Риторика

Русская риторика в свете русской истории
Преобразования в русской словесности и риторике напрямую связаны с революционными изменениями, происходившими в русской истории. Риторика как учение о реальной (политической, деловой, судебной и т.д.) речи всегда была востребована именно тогда, когда назревали общественные перемены, менялся стиль жизни. И эти стилистические поновления в словесном образовании и всей идеологической и экономической структуре общества происходили с удивительной цикличностью в 60–70 лет (возраст человеческой жизни). >>
История риторических идей
Слово риторика первоначально означало ораторское искусство. Многие греческие города-государства, как Афины, управлялись демократически. Политические и судебные решения принимались на сходке голосованием, результаты которого определялись убедительностью публичных речей и впечатлением, которое оратор производил на собравшихся граждан. В V-IV веках до Р.Х. сложилась профессия софистов – «знатоков, мастеров», учителей философии и ораторского искусства, которые обучали молодых людей технике аргументации и приемам воздействия словом. >>
Политика как искусство речи и политическая риторика
Политическая деятельность есть деятельность речевая, а всякий политик не может не осознавать, что его практика соединена со словом. Слово – главное орудие политика. Побеждает тот, кто говорит или выражает мысли удачно, убедительно, увлекательно; и, напротив, проигрывает тот, кто что-то «не так сказал», «не так выразился». >>
О риторике, по которой учился В.К.Тредиаковский
Эстетические взгляды В. К. Тредиаковского сложились под влиянием французской литературы и эстетики. Особенно интенсивным это влияние было в 1727—1730 гг., когда поэт находился во Франции. «Французский период жизни поэта, — писал П. Н. Берков, — несомненно сыграл определенную роль в его судьбе й вместе с тем в истории русской литературы: ведь Тредиаковский открыл для своего времени французскую жизнь и французскую литературу». Влияние французской культуры отразилось на всем поэтическом, филологическом и переводческом наследии Тредиаковского. >>
О «Риторике» Феофана Прокоповича
В статье анализируется запись лекционного курса риторики, прочитанного Феофаном Прокоповичем по-латыни в 1706-1707 гг. в стенах Киево-Могилянской академии. Детальный анализ содержания и источников этого сочинения обнаруживает некоторую близость его к эстетике барокко. >>
Н. Ф. Кошанский: жизнь и творчество
Первая половина XIX века - это расцвет русской риторики, когда сложился классический состав курса теории словесности с разделением на общую и частную риторики. Учение Н. Ф. Кошанского, пожалуй, самого крупного и влиятельного ритора и педагога рассматриваемого периода, сыграло в этом решающую роль. Его теория речи охватывает все филологические дисциплины, включая в понятие “словесных наук” все науки, относящиеся к человеку как обладателю “силы ума” и “дара слова” . У Кошанского окончательно оформляется предмет частной риторики - классификация родов и видов словесности . Сами термины “частная риторика”, “роды”, “виды” и “формы” словесности получают в теории словесности то значение, в котором они даны у Кошанского. Его риторики суммируют наиболее ценные достижения русской традиции XVIII и начала XIX века. Учебники Кошанского воспитали не одно поколение образованной российской интеллигенции. >>
Аргументация в совещательной речи
 Современный человек постоянно подвергается речевому воздействию. Большинство речей, которые он слышит, – это выступления, призывающие его сделать что-либо в будущем (купить определенный продукт, проголосовать за ту или иную партию, сходить на концерт исполнителя, отдыхать в данной стране и т.п.). Аристотель относил такие речи к разряду совещательных, противопоставляя их судебным (речам в суде, посвященным прошлому) и показательным (речам по какому-либо торжественному случаю, посвященным и прошлому, и будущему). >>
Слово и образ – основа отечественной культуры
Что значит слово для нас, так любящих повторять известное начало Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово…"? >>
Язык семьи – орудие нравственного совершенствования и духовного спасения (Доклад, прочитанный на Глинских чтениях в Храме Христа Спасителя 27 января 2008 года)
Говорить о языке семьи трудно и ответственно. Трудно, потому что разговор о "языке" всегда опасен переходом в празднословие , с другой стороны, язык как орудие взаимообщения и единомыслия ведет нас к сложному размышлению о речи и слове. Слово же, понятое не только лингвистически - как единица языка, а философски и духовно – как Бог, Дух, Любовь, благо-творящая и организующая мир сила, требует разговора всеобъемлющего и непраздно-"словного". >>
Образ человека в русской классической и современной риторике
Вопрос "что есть человек?" – основополагающий для гуманитарной науки, поскольку само слово гуманитарный адресует нас к человеку. Ответ на этот вопрос характеризует не только философско-этическую позицию отвечающих, но и стилистику того времени, когда ответ дается. >>

11 - 20 из 51
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру