Таинственная поэтика «Сказания о Мамаевом побоище»

Прототипы и семантика повествовательной специфики памятника


Список условных сокращений

1 Мак. – Вторая книга Маккавейская (Ветхий Завет).
2 Мак. – Вторая книга Маккавейская (Ветхий Завет).
2 Пар. – – Вторая книга Паралипоменон (Ветхий Завет).
Быт. – Первая книга Моисеева. Бытие (Ветхий Завет).
Иез. – Книга пророка Иезекииля (Ветхий Завет).
Ин. – Евангелие от Иоанна (Новый Завет).
Исх. – Вторая книга Моисеева. Исход (Ветхий Завет).
Лев. – Третья книга Моисеева. Левит (Ветхий Завет).
Лк. – Евангелие от Луки  (Новый Завет).
МГИАИ – Московский Государственный историко-архивный институт.
Мк. – Евангелие от Марка (Новый Завет).
Мф. – Евангелие от Мтфея (Новый Завет).
ОЛДП – – Общество любителей древней письменности.
Откр. – Откровение Иоанна Богослова (Новый Завет).
ПЛДР – Памятники литературы Древней Руси
Прем. – Книга Премудрости Соломона (Ветхий Завет).
Пс. – Псалтирь (Ветхий Завет).
РГБ – Российская Государственная библиотека.
РНБ – Российская Национальная библиотека.
СОРЯС – Сборник Отделения русского языка и словесности императорской Академии наук.
ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук.

Примечания

1.  Черный В. Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. М., 1997. С. 265-269.

2.  Симфония, или Алфавитный указатель к Священному Писанию. Изд. третье. Корнталь: Изд-во Миссионерского Союза "Свет на Востоке", 1971. С. 116, 121, 1245-1246.
 
3. Подробнее об этом см: Кириллин В. М. Символика чисел в литературе Древней Руси. С. 119-122.

 4. Баранкова Г. С., Мильков В. В. Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского / Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. II. СПб., 2001. С. 615, 616 (л. 247а, 278а). Текст цитируется с необходимыми для прояснения его смысла поправками.

 5. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. С иллюстрациями / Изд. преемников А. П. Лопухина. Т. 6. Пб., 1909. С. 204. См. также: Словарь библейского богословия / Под ред. К. Леон-Дюфура и др. Брюссель: Изд-во "Жизнь с Богом", 1974. Стлб. 1257.

 6. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. С иллюстрациями / Изд. преемников А. П. Лопухина. Т. 11. Пб., 1913. С. 543.

 7. Там же. С. 605.

 8. Ириней Лионский. Исследование и опровержение лжеименного знания. Кн. III: Против ересей // Антология: Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978. С. 657, 658.

 9. Этот стих в качестве "причастного", между прочим, поётся именно по богородичным праздникам (Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М., 1977. С. 280). То есть пелся и в день битвы на Куликовом поле.

 10. Псалтирь следованная. Ч. 2. М., 1978. С. 307.

 11. Сказание о Мамаевом побоище (вариант Ундольского). С. 151.

 12. Там же. С. 152.

 13. Сказание о Мамаевом побоище Основной редакции по Ермолаевскому списку. С. 233.

 14. Сказание о Мамаевом побоище (вариант Ундольского). С. 154.

 15. Там же. С. 158.

 16. Там же. С. 158.

  17.Там же. С. 174-175.

 18. Там же.

 19. Там же. С. 193.

 20. Миниа. Месяц септемврий. Киев, 1894. Л. 76 (8 септемвря). См. изъяснение данного чтения в кн.: Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. С иллюстрациями / Изд. преемников А. П. Лопухина. Т. 6. С. 504.

 21. Цитируется по: Острожская Библия / Фототипич. переизд. текста с изд. 1581 г. М.; Л.: "Слово-Арт", 1988. Л. 70. Любопытно, что в Елизаветинской Библии приведённый текст читается несколько иначе: "И всяк, иже аще прикоснется на поли язвенному, или мертвому, или кости человечи, или гробу седмь дний нечист будет" (Библия, сиречь книги Священнаго Писания Ветхаго и Новаго завета. СПб., 1900. С. 185). Аналогичный текст в Синодальном переводе: "Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней" (Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета / Под ред. А. П. Лопухина. Т. 1: Пятокнижие Моисеево. Пб., 1904. С. 551-552).

 22. Сказание о Мамаевом побоище (вариант Ундольского). С. 175. Ср.: Сказание о Мамаевом побоище. Основная редакция. С. 42; Сказание о Мамаевом побоище Основной редакции по Ермолаевскому списку. С. 243; Сказание о Мамаевом побоище. Распространённая редакция. С. 97; Сказание о Мамаевом побоище. Киприановская редакция. С. 63.

 23. Сказание о Мамаевом побоище (вариант Ундольского). С. 185.

 24. Там же. С. 191.

 25. Там же. С. 190.

 26. См.: Ржига В. Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма // Летопись занятий Археологической комиссии. Вып. 33. Л., АН СССР, 1926. С. 147.

 27. Там же. С. 148.

 28. Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998. С. 90.

 29. Там же. С. 10, 23, 35, 73.

 30. Там же. С. 101, 115, 129.

 31. Дебольский Г. С., прот. Православная церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. М.: "Отчий дом", 1994. С. 263.

 32. Пространная летописная повесть // Сказания и повести о Куликовской битве. С. 20.

 33. Час шестый // Псалтирь следованная. Ч. 2. С. 154.

 34. Миниа. Месяц септемврий. Л. 79.

 35. Миниа. Месяц септемврий. Л. 141об. (14 септемвря).

 36. Псалтирь следованная. Ч. 2. С. 396, 398.

 37. Миниа. Месяц септемврий. Л. 147.

 38. Там же. Л. 74-74об.

 39. Миниа. Месяц септемврий. Л. 75-75об.

 40. Там же. Л. 76об.-77.

 41. Там же. Л. 84об.

 42. Там же. Л. 138, 139-139об., 140об.-141об., 146-146об.

 43. "Слово похвальное" митрополиту Петру // Седова Р. А. Святитель Петр, митрополит Московский, в литературе и искусстве Древней Руси. М.: Русский мир, 1993. С. 104.

 44. Кириллин В. М. Символика чисел в литературе Древней Руси. С. 170-172.

 45. Сказание о Мамаевом побоище (вариант Ундольского). С. 169.

 46. "Александрия сербская" // ПЛДР: Вторая половина XV века. М., 1982. С.22-172 (подг. текста Е. И. Ванеевой).

 47. Петров А. Е. "Александрия Сербская" и "Сказание о Мамаевом побоище" / Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 2 (20). Июнь. 2005. С. 54-64.

 48. Кириллин В. М. Указ. соч. С. 89-99.

 49. Сказание о Мамаевом побоище (вариант Ундольского). С. 154, 192.

 50. Послания Дмитрия Герасимова к архиепископу Новгородскому Геннадию // Православный собеседник. 1861. Январь. С. 105-110.

 51. Источники по истории еретических движений XIV – начала XVI века // Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. М.; Л., 1955. С. 394-401.

 52. Источники по истории еретических движений XIV – начала XVI века. С. 396.

 53. Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного: Покровский собор. М.: "Искусство", 1998. С. 68.

 54. Филофей, старец. "Послание о злых днех и часех" // ПЛДР. Конец XV — первая половина XVI века. М., 1984. С. 252.

 55. Ермолай Еразм. Моление к царю // Повесть о Петре и Феронии / Подг. текстов и исследование Р. П. Дмитриевой. Л.: "Наука", 1979. С. 327 (Приложения).
 56. Истины показание к вопросившим о новом учении: Сочинение инока Зиновия. Казань, 1863. С. 24.

 57. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 1.

 58. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. I. Ч. 1. Л.: "ЭГО", 1991 (впервые труд опубликован в Париже издательством YMCA PRESS в 1948 г.). С. 35-37, 40, 41, 43-54.

 59. Francis J. Thomson. The reception of Byzantine Culture in Mediaeval Russia. Aldershot, UK — Brookfield, USA: Ashgate, 1999.


Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру