Дух Святой пронизывает все действие его ума. Божественный огонь Духа Святого "делает ум чистым". Очищенный, обогочеловеченный, одухотворенный ум всегда обращается в сфере Троичного Божества. "Совершенно очищенный ум — ho nous teleiws katharistheis — всегда видит славу Света — Христа и с Господом пребывает день и ночь, подобно тому, как тело Господне, соединившись с Божеством, всегда сопребывает с Духом Святым".

Совершенно очищенный ум, Христо-образный и христоименный ум опытно переживает богочеловеческий характер Христовой жизни как самую очевидную реальность своего бытия. Обогочеловеченный, обоженный ум — это "престол Божества", но точно также и "Божество — престол ума". Господь Иисус Христос пришел свергнуть сатану с престола богообразного ума и сделать ум "Своим престолом", чтобы ум стал вечным престолом вечного Богочеловека.

в) Обожение воли

Составляя единосущную часть богообразной души, воля своей природой определена к самостоятельному прохождению всех ступеней развития души. Обожение души проявляется и через волю. Срастворяясь (= соединяясь) с благодатью, воля обожается. От сатанизма и греховности волю излечивает лишь срастворение с волей Божией. В воле Божией человеческая воля обретает свою целостность, свое исцеление и непогрешимое путеводительство. Согласованное содействие воли и благодати особенно проявляется через Христо-образное, Богочеловеческое действие. Обоженная, облагодатствованная воля всю свою деятельность определяет по образу Божию (kat’ eikona Theou), т. е. по своей очищенной богообразной сущности. Но это предполагает личное участие Триипостасного Божества.

Христо-образную, духоносную личность Дух Святой вводит "во всю волю Божию — eis pan to thelema tou Theou". Насколько душа соглашается с волей Божией, настолько она способна к вечным, богочеловеческим делам, к служению Духу Святому. По таинственным лабиринтам жизни человеческую личность проводит Дух Святой, сохраняя равновесие и гармонию между волей Божией и человеческой, ибо "только Дух Святой знает волю Господню", "волю Христову", только Он учит человека познанию таинственной воли Божией, "ибо лишь Духу Святому известна воля Божия". "Без Духа Святого... никто не может разуметь — synienai — волю Божию".

Так для преподобного Макария Великого облагодатствование, обожение воли становится conditio sine qua non истинной христианской жизни и существенного познания Истины.

г) Обожение сердца

Ясно то, что, по учению преподобного Макария Египетского, обожение личности сосредоточивается вокруг орудий познания, но ни в коем случае не исключает ее телесной части. Обожение объемлет всю личность без остатка. Соединяясь с Богочеловеком, человек не утрачивает своей личности, ибо богочеловеческое равновесие обусловлено Самой Личностью Богочеловека Христа. Не только совершенный человек — "в Боге" (en Thew), но и Бог "в нем". Любое совершенство онтологически зависит от Троичного Божества. "Рожденное по Духу — kata Pneuma — …совершенно — teleion estin". Рожденный от Духа "имеет образ совершенства — eikona teleiotetos, в виде и в членах". "Совершенные христиане" удостаиваются "достигнуть степени совершенства", т. е. стать "богами… по благодати" — theoi kata harin.

Cовершенствованию, благодатному возрастанию личности нет границ. Если допустить парадокс, то граница личности — в неимении границ; граница личности — это безграничность, бесконечность, вечность, Бог: "Будьте совершенны — teleioi, как совершен Отец ваш Небесный". Этими словами, по истолкованию преподобного Макария, Господь призывает Своих последователей потрудиться достигнуть "абсолютной чистоты". Эти слова Господа свидетельствуют о том, что можно достичь полной чистоты сердца и очищенным оком обоженного, богообразного сердца лицезреть Бога. "Причастием совершенного и Божественного Духа" достигается "совершенное очищение от греха, освобождение от страстей беззакония и стяжание верха добродетели", т. е. достигается "очищение и освящение сердца", и в очищенной богообразной сущности личности человек созерцает Бога и опытно переживает истину Христовых слов: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

"Сердце подлинно есть необъятная бездна", "и достигнуть чистоты сердца не иначе возможно, как чрез единого Иисуса — dia Iesou monon". Чистое сердце становится "чертогом Христовым". "Ибо Царь Христос с Ангелами и святыми духами идет упокоиться там, и пожить, и походить, и основать Свое царство". Поэтому "со времени Христова пришествия Бог требует... чистоты сердца". Христолюбивая душа приемлет от Духа Святого "совершенное избавление от греха и тьмы страстей", ибо только Дух Святой может "совершенно искоренить грех" и освятить все части, все составы человеческой личности. Но по установленной Богом икономии спасения для достижения "совершенной чистоты" необходимо со-работничество духа человеческого и Духа Святого.

Соединившись с Духом Святым, человек возвращается "в первозданную чистоту", в чистоту, которой он обладал до грехопадения, ибо Дух Святой освобождает его от "чуждого нашей природе — от зла страстей", которые мы приняли "через непослушание первого человека". Огонь Духа Святого "очищает и освящает сердце". "Огнь сей прогоняет бесов и истребляет грех". "Душа, живущая в огне Духа и в Божественном свете, не потерпит никакого зла ни от одного из лукавых духов". "Бог наш есть огнь попаляющий"; "Божественный и небесный огнь... производит в человечестве небесный образ".

Когда человек растет ростом (возрастом) Христовым и возрастает в мужа совершенного, тогда совершенно — teleiws — побеждает смерть и дьявола. Христоименитые, обогочеловеченные личности — это "победители дьявола"; они, лишь они побеждают дьявола — этого единственного виновника греха и смерти. Пришествие Господа Иисуса Христа имеет целью освободить нас от сатаны и соделать "победителями смерти и греха". Подвижники, созидаемые Богочеловеком Христом, становятся "вне осквернителя заповедей Божиих", вне сферы и власти дьявола. Они — во Христе, но и Христос — в них; для них Христос "все во всем": "рай, древо жизни, бисер, венец, домостроитель, земледелец, страждущий, бесстрастный человек, Бог, вино, вода живая, овча, жених, воитель, оружие, — всяческая во всех". Такие подвижники носят в себе Христа; они не только христолюбивы, но и возлюблены Христом; они становятся "изящным домом" Святой Троицы; и в их обогочеловеченной душе обитает Троичное Божество "как в Своем собственном доме", ибо Господь Иисус Христос и пришел, чтобы человека соделать "Своим собственным домом и храмом". "Познай себя как храм Божий".


Страница 6 - 6 из 8
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | КонецВсе

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру