Азбука музыки в сказках, стихах и картинках
Пояснения к методике обучения детей игре на фортопиано и знакомства 5 - 6-летних дошкольников с основами музыкальной грамоты. >>
Воспитание будущего читателя
Введение в программу "Чудо, имя которому — детская книга" Литературно-художественное развитие детей 3 - 5 лет. >>
Занятия по христианской этике на основе текстов из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике»
Материалы к программе курса «Основы христианской этики» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста построены в виде духовно-нравственных бесед с использованием коротких рассказов из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике». >>
Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений
г. Курск

Наше время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с другой – успехи превращаются в бедствие. И самое страшное сегодня – разложение душевных свойств самого человека: отношения к труду, мышления, веры, совести и т.п.

Один из кардинальных путей преодоления самоуничтожения человечества – создание различных моделей национальной школы, в которых православная культура должна занять важнейшее место.

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности, нравственности, культуры и воспитания. Не считаться с этим нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует атеизм или равнодушен к религии, все равно остается номинально православным человеком. Не учитывать этого в процессе воспитания и обучения нельзя. Любое начинание без этого обстоятельства обречено на неудачу.

Православная культура вся, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно-моральной и эстетически значимой, что и определяет актуальность и необходимость ее изучения в наш прагматический век.

У нас в стране имеется современная практика православного воспитания, где приоритетная задача – воцерковление детей. Но возможности эти ограничены (малочисленность воскресных школ, православных гимназий, классов и т.п.).

В этой ситуации уместно и целесообразно организовать изучение православной культуры в общеобразовательных учреждениях, что не противоречит Конституции и законам России.

Вводя в учебное заведение этот предмет, нужно максимально оградить его от педагогического риска, тем более брака. Это достигается тем, что курс православной культуры вводится как общеобразовательный предмет, факультатив. Организация и планирование его осуществляются по общепринятой схеме (задачи, содержание, формы, методы и т.д.). Программа каждого преподавателя утверждается предметной (цикловой) комиссией. Преподаватели православной культуры имеют высшее гуманитарное образование.

>>
Введение в традицию
Программа студийных занятий с детьми

От автора

Программа студийных занятий с детьми, которая создавалась в 1991–2002 годах педагогическим коллективом семейного клуба «Рождество», называется «Введение в традицию». Известно, что в переводе с латинского tradition означает передача. Так, в культуре любого народа духовные приоритеты, нравственные идеалы, нормы поведения и пр. передаются от родителей к детям, становятся частью духовной и культурной традиции.

С течением времени в отечественной культуре выработались такие способы этой передачи, которые наиболее доступны детскому восприятию. Удивительно, как точно они соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка и образуют своего рода систему. Воспитательные возможности народных пестушек и потешек, календарных игр и песен, сказок и разных видов рукоделия, годового уклада жизни семьи используются в ходе занятий с детьми в семейном клубе «Рождество».

Однако мы уверены, что простое копирование, механическое воспроизведение старых форм не может сегодня сделать процесс воспитания по-настоящему плодотворным. В живом педагогическом поиске должны рождаться и новые подходы. В предлагаемом читателю методическом пособии мы постарались отразить опыт педагогов клуба «Рождество».

В первой части пособия представлены материалы, касающиеся устроения годовых тематических циклов и их содержания для детей разных возрастных групп (от полутора до восьми лет).

Во второй части описаны возможные способы вовлечения родителей в педагогический процесс, а также структурные части занятия детской студии:
– вводная часть;
– лингвистические и адаптационные игры;
– тематическая беседа и слайд-фильм;
– «Венок игр» и игра-драматизация;
– сказка с куклами;
– музыкальная часть;
– творческие задания и рукоделие;
– домашние задания.

Основной задачей авторов программы было преодоление соблазна передачи детям формального знания. Еще в 20-х годах XX века выдающийся психолог и педагог, профессор Василий Васильевич Зеньковский, поднимая поныне актуальную проблему «педагогического интеллектуализма», определял смысл детства как подготовку «к самостоятельному творчеству в жизни», а первой и основной задачей воспитания называл «охрану и развитие творческих сил в нас, творческой основы души». Он также отмечал, что источник творческой силы в человеке связан не с интеллектом, не с полученными знаниями: «Творческие недра души, творческие ее силы связаны именно с эмоциональной сферой, откуда и излучается творческая энергия, согревающая и одушевляющая работу ума и нашу активность…» Этим и обусловлен выбор содержания занятий в программе «Введение в традицию» и тех способов, с помощью которых это содержание сообщается детям. Авторы видели свою задачу в том, чтобы в душе ребенка вызвать эмоционально-смысловой отклик, зажечь его сердце.

>>
Подарок к празднику
Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности

Программа «Подарок к празднику» предназначена для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаемый курс разработан с учетом того, что среди дошкольников сегодня чрезвычайно высок процент детей, нуждающихся в специальной помощи, не только направляющей, но и корректирующей развитие: физическое, психическое, социальное, духовное. Эту помощь необходимо оказывать своевременно и профессионально, помогая ребенку овладеть рядом умений и навыков в области эмоционально-волевой, поведенческой сферы и практической деятельности.

Человек (взрослый и ребенок) – существо не только социальное, но и духовное. Об этом следует помнить в процессе воспитания, не оставляя духовную сторону детского развития вне поля зрения, но наполняя ее традиционными духовными представлениями и образами. Несомненно, что для русской культуры, русского человека  духовно определяющую роль играет православное мировосприятие, православная вера, православный уклад жизни.

Констатируя утрату размеренного, традиционного жизненного уклада в большинстве современных семей, курс занятий с детьми «Подарок к празднику»  предполагает использование в работе традиционных форм и методов семейного воспитания в условиях образовательного учреждения.

Основным средством развивающей (в необходимых случаях и коррекционной) работы курса «Подарок к празднику» является художественно-продуктивная деятельность. Работы, выполняемые детьми в ходе реализации программы, носят индивидуальный и коллективный характер.

Основой событийно-содержательной линии курса является календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, – православный, церковный календарь,  в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная и коррекционная работа.

>>
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников
Примерная программа для дошкольных образовательных учреждений

Важным направлением развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является его социальное развитие, которое предусмотрено всеми программами дошкольного образования. При этом под социальным развитием понимается процесс и результат усвоения детьми ценностей, традиций, культуры общества. В последнее время серьезное значение в этом процессе придается духовно-нравственному воспитанию. Среди важнейших задач воспитания Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года называет формирование гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры и др.

Предлагаемая программа духовно-нравственного воспитания старших дошкольников призвана содействовать реализации этих задач в рамках дошкольного образования. Она может быть реализована как на уровне основных, так и на уровне дополнительных образовательных услуг; как самостоятельная парциальная программа или как составная часть раздела социального развития той или иной комплексной программы, принятой образовательным учреждением. Программа построена в соответствии с личностно-ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечивать ее единство с современными программами дошкольного образования.

Программа по своей направленности является светской. В соответствии со ст. 14 Закона РФ «Об образовании», которая включает требование интеграции личности в систему мировой и национальной культур, ее содержание отражает духовный опыт русского православия без введения религиозной информации.

В определении задач реализации программы мы опирались на цели духовно-нравственного воспитания, сформулированные Ш.А. Амонашвили: «В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия…».

Основными принципами реализации программы являются систематичность проведения занятий, их взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкальному воспитанию и др., сотрудничество взрослого и ребенка, сотрудничество педагогов и родителей.

>>
Конструирование из природного материала
Создавая образы из природного материала, дети не только отображают их структуру, сколько передают характер, выражают свое отношение. В силу этого конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественному типу. Вот почему так важно отойти от традиционной методики, цель которой - обучать детей создавать конкретные поделки из конкретного материала. >>
Четыре четверти
Методические рекомендации к новому циклу публикаций сценариев праздничных мероприятий историко-культурной направленности, способствующих духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей. >>
Народная сказка в системе воспитания дошкольников
Народная сказка позволяет осуществлять процесс воспитания детей более целостно, т.е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития. >>

701 - 710 из 723
Начало | Пред. | 69 70 71 72 73 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру