«Краткая российская грамматика» Е. Б. Сырейщикова

Е. Б. Сырейщиков — писатель, переводчик, педагог. Он окончил философский факультет Московского университета, работал позже при нем переводчиком и учителем одной из московских гимназий. Как писал М. Г. Булахов, «в 1784 г. [Сырейщиков] был назначен членом Комиссии об устройстве народных училищ, в связи с чем переехал в Петербург, где, кроме того, много преподавал в учительской семинарии русскую литературу, логику и этику. В разные годы своей деятельности был редактором «Московских ведомостей» и журнала «Растущий виноград, в которых печатал и свои литературные сочинения, и публицистические статьи».

«Краткая российская грамматика» (1787) предназначалась, как сказано в заголовке, «для народных училищ» и представляла собой последовательное изложение грамматических правил. Во многом ее автор следовал М. В. Ломоносову, делая «выборку» лингвистического материала из его «Российской грамматики». Но в труде Е. Б. Сырейщикова есть и очень примечательные детали, ориентированные именно на дидактическое освоение материала: таблицы склонения, объяснения особенностей произношения слов, приводятся также и основы стиховедения. Но и собственно грамматический материал приведен в строгой логике, с четким разделением на «отделы» и обилием разных примеров. Все это говорит о внимании автора к такому ответственному делу, как составление учебника. Недаром, по подсчетам М. Г. Булахова, эта книга выдержала семь изданий.

Избранные фрагменты публикуются по первому изданию, хранящемуся в Отделе редких книг Российской государственной библиотеки (Москва): [Сырейщиковъ Е. Б.] Краткая россiйская грамматика, изданная для народныхъ училищъ Россiйской Имперiи по высочайшему повелЪнïю царствующия императрицы Екатерины Вторыя. В СанктпетербургЪ, 1787 года. С. I–III, 1–3, 5–7, 20–22, 48, 56–57.

КРАТКАЯ РОССИЙСКАЯ ГРАММАТИКА, ИЗДАННАЯ ДЛЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПО ВЫСОЧАЙШЕМУ ПОВЕЛЕНИЮ ЦАРСТВУЮЩИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРЫЯ*

Предисловие

Сколько необходима грамматика для изучения языков, то доказывается одним ея определением.

Издаваемая ныне Российская грамматика коль ни сокращенна быть кажется; содержит однакож в себе все нужное, и сверьх того, при всей краткости, соблюдена в ней такая ясность, что учащим малаго весьма труда будет стоить преподавать по ней учение и самым малолетним детям; а особливо поступая в том по следующему наставлению.

Учитель прошед в грамматике истолкование о имени, заставляет учеников по одиначке (так в тексте. — О. Н.) приискивать в какой либо учебной книге, имена существительныя и прочия, показывая какого каждое из них рода, котораго склонения, в каком падеже, а прилагательныя в какой степени уравнения; при чем более всего упражняет учеников своих в склонении, сперва порознь имян существительных и прилагательных; а по времени соединяя их вместе, и согласуя в роде; в разсужденииж (так в тексте. — О. Н.) имян прилагательных, заставляет учитель учеников, приводить их в разныя степени уравнения и в оных склонять. Сие упражнение продолжает учитель и по истолковании местоимений, приказывая ученикам склонять местоимения, соединив с именами существительными и прилагательными. На пример, склоняя местоимения сей, моя, то, велит учитель прибирать к сим местоимениям простойныя имена существильныя и прилагательныя моя правая рука, то приятное время: ибо в таком соединении, дети удобнее удерживать могут в памяти склонения имян и местоимений. Но еще нужнее упражнение в спряжении глаголов; по чему учитель не токмо на каждое спряжение, но и на каждый залог глаголов, заставляет по одиночке своих учеников написать на черной доске, по меньшей мере, по одному полному примеру. Причастия, должны ученики склонять с именами существительными, так как имена прилагательныя.

В сочинении слов, каждое правило прилежно должно быть изъяснено, и снабдено довольным числом примеров, по которым учащиеся лучше помнить будут сии правила, нежелиб учили их наизусть. По окончании таким образом всей граматики, учитель заставляет учеников разбирать, взятой период из какой-либо учебной книги, грамматическим способом, показывая все части речи, и правила из сочинения слов, по которым оныя части речи соединены; а по том, выбрав учитель сам, один из таких периодов, переставливает в нем все речения, и заставляет ученика приводить оныя речения паки в порядок, по правилам сочинения слов; в сиеж время повторяет учитель с учениками своими таблицу о правописании, которая тем яснее учинится для учащихся, что они уже знают грамматику.

О грамматике и ея разделении.

Грамматика учит правильно говорить и исправно писать.

Грамматика разделяется на четыре следующия части:

I. На Правописание.

II. На Произведение слов.

III. На Сочинение слов.

IV. На Произношение слов.

О Правописании.

Правописание учит

1. Как писать буквы исправным и от всех принятым почерком?

2. Как писать слоги и целыя речения правильно, или приличными им буквами?

3. Где ставить надстрочные и строчные знаки?

<…>

О Произведении слов.

Произведение слов показывает каждаго слóва или речения происхождение, качество и перемены.

Словà или речения бывают:

1. Простыя.

2. Сложныя.

3. Первообразныя.

4. Производныя.

Простое слово есть то, которое не составлено из двух или нескольких слов. На пр. (так в тексте. — О. Н.) мысль, честь, даю, дЪло, хожу.

Сложное слово есть то, которое составлено из двух или нескольких слов. На пр. легкомыслïе, честолюбïе, воздаянïе, раздЪляю, восхожу.

Первообразное слово есть то, которое от другаго слóва не происходит. На пр. мысль, честь, страна, рука.

Производное слово есть то, которое от другаго слóва происходит. На пр. мысленный, честный, странствую, ругаюся.

Все слова или речения, в Русском языке употребляемыя, заключаются в осьми частях, кои суть:


1. Имя.

2. Местоимение.

3. Глагол.

4. Причастие.

5. Наречие.

6. Предлог.

7. Союз.

8. Междометие.


Из сих осьми частей речи, первыя четыре, то есть: имя, местоимение, глагол, причастие, называются переменяющимися; по тому что окончания их иногда переменяются; последния же четыре части слóва, то есть: наречие, предлог, союз, междометие называются не переменяющимися; по тому что окончания их никогда не переменяются.

О ИМЕНИ.

<…> Знаменование прилагательных имян возвышается чрез степени уравнения.

Три суть степени уравнения:

1. Положительная.

2. Уравнительная.

3. Превосходная.

Положительная степень показывает качество вещи просто, без сравнения с другою вещью. На пр. полезный, прïятный.

Уравнительная степень сравнивая две или многие вещи между собою, одной дает преимущество. На пр. полезнЪе, прïятнЪе.

Превосходная степень дает одной вещи преимущество перед многими, не сравнивая именно ни с одною. На пр. полезнЪйшïй, прïятнЪйшïй.

Положительная степень есть всякое прилагательное имя. На пр. Шполезный, богатый.

Уравнительная степень делается из прилагательнаго имени в женском роде и в положительном (так в тексте. — О. Н.) степени, переменяя последний слог ая, на слог Ъе, или яе. На пр. полезная, полезнЪе, свЪтлая, свЪтлЪе.

Но имена кончащиеся (так в тексте. — О. Н.) в положительной степени на

дъ, гъ, переменяют в уравнительной степени сии слоги, на слог же. На пр. худъ, хуже, дорогоъ, дороже

окъ, переменяют в уравнительной степени сей слог, на слог че. На пр. крЪпокъ, крЪпче.

стъ, переменяют в уравнительной степени сей слог, на слог ще. На пр. чист, чище.

хъ, переменяют в уравнительной степени сей слог, на слог ше, На пр. тихъ, тише.

Превосходная степень делается:

1. Прибавляя к положительной степени слог пре. На пр. полезный, преполезный.

2. Поставляя перед положительною степенью слово самой. На пр. прïятный, самой прïятный.

3. Переменяя окончательный слог уравнительной степени, на слог шïй. На пр. полезнЪе, полезнЪйшïй, прïятнЪе, прïятнЪйшïй.

Превосходная степень делается с прибавлением слога наи: хотя и употребительна; однако не есть правильна. На пр. наипрïятнЪйшïй, наиполезнЪйшïй.

Некоторыя прилагательныя имена, в уравнении сим правилам не последуют. На пр. великъ, малъ, хорошъ, имеют в уравнительной степени: болшïй, меньшïй, лучшïй. <…>

О ГЛАГОЛАХ.

Глагол есть та часть речи, которая показывает действие, или страдание. На пр. я вижу, ты пишешь, он есть похваляем. <…>

Глаголы имеют:

<…> II. Шесть времян:

1. Настоящее, которое показывает действие или страдание, теперь совершающееся. На пр. кидаю, колю, верчу.

2. Прошедшее несовершенное, которое показывает действие или страдание, как бы в половину прошедшее, и еще продолжающееся. На пр. кидалъ, кололъ, вертЪлъ.

3. Прошедшее однократное, которое показывает действие, или страдание однажды совершившееся. На пр. кинулъ, кольнулъ, вернулъ.

4. Давнопрошедшее, которое показывает действие или страдание, давно минувшее. На пр. кидывалъ, калывалъ, вертывалъ.

5. Будущее неопределенное, которое показывает действие, или страдание последовать имеющее, токмо в неопределенное время. На пр. буду кидать, буду колоть, буду вертЪть.

6. Будущее однократное, которое показывает действие или страдание однажды совершаться имеющее. На пр. кину, кольну, верну.

<…>

Пример грамматического разобрания.

ЧеловЪку. Имя сущ. нарицат. мужеск. мода, втораго склон. един. числа, дател. падеж.

Провождающему. Причастие действит. настоящаго времени, единст. числа, дател. падеж.

Жизнь. Имя сущ. нариц. женск. рода, четверт. склон. единств. число, винит. падеж.

Свою. Местоимение прилагат. притяжат. женск. рода, единств. числа, винит. падеж.

Въ. Предлог требующий предлож. падежа.

<…>

О произношении слов.

Произношение слов учит, как каждое слово произносить должно, с повышением голоса, или с понижением.

Голос возвысится в произношении тех слогов, на коих находится ударение. На пр. в словах время, туча, с возвышением выговариваются начальные слоги вре, ту; по тому что на них находится ударение, достальные же слоги мя, ча, произносятся с понижением голоса; по тому что на них нет ударения.

Слоги, произносимые с ударением, называются долгими; а без ударения, короткими. Долгих слогов знак есть: – а коротких: È.

Все односложные слова суть долгия. На пр. Царь, даръ, мзда.

Во многосложных же словах, долгие и короткие слоги бывают различно расположены. На пример в словах: время, туча, злато, сильный, темный, долгий слог находится напереди; а напротив того в словах: гора, слеза, рука, идетъ, бывалъ, веду, долгой слог находится назади.

Два или три слога, соединенные вместе, называются стопою.

Знатнейшия стопы суть: Хорей, Ямб, Дактил, Анапест.

Хорей еать стопа, в которой напереди стоит слог долгой, а за ним следует слог короткой. На пр. время, туча, море, злато, краткïй, сильный.

Хорей изображается так: –È.

Ямб есть стопа, в которой напереди стоит слог короткой; а за ним следует долгой. На пр. гора, слеза, рука, идетъ, вою, веду (sic! — О. Н.), бывалъ.

Ямб изображается так: È–

Дактил есть стопа, в которой напереди стоит слог долгой; а за ним следуют два слога коротких. На пр. помощи, радости, чудные, правые, видЪли, мысленный.

Дактил изображается так: –ÈÈ.

Анапест есть стопа, в которой напереди стоят два слога коротких; а за ними следует слог долгой. На пр. Государь, совершить, побЪдить, благодать, господинъ, человЪкъ.

Из соединения нескольких стоп, составляются стихи.

Стихи называются:

1. По числу стоп: двустопные, трехстопные, четверостопные, пятистопные, шестистопные.

2. По роду стоп, из каких составлены: ямбические, хореические, дактилические, дактило-хореические, анапесто-ямбические.

Вступление и подготовка текста О. В. Никитина



* Публикуется в современной орфографии за исключением примеров автора, но с полным соблюдением пунктуационных знаков подлинника. Особенности текстологического орнамента (курсив, прописные буквы) также сохранены. В тексте встречаются графические варианты: грамматика и граматика, имяни и имени и т. п. примеры, специально нами не оговариваемые. — Прим. ред.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру