Теория языка

"Не словом, ниже языком, но делом и истиною"
Об Александре Федоровиче Гильфердинге XIX век в истории русской филологии дал не одно поколение ярких, самобытных ученых, чья исследовательская деятельность не ограничивалась только книжной академической карьерой, а была насыщена подлинными открытиями, добытыми в путешествиях по родной стране и за ее пределами. Славянский мир тогда, приходится с сожалением констатировать сейчас, был более тесно связан между собой узами общих традиций, общей веры и корнеслова языка. И непременно каждого талантливого ученого-филолога, особенно в России, в начале жизненного пути и много позднее сопровождала славянская стихия, в коей черпали они редкие образцы народного творчества, этнографии, диалектологии. >>
Языкознание – наука естественная или гуманитарная (исторический аспект
По мере развития лингвистических знаний язык как предмет научного исследования трактовался по-разному. Сложность строения языка и разнообразные функции, которые он выполняет в человеческом обществе позволяют рассматривать язык с разных точек зрения, формирующих различные направления в лингвистике. Разные направления в лингвистике по-разному отвечали на вопрос о том, является ли языкознание естественной наукой или гуманитарной. >>
Е. Д. Поливанов — известный и неизвестный
По страницам работ и архивных материалов Судьба Е.Д.Поливанова очень трагическая, хотя, как приходится теперь говорить, типична для многих представителей поколения 1910–1920-х гг. С начала 1930-х гг. труды ученого перестают издаваться на Родине, он все более и более начинает подвергаться несправедливой, безосновательной критике. >>
Индоевропейские языки: языковая семья или языковой союз?
Наука, изучающая человеческий язык (лингвистика), бывает разной, поскольку она представлена различными направлениями и научными школами. Это понятно, поскольку сложный объект научного исследования предполагает различные точки зрения, выбирая какую-то одну характерную особенность языка, мы, естественно, оставляем без внимания другие его аспекты. В рамках каждого научного направления предпринимается попытка создания общей теории языка, то есть предлагается ответ на вопрос о том, что такое язык, как он развивается, как можно классифицировать языки мира и т.п. >>
«Компендиум» Августа Шлейхера – подведение итогов и взгляд в будущее
Научная деятельность Августа Шлейхера (1821-1868) составила эпоху в истории языкознания XIX века. Оригинальные теории Шлейхера никого не оставляли равнодушными, являясь как объектом восхищения и образцом для подражания, так и мишенью непримиримой критики оппонентов. >>
Типологическая классификация языков мира
Классификация языков с точки зрения строения слова Эпоха великих географических открытий дала возможность европейским лингвистам расширить круг исследуемых языков за счет неизвестных до этого науке языков: азиатских, африканских, американских, а затем австралийских и полинезийских. Европейские лингвисты, работы которых сводились к описанию классических языков (древнегреческого и латыни), стали впервые сравнивать различные языки между собой. В конце XIX – в начале XX века стали создаваться сводные словари всех известных науке того времени языков мира. >>
Роль метафоры в научных лингвистических текстах

Метафора как важнейшее средство художественной выразительности встречается в любых типах текстов: от поэтических произведений до бытовой разговорной речи, при этом Метафора «оживляет» текст, придает яркий колорит, образность, индивидуальность. Метафора активно используется как инструмент называния и описания понятий практически в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в науке. Более того, появление метафоры в научном сочинении не является случайностью, метафора лежит в основе формирования не только нового термина (а значит, и понятия), но новой научной теории, являясь инструментом добычи нового знания.

>>
Содержание и объем концептуального знака: обозначение явлений по степени определенности и мере осуществления
Некоторые понятия, архетипические в мышлении и сущностно важные для познания, имеют в силу этого значительные системы выражения, которые занимают сильные позиции в структуре языка и организации речи. Среди них в русском языке фундаментальным и представительным знаком является «авось». Данное слово – образ, как и некоторые подобные, соотносится с картиной мира, создаваемой языком и культурой, составляя специфику национального сознания и поведения. По своему строению это особенный тип – конструктивно сложный и содержательно ёмкий знак. >>
Региональная этнолингвистика памятников деловой письменности XX – начала XXI вв.: имена, идеи, концепции
Важным шагом в развитии языкознания в XX веке в России мы считаем перемещение центров научных исследований из академических институтов и школ на периферию. Изучение языка и культуры богатой своими народными красками местной письменности в последние годы по праву открывает новые страницы лингвистического «отечествоведения». >>
«Практическая русская грамматика», изданная Николаем Гречем
«Грамматика» Н. И. Греча — одно из первых систематических пособий по русскому языку, впервые опубликованное в 1827 г. и содержащее подробный разбор главнейших разделов науки о языке. Она состоит из пяти частей: Этимологии общей, характеризующей буквы, слоги и слова, Этимологии частной, дающей подробный обзор частей речи и их форм (причастия и деепричастия), Синтаксиса, или словосочинения, анализирующего типы предложения, управления и сочетания слов, Орфоэпии, освещающей проблемы произношения отдельных «букв» (в терминологии Н. Греча) и слов, а также вопросы ударения, и Орфографии, куда ученый включил употребление букв, разделение слогов, правописание слов и главу о знаках препинания. >>

1 - 10 из 43
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру