Принять на себя подвиг (о церковной составляющей концепта)

Концепты русского языка активно изучаются  как ментальные единицы описания языковой картины мира. Выделяются концепты, функционирующие в том или ином виде дискурса, например: педагогическом, политическом, религиозном, публицистическом, художественном и др.

Ядро концепта составляют наиболее актуальные для носителей языка ассоциации, периферию концепта – менее значимые ассоциации. Четких границ концепт не имеет. В разных видах дискурса ядро концепта, его доминантная сема будут различаться. Рассмотрим это на примере концепта "подвиг". В словаре С.И. Ожегова "подвиг" определяется как "героический, самоотверженный поступок. Воинский подвиг, трудовой подвиг. Подвиг во славу Родины"(1. По мнению В.И. Карасика, содержательный минимум концепта "подвиг" выражается как "неординарный, исключительный, благородный поступок, связанный с моральным выбором и с большими усилиями и риском". Отношение к подвигу моделируется как характеристика человека, совершающего такой поступок либо неспособного к подвигу.

В качестве конкретизирующих направлений для данного концепта выделяются следующие признаки: наличие опасности, отсутствие страха, способ осуществления поступка. Фрейм подвига строится как модель ситуации, связанной с необходимостью спасения кого/чего-либо и большим риском для жизни человека, совершающего такой поступок. Человек совершает подвиг невзирая на опасность, без страха, проявляя благородство, хладнокровие, силу, мудрость, энтузиазм, презрение к опасности, стремительно, импульсивно, напоказ" (2.

Толкование В.И. Карасика в целом соответствует определению С.И. Ожегова и отражает общепринятое представление о подвиге  современного русского человека. Подтверждает это и анализ художественной литературы, газетно-публицистических текстов. Типичны словосочетания: подвиг разведчика,, подвиг Геракла, подвиг туриста, подвиг контрразведчика, подвиг русских моряков, подвиг людей, подвиг дальневосточников, подвиг пассажиров, подвиг ликвидаторов-чернобыльцев и т.п. Возможна персонификация, например: подвиг барона Мюнхгаузена, 3 подвига генерала Врангеля. Иногда она носит оценочный характер, как в названиях статей "Подвиг Кириенко?" о финансовом кризисе или "Подвиг Павлика Морозова". Известно, что в перестроечные годы отношение к этому человеку и его поступку изменилось. Частотны сочетания с неодушевленными именами существительными, являющимися обобщающими номинантами: подвиг Эрмитажа, подвиг Одессы, подвиг Чукотки, подвиг миноносца "Стерегущий", "Столетие подвига "Варяга"", подвиг народного духа и др.

Глагольные сочетания имеют ограниченную валентность: совершить подвиг, вдохновить на новые подвиги, "Прикоснись к подвигу". Подвиги совершают "во имя жизни", "во имя безопасности", "ради спасения людей" и т.п.
Сочетаемость с именами прилагательными разнообразна, например: великий и вечный подвиг, бессмертный подвиг, ратный подвиг, трудовой подвиг, нравственный подвиг, космический подвиг. Подвиг может быть массовым и индивидуальным. Но значение подвига снижается, они мельчают, за них не всегда приходится платить жизнью, поэтому встречаем "Маленький подвиг" (публикация о рок-музыкантах), любовный подвиг, много появилось  мужских  и женских подвигов на страницах журналов о светской жизни, и даже бывает "Фальшивый подвиг" (статья о коррупции в милиции). Как видим, в современном языковом сознании  совершение подвига ограничено во времени. Это либо мгновение (закрыть собой товарища в бою), либо более-менее продолжительное, но все-таки ограниченное временными рамками действие (время боя, время войны, время блокады и т.п.).

Обратимся к этимологии слова подвиг и рассмотрим развитие его значения в истории русского литературного языка. В "Этимологическом словаре русского языка" М. Фасмера нет словарной статьи на слово подвиг3. В Старославянском словаре подвигъ имеет три значения:  1) соответствие др. греч. αγων  борьба. Подвигъ и брань ныняшьнее житье (Супр. 497,2);  2) подвиг; 3) аскетическая жизнь, подвиг духовный; 4) агония(4.

В "Материалах для  словаря древнерусского языка" И.И. Срезневского дается четыре значения слова подвиг: 1) движение. Без подвига значит без движения, без перемены, неизменный; 2) стремление, старание; 3) борьба; 4) подвиг, великое и трудное дело. Подвиг страдания. Житие и жизнь Константина Философа, перваго наставника и учителя Словенску языку (Жит. Конст. Фил., XV в.)(5 .

В "Полном церковнославянском словаре" прот. Григория Дьяченко слово подвиг также возводится к греческому αγων со значением подвиг; борьба и другие гимнастические упражнения на полестре(6.

В Словаре В.И. Даля есть только одна словарная статья с заглавным словом подвигать, подвигнуть. Все дериваты даны внутри словарной статьи.  Итак, значение подвигать – сдвигать, ссовывать, придвинуть, пододвинуть, подать вперед, двигая. Часы отстали, подвинь стрелку вперед. //Црк. подвизать, подвигнуть в значении побудить, заставить сделать что, поощрить, преклонить к чему. Что подвигло тебя на такой поступок. Затем в ряд приводятся имена существительные, обозначающие действие по глаголу: подвиганье, подвизанье, подвинутье, подвигъ, подвижка. Как видим, ничего особенно героического нет. Для существительного подвигъ В.И. Даль приводит следующие значения: подвигъ, движение, стремление, путь, путешествие, поездка. Например:И пока его царский подвиг будет к Москве… И только последним дается значение доблестный поступок, дело или важное, славное деяние. Воинские подвиги шумят и блестят, гражданские темны и глухи (7.

Следовательно, внутренняя форма слова подвиг, его основная сема первоначально имела значение движения. Сема героического поступка появляется из второго значения слова подвиг – борьба, так  как во время борьбы возникают условия для совершения доблестного и героического поступка. Именно это значение стало основным в современном русском литературном языке (см., например, словарь С.И. Ожегова), а сема движения практически утрачена. У В.И. Даля даже с пометой црк. приводится только значение с семой движения - побудить, заставить сделать что-нибудь(8. В словарях, описывающих лексику церковной сферы, отмечается значение аскетического, духовного подвига, хотя и как второстепенное(9. В "Словаре Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской подвиг определяется как усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.)(10. В этих значениях тоже прослеживается сема движения, но это в основном внутренние движения души, а если и активные поступки, то всегда совершаемые ради Бога, ради Христа, для спасения души.  Чаще это внешнее не-делание, как, например, подвиг столпничества или подвиг молчания. В отличие от мирского, сиюминутного подвига, религиозный подвиг длительный, растянутый во времени, например, 1000 дней и ночей молитвенного стояния на камне преп. Серафима Саровского, многолетнее затворничество или юродство многих святых. Усвоение Божиих дарований требует длительного испытания и усиленного подвига(11.

В богословии подвиги различаются на внешние и внутренние, духовные и телесные. Нежелание и неумение соединять внешний подвиг с внутренним приводят к худым последствиям; лучше раз перекреститься с горячим чувством и сердцем, нежели бессмысленно и не отдавая себе отчета в том, что делаешь, класть десятки поклонов …), такое "подвижничество", скорее, происходит от глагола "двигаться", нечто вроде лечебной гимнастики(12. Виды телесного подвижничества: бдение, пост, ограничения в одежде, лишение себя постоянного и удобного крова, ношение вериг, поклоны. Отдельно    выделяются подвиги мученичества и юродства. "Предай себя на то, чтобы умирать в подвигах и не жить в нерадении. Ибо не те только мученики, которые прияли смерть за веру во Христа, но и те, которые умирают за соблюдение заповедей Христовых",- писал св. Исаак Сирин(13. "Подвиг юродивых есть подвиг, всецело направленный на служение ближним. Понятно, что на такой подвиг нужно особое призвание и благословение свыше и что сам он предпринимается для сокрытия великих дарований Божиих, подаваемых человеку"(14. По качеству подвиги бывают чрезмерные и сверхъестественные. Святые отцы, несшие величайшие, выше природы человеческой, подвиги и не дававшие себе ни в чем ни малейшей поблажки, были, наоборот, очень снисходительны к другим(15. Совершают подвиги либо ради самого подвига, чтобы потешить собственную гордыню, что есть грех, либо ради Христа. "Нет, не ради добродетелей настоящие монахи подвизаются, и тем более не ради самого подвига "мучают" себя, а совершают эти добродетели и подвиги и "мучают" себя ради получения Святого Духа"(16. Среди последнего вида выделяются такие типы: аскетический, молитвенный, молчания, столпничества, девства.
В церковном представлении слово подвиг имеет  еще значение труд, и Бог судит людей не по количеству трудов (подвигов), а по количеству усердия (Мк. 12:43-44).

Другой будет и глагольная сочетаемость, т.к. подвиг на себя принимают, своими подвигами можно просиять.

Важным для анализа развития значения слова является, на наш взгляд, анализ деривационных отношений. Рассмотрим сначала глаголы с интересующим нас корнем.

В Старославянском словаре представлены 2 словарные статьи: на слово подвигнути и слово подвизати (ся). Первое имеет значения: 1) двинуть, поднять; 2) побудить, склонить кого-л. к чему-л. Например, подвиже оученикы вьлЪсти въ корабь (Мт. 14:22); 3) поспешить, например: приду подвигъше ся (Л. 2:16); 4) вступить в бой, например:  слоугы моя убо подвиглы ся быша (И. 18:16). Второй глагол подвизатися имеет те же лексические значения, отличается только глагольным видом.

В Словаре И.И. Срезневского та же видовая глагольная пара представлена в двух словарных статьях со значениями: 1) сдвинуть; 2) устремляться; 3) потрудиться, совершить труд, подвиг.  В.И. Даль фиксирует  два значения: сдвигать, побудить. В словаре прот. Г. Дьяченко  встречаются три значения: устремляться, поспешить, прийти в движение. С.И. Ожегов глаголу подвигнуть дает помету высок. и только одно значение побудить к чему-л., обычно благорожному, высокому. Побудить на борьбу с врагом. Как видим, только в словаре И.И. Срезневского есть значение совершение подвига, и это не основное, а третьестепенное значение. В Старославянском словаре третьим значением является вступление в бой, т.е. это условие, при котором гипотетически может быть совершен героический поступок. Аналогичная картина наблюдается  и при анализе имен прилагательных (подвижный) и наречий (подвижно). Основное значение – быстрое движение (Срав. Подвижный ребенок, подвижные игры и т.п.).

Отметим, что и в современной церковной литературе глагол подвигнуть употребляется в значении побудить. Например, в одном из интервью православного журналиста с игуменом Дамаскиным (Орловским) читаем: "Что подвигло Вас заняться такими исследованиями?"(17.

Встает вопрос, какой глагол употребляется для передачи значения совершение подвига, героического поступка? В современном русском литературном языке это возможно сделать с помощью словосочетания "совершить подвиг",  и такой поступок совершает герой. В церковной среде самым высоким считается подвиг мученичества, когда человек сознательно идет на подвиг, отдает все, что у него есть – жизнь, и таким образом он является свидетелем вечной жизни. Но в Православии есть и иная ситуация, когда человек принимает на себя подвиг, становясь подвижником.

Проанализируем слова, обозначающие людей, которые совершают подвиги. В нашем обыденном сознании подвиг совершает герой, и поступки его будут героическими. В православном религиозном сознании подвиг совершает подвижник. В Старославянском словаре у этого слова есть только одно значение борец и синоним трудник. У И.И. Срезневского три слова: подвигодавьцъ – совершитель подвига, победитель; подвигоположьникъ – совершитель подвига, подвижник; подвижникъ – совершитель великого и трудного дела. В словаре прот Г. Дьяченко кроме слов подвижникъ и подвигоположникъ встречаем еще подвигоначальникъ – тот, кто открывает поприще, начинает подвиг. Причем значение  слова подвигоположникъ отличается -- это не только тот, кто совершает подвиг, а начальник и судья подвигов, т.е. Христос.

В.И. Даль разграничивает мирские и духовные подвиги в определении тех, кто их совершает. Подвижник - это тот, кто славен великими делами на каком-нибудь поприще; доблестный делатель; храбрый и удачливый воитель; // подвизающийся на пути веры и праведничества. Например: Великий подвижник христианства св. Владимир. Подвижник за отечество Минин. Герой – это витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин. Герой совершает внешний, видимый доблестный поступок. Подвижник совершает обычно невидимые  миру подвиги, часто это незаметный ежедневный труд. В словаре С.И. Ожегова слова подвижник имеет помету высокое и пояснение: человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения, муки ради достижения высокой цели. Подвижники науки.

В.В. Колесов считает, что в русской ментальности присутствуют два типа: герой и святой. Герой – это воплощение чести, Святой – совести. Признак героя – презрение к смерти, признак Святого - равнодушие к смерти. Герой – бесстрашен, Святой – бесстрастен(18. Для обыденного сознания это, возможно, справедливо, но для верующего человека понятия святой и подвижник различаются.  В православном социолекте слово святой имеет два омонима. Во-первых, святой – исходящий от Бога. Святое Евангелие. Святое Воскресение; наделенный божественной благодатью; освященный, священный, предназначенный для служения Богу. Например, святой храм, святые иконы. Во-вторых,  человек, который за праведную жизнь, подвиг христианской любви, ревностное распространение веры, а также за страдания и смерть, принятые за Христа, после смерти прославлен Церковью. В Русской Православной церкви существуют следующие чины святых: апостол, пророк, великомученик, мученик, священномученик, исповедник, святитель, преподобный, преподобномученик, бессребреник, праведный, равноапостольный, благоверный, блаженный, страстотерпец. По отношению к некоторым святым употребляются постоянные эпитеты угодник, чудотворец, например: Николай-угодник и святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец. Паре "герой – святой" мирского сознания противостоит троичность "герой – подвижник - святой" в религиозном дискурсе. Герой и подвижник совершают свои подвиги на земле, но лишь некоторые из них  прославляются и возносятся на Небеса. Герой и подвижник – находятся на земле, а святой принадлежит Небу. 
Что ждет героя после совершения подвига? В миру – слава. И в большинстве случаев забвение со временем. В Церкви – прославление, причисление к лику святых и вечная память, т.к. имя прославленного святого включается в церковный календарь, в святцы для вечного поминовения, создаются службы, жития, люди молитвенно обращаются к святому  за помощью. История помнит единицы своих героев. Церковь поминает всех своих святых.

Таким образом, на примере даже частичного анализа концепта "подвиг" можно сделать вывод о том, что развитие концепта предопределено внутренней формой слова, его этимологией. В процессе функционирования значение слова развивается,  дополняется новыми  семами, и концепт складывается из всех значений, присущих слову в различное время и в различных контекстах. Если ядро концепта составляют наиболее актуальные ассоциации, а периферию – менее значимые ассоциации, то при изменении сферы общения,  основное и периферийное значения могут поменяться местами. Мы видели, как центральная сема концепта "подвиг" - героический поступок, совершаемый человеком в экстремальных условиях, - заменяется в религиозном дискурсе на длительный тяжелый, изнурительный труд, который возлагает на себя человек сам ради спасения и во славу Божию. Анализируя концептосферу русского языка, необходимо помнить об ином, богословском, значении многих понятий, связанных, в данном случае, с Православием. Знание теологического компонента  того или иного концепта обогатит наше представление о современном русском языке.


Примечания

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978. С. 489.
2. Карасик  В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. Волгоград – Архангельск: Перемена, 1996. С. 3-16.
3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 тт.: пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева.- 2-е изд., стер. – М.: Прогресс, 1986.
4. Старославянский словарь (по рукописям X – XI веков)/ Э. Благова, Р.М. Цейтлин, С. Геродес и др. – 2-е изд., стереотип.-М., 1999.  С.461.
 5. Срезневский И. Материалы для словаря древнерусского языка. М.,1958 (репринтное издание). Т.2. С.1032.
  6. Дьяченко Григорий, прот. Полный словарь церковнославянского языка.  М., 1998. Т.2. С.439.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.,1978. Т.3. С.164.
8. Даль В.И. Указ. Соч. Т.3. С.164.
9. Дьяченко Григорий, прот., Словарь церковнославянского языка.  М., 1998; Старославянский словарь (по рукописям X – XI веков)/ Э. Благова, Р.М. Цейтлин, С. Геродес и др. – 2-е изд., стереотип.- М., 1999; Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. М.,1958.
10. Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб: Наука, 2000. С.183.
11. Сафроний, архим. О молитве. М., 2004. С.183.
12. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Н.Новгород,1997. Т.3. С.188
13. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 5.
14. Варнава (Беляев). Указ. соч. Т.3. С.218.
15. Варнава (Беляев). Указ. соч. Т.1. С.192.
16. Варнава (Беляев). Указ. соч. Т.1. С.28.
17. Дамаскин (Орловский), игум.  "Преображение" от 7 янв. 2005.
18. Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб, 2004. С. 150-151.


 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру