Культурное наследие Руси в аспекте паломничества. Часть II

Исторический очерк формирования русской культуры можно продолжать и глубже, но после общего обзора необходимо сосредоточиться на отдельных явлениях. Хотя предметом нашего курса является культурное и духовное наследие России, говоря о нем, нельзя не сказать о Библии, поскольку она является основой русского религиозного мировоззрения.

Библия

Библия — по-гречески "книги" (форма множественного числа). Действительно, это собрание книг, записанных в разное время на древнееврейском, арамейском, греческом языках, но составивших единую книгу. Эта книга бытует в течении девятнадцати веков. Сначала она существовала в виде рукописей и даже отдельных маленьких листков. Святитель Иоанн Златоуст на рубеже IV — V вв. н. э. говорил: "Библия оградит ваш дом от бедствий. Если у вас нет средств, чтобы купить ее всю, имейте хотя бы одну книгу. Если нет средств на целую книгу — имейте хотя бы один листок из нее".

Библия в той или иной степени лежит в основе трех мировых религий: древнейшего — иудейского религиозного мировоззрения, которое впоследствии трансформировалось в некое другое, талмудическое направление; затем, с I в. н. э. — христианства, и, с VII в — ислама.

Она состоит из двух неравных по объему частей: Старого, или Ветхого, и Нового Завета. Завет (греч. "диатэкэ" — "установление") — это своего рода директива к исполнению, договор, которому придается священное моральное значение, то что передается из поколения в поколение, от старших к младшим. Первая и большая по объему часть Библии — Ветхий Завет — охватывает историю человечества до Христа и рассказывает о сотворении Богом мира и человека, о грехопадении первых людей Адама и Евы, повредившем человеческую природу и повлекшем за собой появление такого феномена как смерть, об откровениях, бывших от Бога человеку и об истории избранного народа, Израиля, которому Промыслом Божиим суждено было стать хранителем заповедей, адресованных всему человечеству. Вторая часть — Новый Завет — повествует о единственном и уникальном в истории человечества акте Боговоплощения, о земной жизни Богочеловека Иисуса Христа, Его страданиях, смерти и Воскресении, а также о первых шагах в истории основанной Им Церкви.

Первая часть Ветхого Завета, в которую входят книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие — называется "книгами Закона" (по-еврейски—Тора). В основе древнего Закона — Десять заповедей, на которых зиждется вся общечеловеческая нравственность. Знание Торы в еврейской среде в древности было совершенным, да и сейчас—у хасидов, фундаменталистов остается таким же. Тору знали практически наизусть. Иисус Христос очень уважительно отзывается о древнем Законе. Он говорит, что ни одна самая малая черточка его не изменится до конца времен, но что Сам Он пришел, чтобы открыть совершенное содержание этого закона. Для нас особенно важна книга Бытия — ее надо читать внимательно. С остальными книгами можно ознакомиться более обзорно. Для начала ознакомления с Библией можно, к примеру, порекомендовать книгу "Библейские повествования", выпущенную к 1000-летию крещения Руси, где содержание книг Библии пересказано хорошим литературным языком, но с некоторыми сокращениями.

Затем идут книги исторические, в которых излагается история евреев от выхода их из Египта до окончательного поселения в Святой Земле —Палестине: Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две — Паралипоменон (по-гречески — "пропущенное" — дополнения к книгам Царств), книги Ездры, Неемии, Есфирь и другие). Если хорошо знать историю Древнего мира, то содержание их укладывается в сознании как в матрицу. Эти книги, конечно, надо знать, но читать их можно и в сокращенном варианте. Далее следуют книги учительные, занимающие объем гораздо меньший. Если книги Закона помимо десяти заповедей, предназначенных для всех, содержат предписания, важные в значительной части только для закрытого еврейского общества, то книги учительные и сейчас читаются так, как будто написаны для нашего времени. Это прежде всего книга Иова — одна из интереснейших книг Библии, раскрывающая смысл страданий человека и дающая образец религиозного отношения к ним.

Затем — книга Псалтирь, которая создавалась на протяжении приблизительно двухсот лет поэтами еврейского народа. Основную часть ее написал царь и пророк Давид, один из самых известных правителей еврейского народа. В ней представлены поэтические гимны самого различного содержания, охватывающие огромный диапазон чувств: от отчаяния до высокого восторга от общения с Богом и сознания силы своей через силу Божию. Псалтирь — это книга, на которой становилась вся христианская, в том числе русская, цивилизация и культура. С X в. она была одним из первых учебников всех русских детей, именно на ней рос и формировался русский православный человек.

К этой же группе относятся книги Притчей Соломона, сына Давида; Премудрости Соломона, его же книга Екклезиаста (это слово по-гречески значит "проповедник"), многие выражения из которой — например "суета сует", или "время собирать камни" — известны всем. К этим книгам примыкает по содержанию книга Иисуса, сына Сирахова, написанная позже, в III в. И наконец — восторженный гимн любви, Песнь Песней, мистически истолковываемая святыми Отцами как рассказ о стремлении человека к Богу. Эти книги следует читать постоянно, понемногу —хотя бы по полстраницы каждый день, чтобы было время подумать над каждой строкой. Далее идут книги пророков — очень сложные, трудные для восприятия, с которыми тоже следует ознакомиться. Важно отметить, что пророк в библейском и, соответственно, христианском понимании — это не предсказатель, не ясновидец, а тот, кто пробуждает в человеке "чувства добрые" — т.е. нравственные. Стоит вспомнить пушкинского "Пророка" — замечательное стихотворение, которое, можно сказать, стоит целого богословия. Такова по составу ветхозаветная часть Библии, которая была завершена к третьему столетию до нашей эры.

Для нас, христиан, наиболее важна вторая часть, хотя она и занимает менее трети всего объема Библии — Новый Завет. В нем человечеству предлагается новый закон, утверждающий, что высшая добродетель — это любовь, которая не мыслит зла, не ревнует, не злословит, не обижает; любовь, которая является союзом совершенств — всех лучших качеств человеческого существа. Это идеал, достичь которого в полной мере удавалось лишь избранным, но стремиться к которому призваны все.

Иисус Христос не оставил после себя письменных памятников. Его слово, как губка, впитывали в себя ученики, оставившие нам 27 книг Нового Завета, которые вошли в Библию.  Четыре первых его книги — это Евангелия (по-гречески—"благовествования"): от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Затем — книга Деяний апостолов. После того, как Господь оставил Своих учеников, сказав им, что Он будет с ними всегда, на всех путях их жизни, Апостолы отправились на проповедь, чтобы нести миру благую весть о победе над смертью и о любви Бога к человеку. Большая часть этой книги посвящена жизни и трудам Апостола Павла. Это интереснейшая личность, один из самых ярких проповедников Евангелия.

Затем идут Послания Апостолов. В них все законы христианской жизни изложены в контексте поведенческого норматива христианской общины и отдельного христианина. Особенно важны 14 посланий Апостола Павла. Послания, написанные другими апостолами, были обращены, главным образом, к евреям и оказали меньшее влияние на христианскую Европу, но Апостола Павла западные протестантские богословы называют даже вторым после Иисуса основателем христианства. Всякая европейская, даже атеистическая, этика основана на книгах Нового Завета, прежде всего на Евангелиях и посланиях Апостола Павла.

Последняя, 27-я книга Нового Завета, Откровение Иоанна Богослова, — книга мистических созерцаний, недоступная для прямого понимания, но содержащая множество прекрасных поэтических образов. Эту книгу надо прочитать хотя бы один раз, остальные же следует читать постоянно.

Таким образом, период от III в до н. э. до I в. н.э оставил нам полный кодекс священных книг под названием "Библия" из двух частей: Старого и Нового Завета — всего 56 книг.

На Русь Библия пришла в IX в. в отрывках, в X в. получила полное распространение в церковном обиходе. Однако до XV в. включительно она так и бытовала в отдельных книгах, сборниках, фрагментах, которые читались за богослужением. Лишь в XV в. архиепископ Новгородский Геннадий со своими сотрудниками собрал полную Библию и в 1499 г. этот труд был завершен. Повторение этой Библии было предпринято трудами князя Острожского Константина на рубеже XVI — XVII вв. Наконец Библия была выпущена по распоряжению императрицы Елисаветы Петровны в 1767. Это было издание Славянской Библии, а с 1856 появились и русские издания.

В литургической жизни Православной Церкви Евангелие — не только Священное Писание, но и символ Божественной Премудрости, образ самого Христа. Именно поэтому исстари большое значение придавалось украшению оклада Евангелия. Многие оклады являются шедеврами ювелирного искусства — например, оклад Евангелия Феодора Кошки (1392), вложенный в Троице-Сергиев монастырь, Морозовского Евангелия, выполненного в начале XV в. для митрополита Фотия, Евангелия митрополита Симона (1499) и др. Чтимой московской святыней была рукопись Нового Завета из Чудова монастыря, по преданию, являвшаяся автографом святителя Алексия, Митрополита Московского.

Дошедшие до нас списки библейских книг нередко украшены красочными миниатюрами. Искусство оформления книги в Древней Руси стояло на высоком уроне, что свидетельствует о благоговейном отношении наших предков к книге вообще и к Священному Писанию в особенности.

До сих пор Библия — самая издаваемая книга. Миллионные тиражи ежегодно сходят с печатных станков. Она издается на нескольких сотнях языков мира. Переводческая деятельность, изучение текста, совершенствование переводов непрерывно продолжается уже несколько столетий и этот процесс нельзя остановить. Внимание к этой книге столь велико потому, что Библия — это история души человека во все исторические времена.

Литература:

1. Библейские сказания. М., 1988.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.


Понятие святыни

Как уже было сказано вначале, паломничество — это прикосновение к духовным ценностям, обогащение внутреннего мира через созерцание, усвоение, внутреннее проникновение в смысл предмета, явления, периода истории. Туризм — это расширение кругозора, которое органически связано с пониманием того исторически обозримого времени, к которому относится то или иное священное место, памятник или произведение. Для паломничества очень важно понятие святыни. В русском религиозном понимании слова "святыня", "святость", "святой", "священный" выражают момент исключительности лица или предмета, который избран из ряда подобных и окружен особым почитанием, благоговением, обережением. В Библии определение "святой" часто соседствует с эпитетом "избранный" (например, так характеризуется народ Божий — Израиль). В Новом Завете избранничество предопределяется не принадлежностью к какому-либо этносу или сословию, а духовными, нравственными достоинствами. Святыня в христианской Церкви — это материализация идеи подвижничества, осязаемый знак памяти о жизни, отмеченной высокими нравственными качествами.

Из ряда подобных выделяются место рождения или — чаще — подвига того или иного святого. Из русских священных мест таковыми являются киевские, черниговские пещеры, где подвизались первые русские монахи, пещера преподобного Иова в Почаеве, место начала подвигов Преподобного Сергия Радонежского на г. Маковец, Валаам, Соловки.

С местом связывается личность. Отсюда ряд подвижников-монахов, по имени которых назывались места (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Зосимова пустынь, ) и к именам которых, в свою очередь, приписывались названия мест: (Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский). Почитаются места погребения и обретения останков, отчего и сами останки помещаются в особые гробницы и называются мощами. В русском языке это слово созвучно слову "мощь" — таким образом, в нем подчеркивается духовная, божественная сила. Благодать, исходящая от Бога, источника всего, при благоговейном отношении передается через останки, личные вещи, изображения святых.

Естественно, что душа верующего ищет осязаемых, материальных знаков близости Бога. Так, наличие в храме малой частички мощей чтимого святого приближает его, делает доступным. Однако прикосновение к святыне — область внутренних переживаний, требующая особой деликатности и не допускающая вульгаризации и излишней мистификации, свойственных непросвещенному уму. Не случайно Христос сказал: "Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему" (Мф., 12,39). Все это надо учитывать при организации паломничества.

Особо следует подчеркнуть значение для постижения тех или иных духовных сущностей такого фактора, как эстетическое восприятие. Нередко человек приходит к Церкви именно через эстетику храма, через красоту богослужебных мелодий, через образы и идеи художественной литературы, а также под впечатлением от судьбы той или иной замечательной личности. Именно это следует учитывать при разработке духовно-просветительных туров, в которых целью является не столько сознательное поклонение святыне, сколько обретение и осознание каждым человеком своего личного пути к храму. Слова Достоевского о том, что "красота спасет мир", несут в себе глубокую истину.

На избираемом маршруте прежде всего необходимо локализовать те места, на которых сосредоточены памятники — ландшафта, зодчества. Отдельную область представляет собой изучение литературного наследства, которое доступно всегда и везде через прикосновение к книге, но может быть воспринято с особой остротой на местах, имеющих то или иное отношение к созданию отдельных памятников литературы, а также музыкального наследия древней Руси, которое органически связано с православным храмом и только в нем ощущается во всей полноте.


Страница 1 - 1 из 8
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру