Древнецерковная богословская наука на греческом Востоке в период расцвета (IV–V вв.) — ее главнейшие направления и характерные особенности

Речь на годичном акте С.-Петербургской Духовной Академии 17 февраля 1910 года

III. Отличительные особенности богословской науки IV–V вв. в использовании источников и научных средств: отношение к Св. Писанию, церковному Преданию и современной философии; живость религиозного сознания, свобода исследования. — Заключительные выводы в отношении к условиям нормального развития богословской науки в настоящее время

Если мы теперь обратимся к содержанию произведений наиболее выдающихся представителей собственно церковной богословской науки, то увидим, прежде всего, удивительно полное и всестороннее использование ими всех источников и средств, какие требовались и существом церковного богословия и его современными потребностями и задачами, с такой при этом оценкой их сравнительного значения и в таком гармоническом сочетании, которые во многом составляют исключительную принадлежность богословской науки именно этого периода.

Отличительной чертой этой богословской науки является библейский характер ее: богословствование основывается преимущественно на Священном Писании. Библия — вдохновенное божественное слово, единственно верный источник религиозного знания и высший авторитет в учении. Священное Писание и назидает и укрепляет в вере, и дает достоверный материал для христианского знания и вместе безусловно надежный критерий для испытания всякого учения: им измеряется всякое богословское явление, им опровергается всякое заблуждение. Все писатели этого периода в точности выполняли завет Оригена — читать и перечитывать Священное Писание: "как Ревекка, — говорил он, — ежедневно приходила к колодцу почерпнуть воды, так и мы ежедневно должны спешить к источнику Священного Писания, воде Святого Духа, и всегда черпать из него, и всегда нести в свои дома наполненный сосуд. Они в своих произведениях применяют Священное Писание в самом широком объеме — и в догматико-полемических, и в нравоучительных трактатах, приводят целые периоды из Священного Писания, как бы не замечая, что говорят словами священных книг, строят свои доказательства на множестве цитат, приводят целые ряды параллельных мест, так что их начитанность в священных первоисточниках вызывает справедливое удивление, — они живут и дышат в Священном Писании и, что самое главное, из него, как из источника божественной мудрости и спасительного откровения, органически выводят и развивают проповедуемое учение. И не только защитники православной веры, но и еретики, и прежде всего ариане, в качестве самого убедительного основания для своих мнений приводили места Священного Писания. На Первом Вселенском Соборе много усилий потрачено было на то, чтобы в терминах Священного Писания выразить учение о Сыне Божием в Его отношении к Богу Отцу, и "единосущный" подвергалось возражениям со стороны консервативных богословов именно потому, что оно буквально не дано в Священном Писании. Писатели IV и V веков иногда выражаются так, как будто, по их мнению, одного Священного Писания достаточно для научения тому, во что должно веровать. Св. Афанасий говорит, что Писания священны и боговдохновенны, достаточны для определения истины. Евстафий Антиохийский пишет, что только слова Божии надежны для точного понимания и крепости веры. "Не ожидай другого учителя, — говорит св. Иоанн Златоуст; есть у тебя слово Божие, — никто не научит тебя так, как оно… От незнания Писания — всякое зло… Легко спасаться с Писаниями, а без них невозможно". Чтобы свидетельство было надежно, нужно давать подтверждение от Писаний. Нет ничего достовернее Божественного Писания. "Самый главный путь, которым отыскиваем то, к чему обязывает нас долг, есть изучение боговдохновенных Писаний… В чем бы кто ни сознавал себя недостаточным, занимаясь Писанием, в нем, как в общей какой врачебнице, находит врачевство, пригодное своему недугу". Блаж. Феодорит пишет, что для него убедительно одно Божественное Писание, и действительно пользуется им в самых широких размерах. Вследствие такого значения Священного Писания Афанасий Александрийский признает вероопределение Никейского Собора правым учением только потому, что оно основано на Священном Писании: вера, которую Собор исповедал на основании Писаний, есть вера кафолической Церкви". "Истинная и благочестивая вера в Господа явна для всякого; она познается и изучается из божественных Писаний; ею тайноводствуемые святые (отцы никейские) соделались мучениками". Св. Кирилл Иерусалимский в своих катехизических беседах излагает христианскую веру на основании символа своей Церкви, но при этом высказывает убеждение, что он представляет сжатое изложение истин Священного Писания. "О божественных и святых тайнах веры, — говорит он, — должно преподавать не как ни есть без божественных Писаний и не увлекаться простой вероятностью и доводами разума. Даже не просто верь и мне, который говорю тебе это, если на то, о чем возвещаю, не получишь доказательства из божественных Писаний. Ибо самая спасительность веры нашей не на изысканных словах основана, но на доказательствах из Божественных Писаний".

Таким значением Священного Писания для церковного богословия объясняется, почему от писателей этого периода осталось так много комментариев. Важнейшие школы были по преимуществу экзегетическими. Методам изъяснения придавалось большое значение.

Но не менее решительно церковными богословами выдвигается и другой источник и руководительное начало в деле раскрытия истин вероучения и норм церковной жизни — сохраненное в Церкви и у свв. отцов апостольское Предание. В их творениях постоянно встречаются указания на "апостольскую веру", "церковное учение", "первоначальное Предание, учение и веру вселенской Церкви", которое всюду тождественно, потому что оно всюду одинаково предано отцами. Раскрытие, выяснение и утверждение догматического учения, усложнение литургической и обрядовой практики и проч. побуждало писателей этого периода больше, чем это делали до них, настаивать на устном учении, на дошедшем от апостолов Предании. Указание на Предание, по их убеждению, исключает даже необходимость приводить какие-либо иные доказательства. В великой догматической борьбе они совершенно незаметно переходят от доказательств из Священного Писания к свидетельству Предания. Оно почитается "каноном" понимания Священного Писания, и если не определяет изъяснения его в частностях, то руководит применением его к догме. Такой взгляд на значение Предания, после столь энергичных заявлений о самостоятельном авторитете и достаточности Священного Писания, может наводить на мысль о противоречии или, по крайней мере, неясности и последовательно вызывать вопрос о взаимном отношении и значении обоих источников и авторитетов по взгляду церковных богословов этого периода. Но для них таких вопросов не существовало: указывая на Предание, они апеллировали собственно к общецерковному сознанию, как оно выражалось в учении Церкви, ее установлениях и организации, в религиозных обрядах и обычаях; они ясно представляли себе нити, по которым доводили церковное Предание до самих апостолов, а в произведениях церковных писателей находили подтверждение правильности своего взгляда. "Посмотрим, — говорит св. Афанасий, — на самое первоначальное Предание, на учение и веру вселенской Церкви, — веру, какую предал Господь, проповедали апостолы, соблюдали отцы. Ибо на ней основана Церковь, и кто отпадает от нее, тот не может быть и даже именоваться христианином. Св. Григорий Нисский пишет: "пусть никто не требует от меня подтверждать признаваемое нами доказательством, потому что для доказательства нашего учения достаточно иметь дошедшее к нам от отцов Предание, как некоторое наследство, сообщаемое преемственно от апостолов чрез последующих святых". Понятно, что для них как Писание, так и Предание являлись проистекающими из одного источника, друг друга подтверждающими и изъясняющими. Поэтому, не впадая в противоречие, они утверждали, что "то и другое равно достоверно", что то и другое имеет одинаковую силу для благочестия. Этим апостольским Преданием, соблюдаемым в Церкви, они настолько широко воспользовались, настолько обильно насытили им свои произведения и при этом показали такое глубокое проникновение в его дух, что творения святых мужей этого периода для последующих поколений являются самым богатым и преимущественным источником идущего от апостолов Предания. При всем том, если настоит нужда выбирать между несогласными преданиями и обычаями, то судьей должно быть боговдохновенное Писание, "и у кого учение окажется согласным с Божиим словом, на стороне того, без сомнения, будет голос истины" (св. Василий Великий. Пoслание 181 (189): русск. перев., ч. 7. С. 20).

Священное Писание и Предание служили основанием и давали все необходимые элементы церковного учения. Но церковная богословская наука, чтобы содействовать осуществлению Церковью ее задачи — в новом благоприятном положении довершить победу над языческим миром и сделать христианство его духовным достоянием, должна была употребить и соответствующие этой великой цели средства. Этих средств не нужно было изобретать: они были под руками, и на них уже указал знаменитый александрийский учитель, и не только указал, но и дал пример пользования ими, — это — культура греко-римского мира вообще и в особенности его философия. Необходимо было только освободиться от тех преувеличений в применении этих средств к христианскому учению, которых не чужд был Ориген. И величайшие отцы и учители Церкви рассматриваемого периода осуществили эту задачу совершеннейшим образом. Большинство из них получили образование в лучших языческих школах своего времени, изучили там классическую литературу и философию, овладели всеми средствами современного образования и вообще всеми отраслями античной культуры и потому были в состоянии привлечь на служение христианству все лучшее, благороднейшее и полезное для него. Творения их, в особенности Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, блаж. Феодорита, под неисчерпаемыми сокровищами православно-христианского учения обнаруживают всюду следы всесторонних античных знаний. Отсюда они прежде всего заимствовали формы, в которые отливалось содержание христианского учения, методы исследования, раскрытия и обоснования его, выражения и понятия, которые делали его доступным пониманию современного общества, жившего в атмосфере греко-римской культуры. Но для них, в равной степени постигших сущность христианства и греко-римской культуры, было совершенно ясно, что христианское Откровение заключает в себе или предполагает круг истин, которые постижимы разумом и доступны естественному познанию и которые нашли, по крайней мере, частичное разрешение в языческой философии; этих элементов истинного и правильного и вместе с тем согласного с данным в христианстве мировоззрением находили так много, что со времени Климента Александрийского определенно высказывался или молчаливо предполагался взгляд на мудрость эллинов, как на предуготовление к совершенному знанию, в полноте открывшемуся во Христе. Они обладали в глазах христианских учителей тем большим достоинством, что последние, не давая себе отчета, рассматривали их во свете своего высшего христианского знания и таким образом совершенно ассимилировали их с христианским образом мысли. Эти элементы истины, общие христианству и эллинской философии, являлись лучшим средством к тому, чтобы установить связь между классическим образованием и христианской религией, греческим гносисом и церковной верой, чем полнее понимали эту свою задачу представители церковной богословской науки, чем далее простирался круг проблем, которые они приводили в связь с учением веры, тем больше должно было делаться число элементов, которые они усваивали из греческой философии. Так как греческая философия сама в это время продолжала развиваться, то отражение этого развития можно проследить и у церковных писателей. Не все, что заимствовано было из греческой философии, сделалось постоянной составной частью церковной науки, — многое находило только временное применение и затем само собой отпадало. Чем полнее известное понятие могло быть отрешено от той почвы, на которой оно выросло, и отделено от тех побочных мыслей, которые с ним могли соединяться, тем теснее и тверже была связь его с христианским учением; наоборот, что обусловливалось определенной фазой развития греческой духовной жизни, то, хотя и принималось временно для разрешения той или иной проблемы, потом выделялось. Внимательное изучение творений церковных писателей, в особенности каппадокийских отцов, показывает, что они не ограничивались усвоением элементов эллинской культуры и не склонялись безусловно пред установившимися формами. Они чувствовали и сознавали, что античные метафизические и психологические схемы слишком тесны для христианских идей, и это заставило их предпринять опыты дальнейшего развития философской терминологии применительно к существенным особенностям содержания христианского учения. Позднейшие греки совершенно ясно сознавали, что христианское богословие произвело в античных понятиях новые образования. Св. Иоанн Дамаскин в своем "Источнике знания" первую книгу посвятил выяснению философских понятий. Он ясно показывает, что по его взгляду, догматические формулы образованы были с помощью философии, но одновременно с этим выдвигает различие богословской и философской терминологии. Где нужно, он делает замечание, что святые отцы иначе определяли термины, чем нехристианские философы. Таким путем было достигнуто, что содержание церковной веры было выражено на языке, который был доступен всем образованным. Греческая философия явилась формой, в которой сохранилось и выражено сокровище преданной церковной веры. Если последней при этом дана была новая формулировка, то этим не внесено было в нее чуждое содержание. Неотрицаемое влияние эллинской философии на церковную догматику не должно быть преувеличиваемо. В результате его было "не превращение христианства в эллинизм, а наоборот: обращение эллинизма в христианство. Метафизические идеи философии, пересаживаемые в христианскую Церковь, здесь перерождались и получали другой, высший и духовный смысл и, как в других областях жизни, так и здесь, в сфере философии, христианская религия извлекла все свежие соки, преобразовала их сообразно своему собственному духу и усвоила себе, как принадлежащую себе собственность".

 


Страница 5 - 5 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру