Вега Карпио Лопе Феликс де (1562 – 1635)

 Лопе Феликс де Вега Карпио - великий испанский драматург, поэт и прозаик Золотого века, реформатор испанского театра, создавший принципиальной новый тип сценического представления – так называемую "новую комедию". Наряду с Луисом де Гонгора и Франсиско де Кеведо, Лопе де Вега –  и крупнейший испанский поэт  Золотого века. Его перу принадлежат многочисленные романсы, песни, сонеты, как включенные в тексты его пьес и романов, так и опубликованные в  сборниках "Стихи" (1604), "Священные стихи" (1614), "Человечесткие и божественные стихи лиценциата Томе де Бургильоса" (1614).

Лопе де Вега родился в Мадриде 25 ноября 1562 года - в день святого Лопе, в честь которого был крещен. Учился в иезуитском колледже, в университете Алькала-де-Энарес (не закончил). С десяти лет начал писать стихи, в том числе сразу получившие известность романсы: в них, как и в других жанрах, связанных с фольклорной традицией, Лопе видел воплощение своего эстетического идеала, согласно которому Природа всегда должна стоять выше Искусства.

В 1583 году начинающий драматург вступил в любовную связь с замужней дамой актрисой Еленой Осорио. Длившийся четыре года роман закончился разрывом и высылкой Лопе из Кастилии в наказание за сочинение обличительных стихов в адрес неверной возлюбленной и ее родни. Эта история отразилась в вершинном творении Лопе-прозаика - диалогическом романе "Доротея" (1634),  завершающем жанровую традицию, заложенную "Селестиной" Ф.де Рохаса.

Покинув Кастилию, Лопе оказывается в Валенсии, где на протяжении 70-80-х годов XVI  века сложилась богатая театральная культура. Радикально переосмыслив опыт валенсийских трагиков-маньеристов, соединив его с традициями испанского площадного театра и итальянской "комедии масок", Лопе создал новую драматургическую систему, основные принципы которой изложил в стихотворном трактате "Новое искусство сочинения комедий в наши дни" (1609).

В начале 1590-х гг. Лопе обосновывается в Альба де Тормес вблизи Толедо, где служит секретарем у герцога  Альбы, принимает участие в организации пышных театрализованных праздников. Придворный маскарадный стиль жизни, зашифрованные намеки на любовные связи и чувства самого Лопе и  известных ему людей, переживания писателя, связанные со смертью его первой жены Исабель де Урбина (1594), легли в основу сюжета  его пасторального романа "Аркадия" (1598). 

В 1595 г.Лопе  получает разрешение вернуться в Мадрид, где служит секретарем у ряда знатных особ, включая герцога де Сессу, помощником и доверенным лицом которого был с 1605 года до самой смерти. В 1598 году он женится на дочери богатого мясоторговца Хуане де Гуардо. Но главное место в жизни драматурга на протяжении 1599-1608 годов занимает актриса Микаэла де Лухан (в стихах и прозе Лопе - Камила Лусинда). Лопе нашел в себе силы прервать эту связь в период серьезного духовного кризиса (в 1609 году он становится доверенным лицом Святой Инквизиции, а в 1614 - священником). Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями, любимого сына Карлоса Феликса (1612), жены (1613), а затем – и Микаэлы. Свидетельство пережитой Лопе духовной драмы  – сборник "Священные стихи", увидевший свет в 1614 году.

В 1616 году Лопе встречает свою последнюю любовь – двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспевал в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия Леонарда) и которой посвятил одну из лучших своих комедий – "Валенсианскую вдову" (1604, перераб. в 1616-1618?), а также новеллы "Приключения Дианы" (1621), "Мученик чести", "Благоразумная месть", "Гусман Смелый". Последние годы жизни Лопе – череда личных катастроф: в 1632 году умирает Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году в морском походе погибает сын Лопе, а его дочь похищает соблазнитель. Но творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Богатый жизненный опыт соединился в пьесах Лопе с сюжетами и образами, почерпнутыми из фольклора и литературы, истории и Священного писания, из романсов и итальянских ренессансных поэм и новелл, из античных мифов и житий святых. Способность Лопе варьировать, до неузнаваемости видоизменять единожды удачно придуманное, заимствованное из книжного источника или народной песни, в особенности уже апробированное публикой, объясняет огромное количество сочиненных им пьес. Их число первый биограф драматурга Монтальбан доводил до 1800. Из сохранившихся достоверно атрибуированными считаются примерно 450 (включая принадлежащие перу Лопе "ауто сакраменталь" – одноактные аллегорические пьесы на священные сюжеты, которые ставились в День Тела Христова). Датировка подавляющего большинства лопевских пьес приблизительна: сохранившиеся рукописи, как правило, не датированы, а время создания пьесы, ее постановки на сцене и ее публикации (если она имела место) нередко отделены друг от друга годами, если не десятилетиями.  

В основу "новой комедии" Лопе в проивовес выработанным ренессансными теоретиками-неоаристотеликами правилам  сочинения трагедий и комедий со строгим разграничением этих жанров положены вкусовые пристрастия зрителя – "толпы", "простонародья", "черни"  (el vulgo), тех, кто собирается в корралях для того, чтобы посмотреть  представление: корраль, подобно карнавалу, образность которого Лопе широко использовал, стирал различия между знатью и "чернью". Зритель Лопе требовал напряженно-развивающейся сценической интриги (поэтому драматург сводит число действий своих пьес к трем, развертывает сюжет пьесы сразу из центра событий). "Толпу" больше всего волновали две темы, вокруг которых и выстраивается театр Лопе: тема любви и тема "чести". Кроме того, зритель Лопе шел в корраль для участия в праздничном и одновременно общественно-значимом действе – своеобразном ритуале, сплачивающем находящуюся в кризисе нацию: Лопе не просто обязательно включает в свои пьесы изображения народных и религиозных обрядов (свадеб, "майских" праздников, праздников жатвы и т.д.), но и выстраивает пьесу как целое по законам ритуального действа, в котором жизнь и смерть едины, а смех и плач дополняют друг друга. Лопе-теоретик, не отвергая трагедии и комедии как жанров, превыше всего ставит трагикомедию, в которой, как "в жизни", - по сути же, в народном мировосприятии, в ритуале, - трагическое и комическое, печальное и смешное перемешаны. Именно в трагикомедии Лопе-практик достигает вершин своего искусства ("Фуэнте Овехуна" (1604-1618), "Перибаньес и Командор Оканьи" (1605-1608), "Лучший парень в Испании" (1611), "Последний гот" (1617?), "Примирение королевской четы, или толедская еврейка" (1617), "Кабальеро из Ольмедо" (1620-1625?), "Лучший алькальд – король" (1620 -1623). Сюжеты большинства из этих трагикомдедий почерпнуты из национальной истории, поэтому – согласно тематическому принципу классификации пьес – их можно отнести  к "историческим драмам".

Особое место среди трагикомедий или "исторических драм" Лопе занимают так называемые "комедии о святых". Герой самой знаменитой из них – "В притворстве правда" (между 1604 – 1617 гг.) – римский актер Генезий (исп. Хинес), исполняя в театре по приказу гонителя христиан императора Диоклетиана роль христианского мученика, настолько сливается с ней, что публично принимает новую веру и  претерпевает мученическую смерть (исторический св. Генезий был казнен в Риме в 385 г.). В иносказательно-образной форме в пьесе сформулировано отношение Лопе к творчеству, в котором драматург видит продолжение жизни, и к жизни, которая в его глазах – постоянное творчество.

Количественно среди лопевских пьес преобладают собственно комедии, то есть пьесы, предназначенные для увеселения зрителей и заканчивающиеся счастливо (в их числе – "Учитель танцев", 1594; "Набережная в Севилье", ок.1603; "Валенсианские безумцы", 1590-е гг.; "Молодчик Каструччо", конец 1590-х гг.; "Изобретательная влюбленная", 1606; "Крестьянин в своем углу" (1611), "Мадридская сталь" (1608 –1612), "Дурочка", 1613; "Зеленый Сантъяго", 1613). Действие многих из них происходит в Мадриде и в других испанских городах, в современной легко узнаваемой зрителем среде. Для постановки этих пьес актеру требовалось иметь только плащ и шпагу – обязательные атрибуты испанца, выходящего "в город" (еще в XVII веке их назвали "комедиями плаща и шпаги").

В комедиях более  "высокого", фантазийного плана – так называемых "комедиях интриги" - действие переносится в иную реальность (в другую страну, в другое время) и протекает либо во дворцах знати ("дворцовые комедии"), либо в сельской местности и на лоне природы ("пасторальные комедии"). Сюжеты большинства "высоких" комедий литературного происхождения. Классический образец – "Собака на сене" (опубл.1618), в которой любовь неаполитанской графини Дианы де Бельфлор к своему секретарю Теодоро – юноше отнюдь не знатного происхождения – рождается из ревности (Диана влюбляется, заметив, что Теодоро неравнодушен к ее служанке Марселе) и вступает в конфликт с общепринятыми представлениями о сословной "чести". Благополучная развязка комедии основана на компромиссе любви и чести в душе Дианы, спешащей тут же расправиться со слугой  Теодоро Тристаном, благодаря изобретательности которого (Тристан выдает хозяина за мнимо умершего сына знатного человека) она и может выйти за Теодоро замуж. В свою очередь Теодоро, отрекаясь от былой влюбленности в Марселу и войдя в роль графского сына, заявляет, что "Душа вельможи никогда  Не согласится быть нежна  К служанке". Любовь в комедиях Лопе не только сметает сословные перегородки, но и должна суметь найти себе место в мире, разделенном на касты и сословия: именно такой упорядоченный мир восстанавливается в конце каждой комедии Лопе де Вега.

Комедии Лопе построены по единому образцу - клише, сложившемуся у него к середине 1590-х годов. Сюжет каждой любовной комедии развивается на пересечении по меньшей мере двух линий. В стандартный набор персонажей комедии входят: "галан" (молодой человек, влюбленный в "даму"), сама "дама" (соответственно, и "галан", и "дама" должны иметь дублеров или соперников), изобретательный слуга-"грасьосо" (впервые он появился в одной из комедий Лопе 1596 г.) и служанка, которые содействуют любви "галана" и "дамы", отец или "старик", хранитель фамильной чести и узаконенного порядка жизни, нарушаемого влюбленными, и, наконец, некое знатное лицо, которое в финале примиряет "отцов" и "детей" и от лица общественного мнения узаконивает связи, образовавшиеся в результате развития комедийной интриги.

Большинство трагедий Лопе относятся к наиболее раннему или, напротив, самому позднему периодам его творчества. Классическая трагедия Лопе - "Наказание – не мщение" (1631), главный герой которой  герцог Феррарский, женившись по государственному рассчету на юной мантуанской принцессе Кассандре, уличает ее в любовной связи с собственным побочным сыном графом Федерико. Чтобы восстановить свою "честь" в согласии с общепринятым правилом "за тайное оскорбление – тайная месть" (об измене жены знает один герцог), он заставляет Федерико стать невольным убийцей Кассандры, а затем казнит сына, обвинив его в преднамеренном убийстве мачехи – возможной матери будущего наследника престола. Барочная парадоксальность трагедии заждется на двусмыленности происходящего: каждый из ее героев своими речами и своими поступками должен вызвать и сострадание, и осуждение со стороны зрителя.

Тематически "Наказание – не мщение" можно отнести и к так называемым "драмам чести". Особую разновидность "драм чести" составляют  крестьянскех "драмы чести", которые включают в себя и смерти, и оскорбления чести, и благополучный финал (сам Лопе определял эти пьесы как "трагикомедии"). Самая знаменитая из такого рода драм  - "Фуэнте Овехуна", изображающая исторически засвидетельствованное крестьянское восстание в Фуэнте Овехуна - селении в провинции Кордова. Крестьяне восстают на защиту своей чести от посягательств Командора Ордена Калатравы, в подчинении которому находится село: преследуя деревенских девушек своими домогательствами, Командор посягает на основы социального порядка, возвигнутого на кодексе "чести": "честью" обладает каждый испанец-"старый христианин". Утверждая утопический союз крестьянства и королевской власти Лопе изображает крестьян такими, какими его зрители хотели видеть крестьян в "зеркале" сцены: полными  чувства собственного достоинства, духовно и интеллектуально равными горожанам и знати, а крестьянскую жизнь – как череду празднеств и приносящих благоденствие трудов.

Появление в трагикомедиях (а нередко – и в комедиях)  Лопе на сцене персонажа-короля было нарушением классицистического канона, допускавшего его участие только в трагическом действе. Однако фигура короля (в "Фуэнте Овехуне" – королей) – краеугольный камень сюжетного строя пьес Лопе де Вега, в особенности тех, действие которых отнесено в легендарное историческое прошлое Испании: именно вмешательство короля гарантирует в "новой комедии" восстановление справедливости и порядка.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру