Знаки препинания в сложноподчиненном предложении и типы придаточных в части А и В единого экзамена: комментированный разбор

В каких заданиях ЕГЭ школьнику необходимо продемонстрировать свое знание теории сложноподчиненного предложения и умение правильно применять правило расстановки знаков препинания в СПП? Ориентируясь на допущенное ФИПИ основное пособие для подготовки к ЕГЭ - Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ-2009: русский язык: тренировочные задания. М., 2009, - мы можем выделить следующие номера теста единого экзамена.

В задании А 24 часто предлагается проверка знания частного правила на постановку запятой в придаточном определительном со словом «который», например:

Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.

1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4

(вариант 1, с.15);

Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди (4) совершают прекрасные дела.

1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4

(вариант 7, с.87[i]).

В задании А 25 дается сложное предложение из 3-4 частей с возможным сочетанием сочинительного и подчинительного союза (как правило, союза «и» и какого-то подчинительного). Типичные формулировки задания А 25:

Кони очень устали (1) и (2) когда с них сняли вьюки (3) они легли на холодную землю (4) которую уже успел покрыть легкий снежок.

1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 2, 3, 4

(вариант 9, с.111);

Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где все яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг.

1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3

(вариант 3, с.39[ii]).

Знание теории – типов придаточного предложения - и умение находить это придаточное в связном тексте необходимо для выполнения задания В 6. В нем требуется найти предложение, например, с придаточными определительным (варианты 1, с. 18 и 3, с. 42) или с придаточным условия (вариант 2, с. 30). В других предложенных в официальном пособии ФИПИ вариантах предлагается: найти предложение с однородными придаточными (вариант 4, с. 54 и 7, с. 90); с последовательным подчинением частей (вариант 5, с. 66); просто «с тремя придаточными» (вариант 6, с. 78) и даже вообще «сложноподчиненное» (в. 9, с. 114). Таким образом, проверяется не хорошее знание теории русского языка, а простейшие навыки и умения, пройденные в середине школьного обучения русскому языку.

Здесь отметим, что задания ЕГЭ составлены таким образом, что возможность дать правильный ответ даже при случайном выборе остается всегда. Это, к сожалению, не дает школьникам, которые лучше других знают теорию и ориентированы на дальнейшее занятие филологией, проявить свои знания и получить более высокий балл. Угадывание «сложноподчиненного» предложения проще, безусловно, чем определение типа придаточного и, конечно, намного проще традиционного задания – построения схемы предложения. Однако для филологически ориентированных школьников вне зависимости от будущих результатов по ЕГЭ необходимо предлагать задания более высокой степени сложности. Полезны будут такие задания и для школьников, желающих сдать экзамен по русскому языку на самый высокий балл.

Итак, при повторении правил пунктуации в сложноподчиненном предложении необходимо сначала повторить типы придаточных.

Напомним, что в русском языке выделяются 13 типов придаточных: определительные, изъяснительные, времени, места, причины, следствия, цели, условия, уступки, сравнительные, меры и степени, образа действия и присоединительные. Некоторые типы придаточных в текстах встречаются чаще (скажем, придаточные изъяснительные и определительные), другие (например, присоединительные и образа действия) можно встретить реже.

Задание 1. Расставьте знаки препинания, определите типы придаточных[iii].

1. Сколько я ему ни доказывал что весь следующий год тоже будет относиться к девятнадцатому столетию он остался при своем суждении.

2. С тех пор как научно доказали вредоносность воздействия алкалоидов на аналитическую функцию мозга Холмс лишился возможности хоть на время сбрасывать с себя путы земного притяжения.

3. Слева от собора расположена улочка где в семнадцатом столетии погиб один влюбленный капитан.

4. Неподалеку отсюда находилась вилла моей бабушки так что я знаю эти места.

5. Более всего я пленился тем с каким сдержанным вкусом изготовители поместили это сияющее чудо кожевенного мастерства в скромный клетчатый чехол.

6. Перед тем как снова выйти на продуваемую ветрами палубу я отхлебнул из термоса чаю с ромом и еще раз перечитал телеграмму.

7. Хотя у меня были кое-какие планы на 31 декабря разве я мог удержаться от соблазна?

8. Холмс стоял у борта ожидая пока наиболее нетерпеливые из пассажиров сойдут на берег.

9. Отчасти это объяснило почему он отнесся к невразумительной и истеричной телеграмме столь серьезно.

10. Я предположил что Холмс с парохода усмотрел своими зоркими глазами торчащий из кармана зеленый хвостик из чего и вывел предположение о любви к лошадям.

11. Этот человек гений почти вундеркинд потому что ему всего двадцать пять лет.

12. Это герой парижских бульварных листков куда он иногда даже посылает письма и объявления.

13. Возница явно хотел чтобы коляска ехала намного быстрее но к помощи кнута ни разу не прибег.

14. Если сегодня до полуночи я не отдам все деньги замок взлетит на воздух.

15. Там было еще что-то чего я не разобрал ибо мое знание французского оставляет желать лучшего.

16. Поскольку вступление звучало не слишком увлекательно я позволил себе отвлечься чтобы оглядеться по сторонам.

17. Хозяин подтвердил свои слова после чего я вообще перестал что-либо понимать.

18. Там где мы оказались действительно вдоль всех стен стояли диваны и кресла.

19. Если я правильно понимаю план то это вход в большую башню что пристроена к дому с северной стороны?

20. Прежде чем рассказ был продолжен нам пришлось переждать новый взрыв рыданий.

21. Когда слуги хотели поднять бедняжку она так закричала от боли что я велел оставить её на месте.

22. Я преодолел эту теснину менее проворно чем это удалось моему другу.

23. К запястьям и щиколоткам девушки были прикреплены веревки так что при всем желании она не смогла бы пошевелить ни единым членом.

24. Все это до такой степени напоминало пыточную камеру времен инквизиции что стоящая рядом медицинская капельница выглядела вопиющим архаизмом.

25. Профессор говорил по-английски – очень правильно но безжизненно как говорят докладчики-иностранцы на научных конференциях.

(Для учителей дадим комментарий к заданию: мы воспользовались текстом Б.Акунина – повестью «Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трех мудрых». Выписывая предложенные для анализа фразы, мы не подбирали равное кол-во примеров на каждый тип придаточного, а путем сплошной выборки выписывали подходящие примеры. В определенной степени наша подборка демонстрирует количественное соотношение разных типов придаточных в художественном тексте. Предлагая школьникам самим подобрать 20-30 примеров на придаточные разных типов, можно посоветовать им тот же метод).

Повторив типы придаточных, используемые для связи главной и придаточной части средства – союзы и союзные слова, необходимо вспомнить главное правило о расстановке знаков препинания в сложноподчиненных предложениях. Наиболее частой ошибкой при расстановке знаков препинания будет «забытая» закрывающая запятая – в случае, если придаточное находится внутри главного. Поэтому мы рекомендуем обязательно предлагать для тренировки сложные предложения, в которых одно из придаточных расположено внутри главной части.

Задание 2. Расставьте знаки препинания в предлагаемых ниже предложениях. Отметьте количество частей в предложениях.

1. В одном из окон второго этажа где видимо располагались жилые комнаты появился тощий мужчина.

1. 1 2. 2 3. 3 4. 4

2. В большой зале где горел камин мы сели за длинный стол сверху прикрытый большой белой салфеткой под которой угадывались очертания посуды.

1. 2 2. 3 3. 4 4. 5

3. В прошлом году в овраге что у ограды парка осыпалась земля и в склоне открылся подземный ход который очевидно раньше вел к дому.

1. 2 2. 3 3. 4 4. 5

4. Я узнал из газеты что Фандорин сейчас находится в Париже и попросил помочь потому что не был уверен что мистер Холмс приедет.

1. 2 2. 3 3. 4 4. 5

5. Мне стало ясно что светило нейрохирургии давно не проводил эту процедуру которую обычно поручают сиделкам и поутратил навык.

1. 2 2. 3 3. 4 4. 5

6. На лбу у управляющего блестели капельки пота глаза беспокойно перемещались с предмета на предмет и хозяин вдруг догадался что он боится не взорвется ли бомба раньше времени и хочет уйти.

1. 3 2. 4 3. 5 4. 6

Один незначительный, но вызывающий определенные трудности пункт правил постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении составителями заданий к ЕГЭ выделен в отдельное задание А 24. В данном случаи авторы тестов, по-видимому, отсылают школьников к правилу, сформулированному в разделе «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями»: «Деепричастный оборот не обособляется <…> если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе определительной придаточной части сложноподчиненного предложения (такое деепричастие от придаточной части запятой не отделяется): Направо была дверь, [пройдя которую_ можно было попасть в коридор], ведущий на сцену»[iv]. Правда, как мы показали в начале работы, составители тестов чаще предлагают сдающему любые предложения с придаточным определительным, в котором использовано союзное слово «который» (не непосредственно между главной и придаточной частью, а внутри придаточной). Из 10 вариантов официального пособия ФИПИ 8 примеров предлагают на разбор придаточные предложения с зависимым словом «который» и только в одном примере «который» находится внутри деепричастного оборота.

Таким образом, фактически задание А 24 фактически проверяет умение не поставить лишнюю запятую в придаточном предложении (или в обособленной конструкции – в варианте 2, с. 27 представлен иной тип задания, в котором предлагается решить, когда обособлять и не обособлять причастный оборот).

С учетом данного комментария предлагаем задание, аналогичное большей части включенных в А 24:

Задание 3. Формулировка задания А 24: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Из-за мрачных стен (1) о подножие (2) которых (3) бились волны (4) торчали крыши (5) тесно сгрудившихся (6) домов.

А. 1,2,3,4,5,6 Б. 1,3,5,6 В. 3,4,6 Г. 1,4

2. Коронным трюком Люпена (1) при помощи которого (2) он (3) неизменно (4) срывает аплодисменты публики (5) оказывается кража миллиона у какого-нибудь богача.

А. 1,2,5 Б. 1,2,3,4,5 В. 1,5 Г. 1,3,4,5

3. В этой (1) наглой (2) записке даже указан код (3) при помощи (4) которого (5) бомбу можно отыскать.

А. 1,3,5 Б. 1,3 В. 3 Г. 3,5

4. Дальше (1) располагался чулан (2) в углу (3) которого (4) грудой лежали клетки и капканы (5) а с крючков свисало множество разнообразных сеток непонятного назначения.

А. 2,5 Б. 1,2,5 В. 2,4,5 Г. 1,2,3,4,5

5. Здесь (1) мне придется описать одно (2) мучительное для моего самолюбия (3) происшествие (4) в результате которого (5) я оказался на время отлучен от расследования.

А. 1,2,3,4,5 Б. 1,4,5 В. 4,5 Г. 4

6. Как человеку (1) смысл жизни (2) которого (3) заключается в излечении недугов (4) вам это будет очень интересно.

А. 1,3,4 Б. 1,4 В. 2,4 Г. 1,2,3,4

7. Часы тренькнули (1) отбив половину часа (2) а мозговой штурм (3) о необходимости (4) которого (5) говорил русский (6) никак не начинался.

А. 1,2,3,4,5,6 Б. 1,2,5 В. 1,2,3,6 Г. 1,2,3,5,6

8. Вся дубовая панель позади органа (1) которую я во время обхода дома простукивал (2) но (3) в которой (4) не нашел ничего подозрительного (5) отъехала в сторону.

А. 1,2,5 Б. 1,2,3,5 В. 1,2,4,5 Г. 1,2,3,4,5

Обратимся теперь к заданию А 25. В нем предлагается расставить знаки препинания в предложениях из 3-4 частей. В http://www.portal-slovo.ru/philology/41623.php мы говорили о том, что, выполняя задание А 25, необходимо следить за постановкой знака препинания перед «и».

Вторым местом, которое вызывает сложности у выполняющих задание, оказывается стык сочинительного союза «и» и подчинительного. Сложность пунктуации в этом случае отмечается не только составителями ЕГЭ – в справочниках по пунктуации раздел «Запятая на стыке двух союзов» выделен отдельным параграфом. По основному правилу запятая на стыке союзов ставится, если сочетаются два одиночных союза, и не ставится, если сочетается одиночный и двойной союз, например: Он сказал, что, если будет свободен, вечером придет ко мне. – Он сказал, что если будет свободен, то вечером придет ко мне. То же самое правило действует на стыке «и» и подчинительного союза: В господский дом Муму не ходила и, когда Герасим носил в комнаты дрова, всегда… выжидала его у крыльца. – Врач сказал, что больному нужен покой, и если мы не хотим тревожить его, то должны выйти[v].

На самом деле правило постановки запятой на стыке «и» и подчинительного союза сложнее. Например, по правилу при сочетании «и» и двойного союза ставится запятая перед «и» независимо от того, соединяет «и» однородные члены или части сложного предложения. Такие примеры можно найти в любом справочнике Д.Э.Розенталя[vi]. Но, по нашим наблюдениям, в разбираемом задании из ЕГЭ используют только один случай – когда встречаются союз «и» и одиночный подчинительный союз. В этом случае запятая между ними ставится.

Таким образом, в задании А 25 проверяется не всё правило, а лишь его частный случай. Единственная возникающая сложность – наличие перед подчинительным союзом частицы. Здесь надо помнить, что «если перед подчинительным союзом стоят усилительные частицы как раз, лишь, только и т.п., то перед ними (а не перед союзом – Н.Н.) ставится запятая»[vii].

Задание 4. Формулировка задания А 25: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые[viii]?

1. Во рту у Холмса была курительная трубка (1) и (2) когда он засмеялся (3) с его губ (4) один за другим(5) сорвались маленькие клочки дыма.

А. 1,2,3,4,5 Б. 1,2,3,4 В. 1,2,3 Г. 1,3

2. Не было слышно ни звука (1) и (2) когда он остановил лошадей (3) чтобы дать им отдых (4) безмолвие окружающего мира стало невыносимым.

А. 1,2,3,4 Б. 2,3,4 В. 1,3,4 Г. 3,4

3. Гул нарастал (1) звучала потрясающе красивая песня (2) зал подпевал (3) и (4) когда она кончалась(5) кто-то опять кричал с нечеловеческим надрывом [Алексей Варламов].

А. 1,3 Б. 1,2,3,4 В. 1,2,3 Г. 1,2,3,4,5

4. Пусть будет хоть эта тетрадка (1) и (2) когда память моя вовсе сносится (3) я смогу заглянуть в неё (4) и всё вспомнить [Людмила Улицкая].

А. 1,2,3 Б. 1,2,3,4 В. 1,2 Г. 1,4

5. У подножия этого вавилонского грохота кое-где бесстрашно сидят нищие скрипачи и скрипачки (1) и (2) если вплотную к ним подойти (3) слышно (4) как они трогательно наигрывают классические мелодии [Фазиль Искандер].

А. 1,2,3,4 Б. 1,2 В. 1,2,3 Г. 1,4

6. Я решил взойти на неё (1) ещё раз оглядеться (2) и (3) если не узнаю леса (4) возвращаться к дому по собственным следам [Юрий Коваль].

А. 1,2,3,4 Б. 1,2,4 В. 1,3,4 Г. 1,4

7. Раны слишком глубоки (1) и (2) даже (3) если удастся их зашить (4) газовую гангрену не остановишь [Вальтер Запашный].

А. 1,2,3,4 Б. 1,2,4 В. 1,3,4 Г. 1,4

8. Рискните поставить одну из них на кон (1) и (2) даже (3) если вы ее проиграете (4) ваш выигрыш будет во много раз более весомый! [Артем Тарасов].

А. 1,2,4 Б. 1,2,3,4 В. 1,3,4 Г. 1,4

9. А Медвежонок целыми днями стоял на морковочной опушке с разинутой пастью (1) и (2) только (3) когда темнело (4) хорошенько вылизав все четыре медовые лапы (5) ложился спать [Сергей Козлов].

А. 1,2,3,4,5 Б. 2,4,5 В. 2,3,4,5 Г. 1,4,5

10. Проснулась рано (1) и (2) только (3) когда проснулся Борис (4) и заговорил со мной (5) стало ясно (6) что у меня абсолютно пропал голос! [Татьяна Окуневская].

А. 1,2,3,4,5,6 Б. 2,4,5 В. 1,2,5,6 Г. 1,4,5,6

И последнее задание – В 6, выполнение которого связано с анализом текста. Выше мы указывали, что в данном задании могут быть разные формулировки. Предложим пока выполнить лишь один вариант задания – найти СПП с определенным типом придаточного.

Задание 5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Когда-то я увидел необычную сцену. (2) Группа школьников шла по улице, заметила вывеску «Институт русского языка» и удивилась: такой странной им показалась мысль, что целый институт может заниматься изучением понятного даже им языка. (3) Многие ученые посвятили свою жизнь изучению того, что такое язык, как он устроен, для чего нужен. (4) Наука, которая всем этим занимается, называется лингвистикой. (5) Лингвистика появилась не потому, что кому-то захотелось поразмышлять о языке. (6) Она родилась из потребностей практики в древней Индии. (7) По мере того как разговорный язык в Индии изменялся, людям стало трудно понимать язык священных книг. (8) Возникла необходимость сравнить язык «Вед» и язык, на котором люди говорили в обыденной жизни, чтобы можно было специально учить жрецов-брахманов чтению священных книг. (9) Но подлинной наукой лингвистика стала тогда, когда её предмет был четко отграничен от предметов других наук. (10) Стало ясно, что лингвистика – это не часть философии и не часть истории, что она не совпадает ни с логикой, ни с психологией, хотя все эти науки тоже в какой-то мере изучают язык[ix].

1. В каком предложении есть придаточное уступки?

2. В каком предложении есть придаточное причины?

3. В каком предложении есть придаточное цели?

4. Сколько в тексте придаточных определительных:

А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4

Укажите номер(а) предложения/ предложений:

5. Сколько в тексте придаточных времени:

А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4

Укажите номер(а) предложения/ предложений:

6. Сколько в тексте придаточных изъяснительных:

А. 3 Б. 4 В. 5 Г. 6

Укажите номер(а) предложения/ предложений:

7. Укажите номера предложений, в которых нет придаточных.

8. Выпишите из текста подчинительные союзы:

9. Выпишите из текста союзные слова в следующую таблицу:

местоимения

Местоименные наречия



[i] С нашей точки зрения, при расстановке цифр составители допустили ошибку, «намеренно» подсказав школьнику, где СОВСЕМ не нужна запятая. К сожалению, при переизданиях данного пособия ошибка повторяется.

[ii] В примере есть два союза «и». Следуя логике большей части заданий А 25, необходимо было бы проверить, поставят или нет школьники знаки перед «и». Но – увы – добиваясь «одинаковости» заданий, в том числе по внешнему виду, составители ЕГЭ не вводят 6 цифр вместо 4. Мы имеем возможность дать в заданиях любое количество цифр и очень рекомендуем учителям, которые сами составляют задания для своего класса, также не следовать заданному набору цифр.

[iii] В заданиях использованы фразы, взятые из произведений Бориса Акунина.

[iv] Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации: Словарь-справочник. – М., 1997, с. 65.

[v] Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации: Словарь-справочник. – М., 1997, с. 150-155.

[vi] Там же, с. 154 (пар. 36, п.4 раздел 1).

[vii] Там же, с. 142 (пар. 33, п. 6).

[viii] Кроме примеров из произведений Бориса Акунина, в данном задании использованы фразы из Национального корпуса русского языка www.ruscorpora.ru

[ix] Задание составлено по книге А.Леонтьева «Путешествие по карте языков мира».


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру