“Кривоногому мальчику вторя”: Лермонтовская традиция в поэзии Иосифа Бродского
Статья четвертая. Ангел. Рождество. Звезда Один из очень значимых образов в поэзии Бродского – образ ангела. В нескольких стихотворениях Бродского упоминается об ангеле, летящем по небу – ночному или дневному. Об ангеле или о Боге, скользящем в воздухе под ночным небосводом, иронически сказано в стихотворении “Разговор с небожителем”. >>
Помещики в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя как аллегорическая система
Вряд ли нуждается в дополнительном обосновании тот факт, что «Мертвые души» Гоголя в числе множества жанровых составляющих вобрали в себя традицию просветительского романа, масонской мистической прозы, богатой поучительными аллегориями. В качестве аналогии часто приводится «Путь паломника» Дж. Беньяна. Как важнейший аллегорический образ, выстраивающий жанр и сюжет поэмы, большинством исследователей указывается образ дороги, несущий в себе смыслы жизненного пути, богоискательства и духовного совершенствования (путь через мытарства в град небесный Иерусалим), исторического и провиденциального пути России. >>
Традиционное и новое в «Записке о жизни Ивана Неронова»
Так называемая «Записка о жизни Ивана Неронова» - памятник древнерусской книжности второй половины XVII в. Ее предполагаемый составитель – игумен московского Златоустовского монастыря Феоктист, создавший этот текст на основе устных рассказов Ивана Неронова. >>
Ф. М. Достоевский и К.К. Случевский
После дебюта Случевского в 1860 г. в некрасовском «Современнике» в газете «Московский вестник» 11 марта 1860 г. появились «Заметки кое о чем» А. Н. Плещеева. В них А. Н. Плещеев упрекнул Случевского в том, что его стихи, несмотря на прекрасную отделку, абсолютно лишены какой-либо теплоты и интимности. Видимо, именно этот неодобрительный отзыв заставил Достоевского заговорить с А. Н. Плещеевым и о Случевском в письме от 22 марта 1860. >>
Миссионерское значение жизненного и церковного пути преподобного Варсонофия Оптинского
Преподобный Варсонофий – один из ярчайших представителей позднего оптинского старчества. Его жизненный путь, история прихода в Оптину Пустынь, монашеское служение, подвиг старчества значительны не только как часть многовековой истории русской святости, но и в качестве миссионерского примера прозрения личностью Божественного Промысла о своей судьбе. >>
Теория «Москва – Третий Рим» и ее место в русской культуре XVI-XVIII вв.
К числу наиболее известных работ, посвященных восприятию теории «Москва – Третий Рим» в русской культуре Нового времени, относится статья Ю.М. Ломана и Б.А. Успенского «Отзвуки концепции “Москва – третий Рим” в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко)» Ее непосредственная тема - семиотика петровского идеологического проекта новой столицы. Петербург Петра I рассматривается как своеобразная семиотическая проекция Рима и Ватикана на русскую культурную почву: название города («Санктпитербурх / Санкт-Петербург») и его герб (перекрещенные якоря) соотносятся с названием Рима – «города святого Петра» и с гербом Рима (Ватикана) – перекрещенными ключами. Сакрализация петербургского локуса в текстах петровской эпохи также рассматривается как трансформация сакрального римского пространства. При этом использование Петром I римской парадигмы и семиотической модели осмысляется как филиация теории «Москва – третий Рим». >>
РАБОТА и ТРУД в русском языке
Через слово к сущности явления Отношение к труду и само понятие ТРУД относятся к базовым понятиям духовной культуры всякого общества. Труд является основой человеческого бытия, формой его осознанного существования и социально принятой нормой жизни. При этом в каждой культуре ТРУД получает специфическую интерпретацию и оценку, которые можно изучать не только в социологических исследованиях, но также по данным языка, фольклора и литературы. История нескольких слов нередко дает интересную и богатую информацию о формировании целого культурного пласта. >>
Из переписки В. В. Виноградова и Г. О. Винокура 1930-1940-х годов
Публикуемые письма — эпистолярное «сопровождение» к тому материалу, который раскрывает перипетии взаимоотношений Г. О. Винокура с В. В. Виноградовым и возможные обстоятельства покаянного письма Г. О. Винокура и примирения двух ученых. >>
Г. О. Винокур: «Как перед Богом говорю...»
История одного письма Публикуемое исследование посвящено изучению малоизвестных эпизодов из истории отечественной лингвистики первой половины XX в., в которой еще немало потаенных моментов. Один из них — взаимоотношения двух крупнейших ученых того времени — Г. О. Винокура и В. В. Виноградова. Судьба их сталкивала не раз: и на научном поприще, и в общении… >>
Чеховский подтекст в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар»
Герой известного бунинского рассказа, не названный по имени поручик, встречает на пароходе очаровательную попутчицу, «маленькую женщину», возвращающегося с черноморского курорта: “Поручик взял ее руку, поднес к губам. Рука, маленькая и сильная, пахла загаром. И блаженно и странно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке (она сказала, что едет из Анапы)”. Поручик узнает от дамы, что у нее есть муж и трехлетняя дочка, но своего имени она так и назвала. >>

191 - 200 из 972
Начало | Пред. | 18 19 20 21 22 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру