Основное богословие

О почитании ангелов
свящ. Михаил Асмус
Гипертрофированный интерес к теме инопланетных цивилизаций возник в безбожном ΧΧ столетии не только благодаря научно-техническому прорыву в космической сфере. В сильном искажении он отразил многовековой опыт человечества, подтверждающий существование особого, «параллельного» нашему, мира дỳхов, то есть существ бестелесных и, стало быть, вполне нематериальных, но при этом наделенных разумом и волей. Религиозному сознанию доступно даже различение этих духов на два лагеря – добрых и злых. Причем представители обоих лагерей периодически «вторгаются» в наш мир, принимая облик человека или каких-либо других существ, и приносят людям различные вести извне. >>
Образ Божий
Неллас Панайотис
Сотворение человека по образу Божию означает при конечном рассмотрении, что Бог так устроил человека, чтобы он мог по самой своей природе, по тому самому, что он человек, устремляться ко Христу. Он даровал человеку – заключив в этом даре самую суть человеческую – способность и назначение послужить воплощению Слова, единственного совершенного Образа Отча. Именно воипостазированный Словом человек получает и сам возможность подняться до Образа, быть явленным как Образ Божий. >>
Тайна тайн: Пресвятая Троица.
Вера в Пресвятую Троицу — вера ответственная и смиренная. Ответственная потому, что издревле самым страшным грехом считались искаженные суждения, неправые мнения именно в учении о Троичном Боге. Погрешить против чистоты веры в Троицу — означает обречь себя на духовную смерть. От чистоты и истинности веры в Бога-Троицу зависит посмертная и вечная судьба всякого человека: пойдет ли он в вечное райское блаженство, или же в вечную гееннскую погибель. Об этом не раз писали такие великие защитники православного учения о Троице, как святители Афанасий Великий и Григорий Богослов. Смиренной же вера в Троицу должна быть потому, что она всегда остается крестом для нашего разума. >>
Концепция совершенного человека в перспективе исихастской антропологии
С. Хоружий
Идея Совершенного человека - гораздо более, чем идея. На протяжении многих эпох, во многих меняющихся формах, это - один из движущих мотивов и регулятивных принципов в жизни разнообразнейших традиций, обществ, культур. Она отражалась глубоко и на сознании отдельного человека, и на характере социальных структур, на их деятельности. Но вместе с тем, нельзя все же ее отнести к числу всецело универсальных антропологических идей и полагать непременной, неустранимой частью представлений человека и человечества о самих себе. Иным эпохам и обществам, иным направлениям мысли она была и совсем не свойственна. >>
"И Слово Плоть бысть"
диакон Вячеслав Синельников
Предвечное Слово - Сын Божий силой Своего творчества составил Себе плоть в утробе Девы: зачался Богочеловек и родился Богочеловек. Сын по Божественному естеству сделался сыном и по естеству человеческому. От Девы родился Иисус Христос, одно Лицо в двух нераздельных и неслитных естествах, Божественном и человеческом. Божественное естество, несмотря на Свою беспредельность, не уничтожало естества человеческого, а человеческое естество, несмотря на свое неслитное существование, нисколько не стесняло беспредельности естества Божественного >>
О cвятых Ангелах Божиих
Божии ангелы – друзья наши. Если бы мы были чище и лучше, чем мы есть, то могли бы сказать, что  ангелы наши братья. Плоть наша мешает нам их видеть. А грехи не дают нам почувствовать их близость. Но если нам до поры не дано видеть ангелов, нам наказана вера в них, предписано почитание и прославление этих чудных певцов славы Творца. До поры, повторяю, нам не дано видеть святых ангелов, но не навсегда. Когда смерть совлечет с нашей души ее смертный телесный покров, мы встретимся с ними лицом к лицу и вера уступит место видению. Какой будет наша радость, когда наши души вернувшись из изгнания встретятся с небесными гражданами, с этими сынами Божиими, которым не ведом грех и старость, смерть и никакие другие проклятия по которым мы влачимся в нашем земном пути, словно по тернию! >>
Проповедь о человеческих судьбах
Когда говорится о судьбах, обычно имеется ввиду видимое течение человеческой жизни. Но нельзя забывать о душевной драме, которая всегда важнее, насыщеннее и глубже внешней жизни человека. Святой Василий Великий дал человеку определение такими словами: «Человек невидимое существо». Этим он напоминает о внутреннем духовном двигателе, от которого зависит судьба человека, все внешние перемены, все происходящие с нами события, плохие и хорошие, пути на которые направляет нас Промысл Божий, все это согласно качеству этого внутреннего двигателя, внутреннего и главного нашего существа. Существует две невидимые силы, которые властно определяют наших душ, одна – качество нашего сердца, другая – сила Господа Промыслителя. >>
Богословие как наука и дар
митрополит Иерофей (Влахос)
В абсолютном смысле слова богословом является тот, который достиг созерцания Бога, созерцания нетварного Света, а в относительном смысле богословом является и тот, кто говорит о познании, которое имеют обоженные. Это происходит и с наукой. По преимуществу учеными являются те, которые исследуют различные природные явления и предлагают новое знание, а также те, которые передают знание исследователей. >>
Животворная смерть: святые мощи.
Издревле христиане хранят и почитают св. мощи — тела, останки умерших святых, прославленных Церковью. Чудотворение от мощей, иногда — их нетление, есть одно из свидетельств в пользу святости того или иного подвижника, в пользу возможности его канонизации и почитания Церковью в качестве святого: по смерти сподобившегося райского блаженства и сделавшегося активным, действенным ходатаем, заступником за христиан перед Богом. Церковь устанавливает не только праздничные даты, связанные с днем памяти самого подвижника — зачастую, днем его смерти, но и даты, связанные с обретением (нахождением, обнаружением) и перенесением (например, из одного города в другой) его мощей. Мощи святых торжественно полагаются в храмах, монастырях и часовнях. Они кладутся в алтарях в основание престола, зашиваются в «антиминсы»: специальные платы, без которых священнослужитель не имеет права совершать главное православное таинство — Евхаристию, иначе говоря, служить Литургию. >>
Образ воскресения человеческих тел по учению Святых Отцов древней Церкви
Среди эсхатологических тайн, к которым  с упованием на грядущее избавление от смерти и вечных мучений не раз  обращалась христианская надежда, находится  и будущее воскресение тел  праведников и грешников. Каков  будет образ этого воскресения? Насколько изменятся тела спасаемых? Каковы будут их природа и их физические способности? Какими духовными свойствами они станут обладать? Каким в грядущем веке окажется место их вечного пребывания? Наконец, каков будет их возраст, внешний облик, сохранят ли они свои половые отличия, способность к питанию, изменятся ли их коммуникативные способности? >>

1 - 10 из 11
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру