От «Барышни-крестьянки» к «Дубровскому»
«Барышня-крестьянка» и «Дубровский». Между этими двумя известными произведениями Пушкина – немногим более двух лет и вместе с тем целая эпоха в развитии пушкинского творчества. Повесть «Барышня-крестьянка написана в Болдине в сентябре 1830 года. Роман «Дубровский» создавался с октября по февраль 1833-го. Что же изменилось за это короткое время в творчестве Пушкина? И в чем своеобразие этих двух произведений? >>
Проза Михаила Осоргина
Роман «Сивцев Вражек» Первые книги Михаила Андреевича Осоргина (наст. фамилия Ильин, 1878—1942) были опубликованы в 1917 и 1918 гг. («Призраки», «Сказки и несказки»). Но его первый роман «Сивцев Вражек» был написан и издан уже в эмиграции, в 1928 г. Поэтика «Сивцева Вражка» уникальна совмещением глубоко традиционных (а для этого времени даже и архаичных) черт с новаторскими, экспериментальными модернистскими элементами. >>
Степная сюита Сергея Бондарчука
Об экранизации повести А.П.Чехова «Степь» «Степь», самый «затерявшийся» фильм С.Бондарчука, созданный в 1977 году, остался практически незамеченным, не получил никаких наград. Он резко отличается от масштабной эпохальности его кинотриумфов – «Войны и мира» и «Они сражались за родину». Редко его упоминают и в связи с экранизациями чеховских произведений. Тем не менее, это одно из лучших воплощений чеховской поэтики средствами другого искусства, отсылающий нас к раннему Бондарчуку, Бондарчуку-актеру, когда-то поразившему зрителя мягким лиризмом в исполнении своих ролей в фильмах «Сережа» и «Судьба человека». Но как равнодушно приняла кинокритика столь неожиданного, непривычного Бондарчука, так в свое время растерялась современная Чехову критика при появлении его «Степи». >>
Очерк истории изучения памятников русской деловой письменности (XVIII–XX вв.)
Взгляды Р. И. Аванесова на проблему деловой письменности в контексте изучения национального языка Р. И. Аванесов — виднейший представитель Московской лингвистической школы. Его взгляды в области истории русского языка формировались, главным образом под влиянием идей отечественных филологов-классиков — А. М. Селищева, Д. Н. Ушакова, М. Н. Петерсона и др. При всем разнообразии интересов ученого именно проблема национального языка, его исторической миссии и роли в культурном наследии России была одной из главнейших. >>
Русский Катулл от Феофана Прокоповича до Пушкина
Вопреки распространенному мнению, Катулл в России был довольно популярен, хотя переводили его мало. Причина этого – в самом характере поэзии Катулла, которая далеко не полностью соответствовала степени дозволенного в полном условностей русском искусстве XYIII – XIX веков. И все же Катулл оказал глубокое и плодотворное влияние на многих русских поэтов. Наряду с внешними проявлениями интереса к лирике знаменитого римского поэта, их творчество обнаруживает и внутренние связи на уровне тем, образов и сюжетов, которые через различные посредствующие звенья протянулись в новую русскую литературу от стихов, написанных еще в I веке до новой эры. >>
Афанасий Матвеевич Селищев. Архивные материалы. Часть I. Из переписки А. М. Селищева 1910-х – 1930-х гг.
Предисловие, публикация и комментарии О. В. Никитина Предваряя публикацию архивных материалов и републикацию забытых статей, воскрешающих облик выдающегося русского слависта Афанасия Матвеевича Селищева, необходимо заметить, что в эти материалы нами были включены переписка, статьи, документы дискуссий и др. источники, собранные впервые, обработанные и представленные на конференции «Афанасий Матвеевич Селищев и современная филология», проходившей в 2003 и 2005 гг. в Елецком государственном университете имени И. А. Бунина. По итогам этих двух конференций были выпущены очень незначительным тиражом книга под названием «Памяти Афанасия Матвеевича Селищева: Сборник статей и документов» (Елец, 2003; 2-е изд., испр. и доп. — Елец, 2005). >>
Поэзия Владислава Ходасевича
Замечательный исследователь поэзии Ходасевича Ю.И. Левин так оценил место в русской словесности и своеобразие автора «Путем зерна» и «Тяжелой лиры»: «В эпоху расцвета поэтического дара Ходасевича (1917—1925) в русской поэзии <…> господствовала экстремальность средств выражения (футуристы и Маяковский, «Двенадцать» Блока и «Христос воскрес» А. Белого, Пастернак, Цветаева), голос поэзии был напряжен до крика и искажен; даже в интимной лирике господствовала экстравертность, обращенность вовне: лирическое “я” в экстазе или отчаянии растворялось в окружающей действительности, будь то стихия революции, пастернаковский сад или цветаевская гора. Это были годы “футуризации” поэзии: достаточно вспомнить названные поэмы Блока и Белого, ученичество мэтра Брюсова у Пастернака и Маяковского, “Заблудившийся трамвай” Гумилева, отчетливые в этот период футуристические тенденции у Цветаевой и Мандельштама, имажинизм Есенина и мн. Др. Поэзия Ходасевича отчетливо противостояла этим тенденциям, голос его никогда не искажался, оставаясь соразмерным человеку, его дыханию, биению его сердца и течению его мысли <…>» (Левин Ю.И. О поэзии Вл. Ходасевича. С. 209-210). >>
М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 (14) на 3 (15) октября 1814 г. в Москве. Раннее детство Мишеля было исполнено драматических событий, придавших общеромантическим мотивам одиночества и отверженности глубоко личный, нетрафаретный смысл. >>
«Проза, выстраданная как документ»: колымский эпос В.Шаламова
В истории литературы ХХ века «Колымские рассказы» (1954 – 1982) В.Шаламова стали не только значительным явлением лагерной прозы, но и своеобразным писательским манифестом, воплощением оригинальной эстетики, основанной на сплаве документализма и художественного видения мира, открывающем путь к обобщающему постижению человека в нечеловеческих обстоятельствах, к осознанию лагеря в качестве модели исторического, социального бытия, миропорядка в целом: «Лагерь – мироподобен. В нем нет ничего, чего не было бы на воле, в его устройстве, социальном и духовном». >>
“Видимо, никому из нас не сделаться памятником”: реминисценции из пушкинских стихотворений о поэте и поэзии у И.А. Бродского
Мотив предназначения поэта и места поэзии в мире у Бродского облечен в словесные формулы, восходящие к текстам Пушкина. Функции цитат из пушкинских текстов различны, порой противоположны исконным. В 1960 — начале 1970-х гг. Бродский следует романтическому мифу о гонимом поэте, избранном к высокой и жертвенной участи, в поэзии второй половины 1970—1990-х гг. романтическая модель отвергается. Но и в ранней, и в поздней поэзии сходно трансформируется образ памятника — величественного монумента поэзии, восходящий к горациевской оде “К Мельпомене” и к пушкинскому “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” >>

321 - 330 из 972
Начало | Пред. | 31 32 33 34 35 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру