Знаки препинания при союзе «и» в части А единого экзамена: комментированный разбор

Знание этого правила и умение применять и объяснять его необходимо и для сдачи экзамена в форме ЕГЭ. Тестовая часть сегодняшнего ЕГЭ по русскому языку содержит задание А 19, которое требует и правильной постановки знака, и правильного объяснения причины его постановки (или его отсутствия). Для правильного ответа на задание А 22 также необходимо знание указанного правила. Формулировку заданий и примерные варианты можно найти в допущенных ФИПИ пособиях для подготовки к ЕГЭ - Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ-2009: русский язык: тренировочные задания. М., 2009. Приведем несколько примеров заданий А 19:

В России континентальный климат () и здесь особенно суровая зима.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

(вариант 1, с.14);

Окислительно-восстановительные реакции с участием металлов () и их ионов можно использовать для получения электрического тока.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

(вариант 2, с.26);

Редкие желтоватые звезды мелькали между тучами () и небо понемногу светлело на горизонте.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

(вариант 9, с.110).

При анализе вариантов задания А 19, приведенных в официально допущенном пособии для подготовки, мы обратили внимание на стандартность как вопросов, так и ответов[i]. Из 10 предложенных вариантов тестов 7 предлагали в качестве правильного ответа «сложносочиненное предложение, запятая нужна», 3 – «простое предложение с однородными членами, запятая не нужна». Таким образом, вся сложность и многогранность правила постановки знаков при союзе «и» и набора исключений из правила фактически сведены в задании А 19 к следующему: «если И стоит между двумя однородными членами, запятая не ставится», а «если И стоит между частями сложносочиненного предложения, запятая ставится». Фактически задание А 19 проверяет не владение правилом постановки «и», а способность отличить простое предложение от сложного.

Об этом пишут и сами авторы заданий ЕГЭ: «части предложения (разбираемого примера – Н.Н.) равноправны и соединены сочинительным союзом И... а значит, между его частями ставится запятая»[ii]: Можно сделать вывод, что целый ряд важных пунктов правила постановки запятой в сложносочиненном предложении задания ЕГЭ игнорируют (то есть их знание оказывается не так уж и обязательно?).

На что же делается упор в задании А 19? Авторы полагают, что определенную сложность может вызывать соединение двусоставного и односоставного безличного предложения (пошел дождь + запахло). Действительно, предложения «светало, и луна бледнела на небосклоне» вызывают определенную сложность у школьников. Поэтому в первую очередь мы предлагаем ряд заданий, направленных на умение верно определить кол-во частей в предложении.

Задание 1. Расставьте знаки. Отметьте верное кол-во частей в предложениях.

1. От Мясницкой где располагалось Сыскное управление до гостиницы «Боярская» где проживала помещица Спицына было ходу минут 20 и Фандорин, несмотря на нетерпение, решил пройтись пешком[iii].

А. 3; Б. 4; В. 5; Г. 7.

2. По булыжной мостовой стремительно катились пролетки и фаэтоны за которыми Фандорину было никак не угнаться и его мысли приняли обиженное направление.

А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 4.

3. Убеждение это окрепло когда Ахтырцев достал золотые часы щелкнул крышкой и несколько ускорив шаг двинулся вверх по тротуару перейдя к исполнению более решительного «Хора мальчиков» их новомодной оперы «Кармен».

А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 4.

4. Ничто не предвещало неприятностей в воздухе наполненном ароматами зрелой уверенной весны разливались ленивое довольство и отрадная скука солнце припекало не на шутку и скамейки что оказались в тени все были заняты.

А. 3; Б. 4; В. 5; Г. 6.

5. К вечеру один из солнечных летних квадратов добрался до окошка «Корреспонденция до востребования» и моментально нагрел стойку стало душно и сонно умиротворяющее жужжала муха и сидевшего в окошке служителя разморило благо поток посетителей потихоньку иссякал.

А. 3; Б. 4; В. 5; Г. 6.

Подчеркните части, представляющие собой односоставные предложения, и определите их тип.

Данное задание намного сложнее, чем предлагаемые в ЕГЭ, однако в случае необходимости наши фразы могут быть преобразованы в типичные задания А 19. Например:

Задание 2. Для каждого случая употребления И отметьте нужное по схеме:

1. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна

2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

1. От Мясницкой до гостиницы было ходу минут 20 () и Фандорин решил пройтись пешком.

2. По булыжной мостовой стремительно катились пролетки () и фаэтоны () и мысли Фандорина приняли обиженное направление.

3. Ахтырцев достал золотые часы () и двинулся вверх.

4. В воздухе разливались ленивое довольство () и отрадная скука солнце припекало () и скамейки все были заняты.

5. К вечеру один из солнечных квадратов добрался до окошка () и моментально нагрел стойку стало душно () и сонно () и служителя разморило.

В предложенных ниже предложениях расставьте знаки и выполните задание А 19 по предложенной выше схеме:

6. Певчих птиц показывали на ВДНХ () и я туда легко добрался на метро.

7. У касс почти никого не было () и я протянул в окошко 20 копеек.

8. В каждой клеточке жила птичка () и они все вместе пели.

9. Мы молча стояли еще долго-долго () и я все не мог наглядеться на этих птиц.

10. В чемодане было полно маленьких клеток () и в них были канарейки.

11. Лимончик все не начинал петь () и снова прыгал по-всякому.

12. Мне надоело его ждать () и я хотел уйти.

13. Он весь вытянулся к своему Лимончику () и стал вдруг тихонько так подсвистывать.

14. Лимончик наконец замолчал () и все захлопали.

15. Семенов снял Лимончика с кафедры () и было видно что у него дрожат руки.

В качестве дополнительной тренировки можно предложить усложнить задание А 19 и отработать более сложные случаи применения правила использования запятой при «и». Как уже отмечено выше, в рекомендованных пособиях по теории русского языка не упоминаются все пункты правила (например, не везде есть упоминание о случаях непостановки запятой в сложносочиненном предложении[iv]). Но в уже упомянутом задании А 22 используются примеры с повторяющимися союзами при однородных членах (например, Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ-2009: русский язык: тренировочные задания. М., 2009, с. 15, 26, 63 и т.д.). Следовательно, правило надо отрабатывать. Кроме того, в задании А 25 необходимо расставить знаки препинания в сложном предложении, там встречаются ситуации однородного соединения придаточных и предлагаются сочетания «и» с подчинительными союзами.

Поэтому мы приводим следующие задания, повторяющие основную схему задания А 19, но усложняющие его.

Задание 3. Для каждого случая употребления И отметьте нужное по схеме:

1. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна (исключение из правила).

2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая по основному правилу.

4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

5. Простое предложение с однородными членами и повторяющимися союзами И, нужны запятые.

6. Простое предложение с однородными членами и повторяющимися союзами И, запятые не нужны.

7. Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными, запятая перед И не нужна.

8. Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными, нужна запятая перед И.

1. Папа был уже на работе () и мы с мамой были одни.

2. Я был в Грановитой палате () и в Оружейной () и стоял воле Царь-пушки () и знаю где сидел Иван Грозный.

3. Ешь всю кашу до конца () и мы пойдем в Кремль!

4. Дениска знал что манная каша невкусная () и он не сможет съесть её до конца.

5. Все равно было скользко () и липко () и противно.

6. Потом я взял тарелку быстро подбежал к окну () и выплеснул кашу на улицу.

7. И в ту же минуту дверь открылась () и в комнату вошел милиционер.

8. Я как на дяденьку взглянул так и понял что меня накажут () и в Кремль я сегодня не пойду.

9. Каша лежала почти в середине шляпы, в ямочке () и немножко по краям () и немножко за воротником () и на плечах () и на левой брючине.

10. Тут мама посмотрела не меня () и глаза у нее стали зеленые.

11. Когда мама вернулась () и мне пришлось на неё взглянуть я с трудом себя пересилил.

12. Мама посмотрела мне в глаза () и смотрела долго-долго () и потом спросила.

Задание 4. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую (формулировка задания А 22).

1. Все было тихо и спокойно и только в переулке тарахтела дорожная машина и у неё вместо колес было два тяжелых катка.

2. Александр Семенович сказал что его шофер Леша решил жениться на одной своей знакомой и сегодня у него свадьба.

3. Папа умеет управлять машиной. И «Волгой» и «Победой» и ГАЗ-51 и какой угодно!

4. У папы есть водительские права и он даже ездил на автопробег Москва-Хабаровск.

5. И Александр Семеныч вскочил как ужаленный и тоже завопил во все горло.

6. Мы вывели со двора машину Александра Семеныча и они с папой сели впереди.

7. И так мне интересно было ехать и приятно и весело!

8. Трава и большие деревья и тоненькие березки – все было зеленое вокруг.

9. Я стоял позади папы и посвистывал и смотрел на дорогу.

10. Дорога блестела как серебряная и над ней дрожал и вился раскаленный воздух.

11. Спидометр показывал семьдесят и я начал играть в космический корабль.

12. Наша машина лежала под откосом на боку и у нее не было никаких стекол.

13. Кружок сигнала и костяной круг переплелись между собой и держали папину руку возле локтя.

14. Папа был весь белый и глаза у него были белые и рука висела, как чужая.

15. Народу вокруг было очень много и по краю дороги стояли автобусы и «Москвичи» и «газики».

Последнее наше задание отрабатывает навык, который оказывается необходим при выполнении задания А 25. Приведем примеры из официального пособия (Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ-2009: русский язык: тренировочные задания. М., 2009):

А 25.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

Чаще думай о других (1) и (2) даже если тебе сейчас нелегко (3) ты не забывай о том (4) что кому-то может потребоваться твое участие.

1) 1,2,4 2) 2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,3 (задание варианта 1, с.27).

Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.

1) 1,2,4 2) 2,3,4 3) 2,3 4) 1,3 (задание варианта 8, с.100).

Как мы видим, при выполнении А 25 также необходимо знание повторяемого нами правила. Постановка запятой перед «и» или отсутствие знака в этом месте полностью зависят от выработанного навыка самопроверки – что соединяет «и» (однородные члены или части сложносочиненного предложения).

Задание 5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (формулировка задания А 25, но сам тип задания нами не повторяется, сейчас мы тренируем в первую очередь внимание при постановке знака перед И). При выполнении задания отмечайте, почему вы поставили (или не поставили) запятую перед И.

1. Буквально (1) в следующую секунду из паба (2) расположенного напротив (3) вышел некто в черном плаще (4) и (5) надвинув на самые глаза высокий картуз (6) принялся прохаживаться мимо дверей.

А. 1,3,5 Б. 2,4,6 В. 2,3,5,6 Г. 2,3,4,5,6

Запятая перед И (4):

1. ставится, так как соединяет части сложного предложения;

2. не ставится, так как соединяет однородные члены.

2. Наконец (1) нога нащупала (2) опоясывающую второй этаж (3) приступку (4) и Фандорин (5) уцепившись за плющ (6) стал мелкими шажочкам подбираться к заветному окну.

А. 1,2,5 Б. 5,6 В. 1,5,6 Г. 4,5,6

Запятая перед И (4):

1. ставится, так как соединяет части сложного предложения;

2. не ставится, так как соединяет однородные члены.

3. Коротышка схватил Фандорина двумя пальцами за нос (1) и (2) когда задыхающийся Эраст Петрович разинул рот (3) сунул туда каучуковую грушу.

А. 2,3 Б. 1,2,3 В. 1,3 Г. 3

Запятая перед И (1):

1. ставится, так как соединяет части сложного предложения;

2. не ставится, так как соединяет однородные члены.

4. Едва за дверью стихли удаляющиеся шаги (1) Фандорин открыл глаза (2) рывком высвободил ноги (3) и (4) стремительно разогнув колени (5) пнул Тимофея в грудь.

А. 1,2,5 Б. 1,2,4,5 В. 1,2,3,4,5 Г. 2,3,5

Запятая перед И (3):

1. ставится, так как соединяет части сложного предложения;

2. не ставится, так как соединяет однородные члены.

5. Нужно было что-то решать (1) и (2) рассудив (3) что студент теперь все равно никуда не денется (4) Фандорин махнул на него рукой.

А. 1,2,3,4 Б. 2,4 В. 1,3,4 Г. 3,4

Запятая перед И (1):

1. ставится, так как соединяет части сложного предложения;

2. не ставится, так как соединяет однородные члены.

6. Тут Некто заунывные звуки издавать прекратил (1) и пришел в движение (2) и оказалось (3) что это никакой не бабай (4) которым пугают детей мамки (5) и няньки (6) а длинный и тощий мужик в белой рубахе навыпуск.

А. 1,2,3,4,5,6 Б. 2,3,4,6 В. 2,3,4,5 Г. 3,4

Запятая перед И (1):

1. ставится, так как соединяет части сложного предложения;

2. не ставится, так как соединяет однородные члены.

Запятая перед И (2):

1. ставится, так как соединяет части сложного предложения;

2. не ставится, так как соединяет однородные члены.

Запятая перед И (5):

1. ставится, так как соединяет части сложного предложения;

2. не ставится, так как соединяет однородные члены.

7. Вот тебе пук волшебной травы (1) где её наземь кинешь (2) там большой клад найдешь (3) и (4) пока я снова не появлюсь (5) будет твой род богат (6) и славен много лет.

А. 1,2,3,4,5 Б. 1,2,4,5 В. 1,2,3,4,5,6 Г. 1,2,5

Запятая перед И (3):

1. ставится, так как соединяет части сложного предложения;

2. не ставится, так как соединяет однородные члены.

Запятая перед И (6):

1. ставится, так как соединяет части сложного предложения;

2. не ставится, так как соединяет однородные члены.

8. Наш герой раздвинул ветки (1) и (2) мерцая отраженными звездами (3) перед ним открылся пруд (4) от которого несло тиной (5) лягушками (6) и еще чем-то (7) чему Анисий названия не знал.

А. 1,2,3,4,5,6,7 Б. 1,2,3,4,5,7 В. 2,3,4,5 Г. 3,4,5

Запятая перед И (1):

1. ставится, так как соединяет части сложного предложения;

2. не ставится, так как соединяет однородные члены.

Запятая перед И (6):

1. ставится, так как соединяет части сложного предложения;

2. не ставится, так как соединяет однородные члены.

Предложенные задания, конечно же, не дают возможности еще раз повторить полностью правило постановки запятой при союзе «и». Остается надеяться, что исключения из правила постановки запятой в сложносочиненном предложении все же повторяются в старших классах школы. Если же изучение русского языка ограничивается только «курсами подготовки к ЕГЭ», то целый ряд важных моментов оказывается вне поля зрения школьников. Напомним эти случаи.

Запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится, если:

1. части имеют общий второстепенный член (обычно обстоятельство или дополнение; обычно в начале предложения)

После звонка дети расходятся по классам и коридоры пустеют.

2. части имеют общую придаточную часть

Пока учитель не стукнул кулаком по столу, дети не успокаивались и в классе стоял гулкий шум.

3. общая третья часть, связанная бессоюзно (она перед двумя другими)

Одно было ясно: класс завалил контрольную по физике и её придется переписывать.

4. общее вводное слово

По словам классной руководительницы, мальчики на уроках ведут себя плохо и девочки всячески им подражают.

5. объединены два вопросительных предложения

Который час и сколько времени осталось до конца экзамена?

6. объединены два побудительных предложения (часто с общей частицей)

Пусть учительница не заметит ошибку и поставит мне «пятерку»!

7. объединены два восклицательных предложения

Как хорошо закончилась четверть и как приятно отдохнуть от школы!

8. объединены два неопределенно-личных предложения (если мыслится один производитель действия)

Стали выставлять оценки в журнал и заметили отсутствие контрольной Петрова.

9. объединены два безличных предложения (при наличии синонимичных слов)

Необходимо выполнить все 12 заданий и надо уложиться за сто пятьдесят минут.

10. объединены два назывных предложения

Мороз и солнце…

Несмотря на то что примеры на эти пункты нами в официальных пособиях по подготовке к ЕГЭ не отмечены, мы рекомендуем знать список этих исключений.

Подготовка к письменному экзамену по русскому языку, к сожалению, сводится сегодня к отработке правил, которые использованы в тестах по ЕГЭ. Несмотря на это, мы бы все же советовали учителям повторять эти правила в большем объеме, тем более что знание тонкостей русской пунктуации для сегодняшних школьников останется важно и после окончания школы.


[i] Стандартные задания использованы и в других пособиях по ЕГЭ, например в Единый государственный экзамен: русский язык: контрол. измерит. материалы: 2009/ М.Б. Багге и др. - М., 2009. В этом пособии (и в ряде других) может отличаться нумерация задания: А 19 официального пособия соответствует А 21 у коллектива М.Б.Багге и др.

[ii] ЕГЭ 2009. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов/ И.П.Цыбулько, В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.Ю.Бисеров, Ю.Н.Гостева, В.В.Львов, И.Б.Маслова, Н.В.Соколова. М., 2009, с. 320-321.

[iii] В заданиях использованы предложения из произведений Бориса Акунина, Виктора Драгунского.

[iv] ЕГЭ-2009: Русский язык. Репетитор/ И.П.Цыбулько, С.И.Львова. – М., 2008, с. 122. Хотим обратить ваше внимание, что печати «допущено ФИПИ» на этом сборнике нет, хотя в «опечатанных» пособиях оно рекомендуется к использованию.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру