Педагогика от лукавого

Короче, предлагается на юного наркомана не давить,  ничего ему не запрещать и даже продолжать  выдачу  денег!  Да, очень нетрадиционная педагогика... Испокон  веку  нормальные родители реагировали на опасное поведение детей  немедленной изоляцией их  от  источника  зла,  от  пагубной  обстановки.

Вспомните хотя бы Наташу Ростову, которую отец запер,  чтобы она не сбежала с Анатолем. Конечно,  придется  понервничать, проявить твердость, выдержать детские истерики  и  грубость, побыть в глазах своего ребенка злодеем, но зато уберечь  его от беды. Ведь и мы, став  взрослыми,  столько  раз  мысленно благодарили родителей за их строгость, хотя  в  подростковом возрасте за нее же готовы были в сердцах проклинать.

В духе попустительства предложено относиться и  к  детскому разврату. "Старшее поколение не может и не должно контролировать подростковую сексуальность." (Интересно  все-таки, почему у поклонников либеральных ценностей  столь  часто проскальзывают тоталитарные нотки? Напоминает то ли гипнотизера, подчиняющего пациента своей воле, то ли юриста,  который зачитывает потенциальным преступникам статью  уголовного кодекса.) Оказывается, "признавая,  что  ранняя сексуальная жизнь подростков и столь же ранние эксперименты с наркотиками не экстремальные, а скорее обыденные искушения нового поколения, невозможно ни запретить, ни контролировать эти опыты".

Как заставить людей смириться с вопиющим безобразием, с которым ни один нормальный человек смириться не может?  Способов немного. А точнее, всего два. Можно принудить силой, а можно, соблюдая права человека, добиться желаемого  изощренным способом: убедить, что безобразие, во-первых,  не  такое уж и вопиющее; во-вторых, оно распространено повсеместно,  а в-третьих - что, пожалуй, главное! - все равно оно  неустранимо. Это вы сегодня услышите как  от  крупного  политолога, так и от соседа-пенсионера.

В разбираемой нами брошюре  практически  все  подчинено данной логике. Но особенно ярко она проявлена в "мифах о сексуальном насилии". Споря с общепринятым мнением о  педофилах как об извращенцах, авторы утверждают, что "большинство  педофилов - самые обычные  мужчины,  с  нормальной  психикой".

Развенчивается и "миф" о том, что "сексуальные покушения  на детей редки и являются признаком морального распада и деградации общества." Какой распад? Какая деградация? И что  значит "редки"?! На самом деле, утверждают авторы, все это  было всегда и "статистически часто". "... В четырех случаях из пяти это делают те, кого  ребенок  знает...  очень  часто  - кто-то из старших членов семьи". Жизнь доказала:  "это  случается во всех слоях общества, с любыми  уровнями  образования и дохода, во всех этнических и религиозных  группах".  В общем, вполне банальная история. С каждым может случиться.

И насчет ребенка не следует заблуждаться. "Шестой  миф:ребенок - пассивный объект сексуальных посягательств. Приходится признать: он может быть инициатором". Словом, нас  хотят уверить, что нет четкой границы между ребенком и  взрослым, жертвой и преступником,  добром  и  злом.  Все  относительно, зыбко, "неоднозначно".

Ну и, конечно, зло непобедимо.  "Даже  самая  идеальная система права не в состоянии полностью защитить  ребенка  от насилия. Здесь важен не столько контроль <да и кого  контролировать, когда непонятно, кто инициатор: взрослый  извращенец или ребенок? - авт. >, сколько просвещение.  Родители  и учителя должны знать, что сексуальная эксплуатация  детей  - большая и серьезная проблема." Так и написано -  "проблема".

Есть проблема утомляемости на уроках, есть  проблема  аллергии, есть проблема летнего отдыха,  а  есть...  сексуального насилия над детьми. Хочется, заняв прилагательное у авторов, сказать, что это "большая и серьезная" победа зла, если растление ребенка, надругательство над его  невинностью  становится для нас не чудовищным преступлением,  не  трагедией  и даже не драмой, а проблемой. И, решая  ее,  главное  (как, впрочем, и во всех остальных случаях, перечисленных в брошюре) "сохранять спокойствие".

Ну, конечно, что еще можно делать, узнав, что твой  ребенок изнасилован, болен СПИДом, стал алкоголиком,  наркоманом или вором?!

Рекомендации взрослым по поводу  детского  воровства  - это прямо какая-то оргия  гуманизма.  "Хорошенько  подумайте прежде, чем приступать к  решительным  действиям.  Наверное, наказывать надо, но только если вы уверены,  что  и  ребенок считает это наказание справедливым... Пережив наказание, ребенок, скорее всего, научится  ловчить,  скрытничать,  боясь лишь одного - быть разоблаченным...  Пожалейте  его,  и  ему сразу станет стыдно. <А если нет? Если он сочтет таких  родственников придурками, из которых можно вить веревки?  Тогда как? - авт.> Помогите исправить то,  что  он  совершил.  <То есть, компенсируйте  украденное,  выгораживайте,  выкупайте, "отмазывайте", чтобы он ни в коем  случае  не  прочувствовал последствий своего воровства. А то не дай Бог вразумится!  - авт.> КАК МОЖНО БЕРЕЖНЕЙ  ОТНЕСИТЕСЬ  И  К  НЕМУ,  И  К  ЕГО ПОСТУПКУ <разрядка  наша - авт.>...  Не  ужас  наказания,  а страх повторения - вот что отныне должно  поселиться  в  его душе."

Должно, конечно, но может поселиться - и,  скорее  всего поселится! - совсем другое: чувство полной безнаказанности и желание новых "подвигов". Why not?

Поддавшись умилению, читатель,  быть  может,  проглядел одну характерную подмену: кража, совершенная ребенком, названа поступком (даже не проступком!). А ведь это  преступление, хоть по малолетству, как  правило,  неподсудное.  Более того, своровать значит нарушить одну  из  десяти  заповедей, т.е., самых строгих запретов для людей христианской  культуры. Впрочем, ни в каких культурах воровство,  мягко  говоря, не поощряется. Апологеты же "гуманной  педагогики"  советуют отнестись к воровству "как можно бережней". Даже в столь вопиющем случае идея наказания им явно претит. Это ведь фу как негуманно!

А между тем христианская  педагогика  утверждает  прямо противоположное. "Самая  суровость  родительской  дисциплины полезна для детей и желательна, - читаем у епископа Кинешемского Василия. - Суровые испытания необходимы для  духовного совершенствования, как  огонь,  очищающий  металл...  "Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. VII, 14)."  Но  если эту школу скорби и испытаний мы не пройдем в детстве в родительской семье, то Господу ничего не останется  как  подвергнуть нас испытаниям жизни, а это гораздо труднее,  особенно без предварительной подготовки в родительском доме. Но  если этот скорбный курс духовного воспитания в виде  родительских наказаний и известной суровости отношений мы пройдем с  детской покорностью в родном доме, то дальнейшие испытания часто оказываются ненужными..."

А вот цитата из Библии: "Кто  любит  своего  сына,  тот пусть чаще  наказывает  его,  чтобы  впоследствии  утешаться им... Не давай ему воли в юности и не  потворствуй  неразумию его". Так что и поэтому вопросу либеральные установки  авторов брошюры противоположны традиционным.

Впрочем, есть одна тема,  рассматривая  которую  авторы советуют применить жесткость. Это тема самоубийства.  В  одной из двух глав, посвященных детским суицидам,  есть  такой подзаголовок: "Пожалуйста, прочтите эту страничку вашему ребенку". А на страничке есть,  например,  такой  пассаж:  "Вы когда-нибудь видели свежий труп? Глаза навыкате, вывалившийся синий язык, лицо неопределенного цвета да к тому же  пренеприятнейший запах от самопроизвольного акта дефекации."

Авторы считают, что такая стресс-педагогика "неприятна, зато действенна". Дескать,  запугаем  хорошенько  посмертным уродством, авось не захочет сводить счеты с жизнью.  Значит, они все-таки понимают, что страх - это один  из  самых  действенных способов, когда хочешь удержать  подростка  от  гибельного шага. И весь их либерализм по отношению к детскому пьянству, наркомании, разврату,  "дурным  болезням",  воровству и проч. "поступкам" объясняется тем, что они просто  не видят в этом такой уж серьезной  угрозы.  Только  при  таком подходе пишут, как написано в главе о СПИДе:  "Единственное, что мы можем сделать для своих детей, - рассказывать им,  не запугивая и не нагнетая, убеждая их фактами, цифрами и чужими трагедиями, о том, как коротка дистанция между  жизнью  и смертью".

Завидное спокойствие, не правда  ли?  Так  можно  относиться к человеку только, если он тебе  абсолютно  безразличен. Впрочем, к этой теме мы еще вернемся,  а  сейчас  подумаем: какие образы закладываются в сознание  ребенка  описаниями "свежего трупа"? Даже если - что совсем не факт -  кого-то подобные описания остановят,  даже  если  жизнь  будет спасена. Но какой ценой? - Ценой поругания  мертвого,  ценой глумления над усопшим. Ну, а теперь представим себе, что через какое-то время у ребенка умрет кто-то  из  близких.  Что тогда будет "благоговейной памятью о дорогом покойнике"? Какие картины непрошено посетят его,  когда  подросток  будет стоять у гроба, приходить потом на могилу  или  смотреть  на фотографию? "Глаза навыкате,  вывалившийся  синий  язык..."?

Честно говоря, это небезопасно читать и взрослым. Даже у них это может вызвать защитную реакцию  отторжения,  которая,  в свою очередь, ведет к патологическому бесчувствию. И уж  тем более такая опасность грозит детям, с их хрупкой, неустойчивой психикой. Недаром мы сегодня слышим так много жалоб подростково-молодежный "пофигизм". Поневоле  станешь  равнодушным, когда видишь, уж простите за жаргон, столько "трупаков" на экране телевизора и компьютера! Надо же как-то защититься!

Вообще такое впечатление, что сверхзадача  "справочника для родителей и  учителей" - запрограммировать  взрослых  на равнодушие к детям. В том числе - и даже, прежде всего!  -  к своим собственным. Карлсоновское "спокойствие,  только  спокойствие" - вот камертон брошюры. Напился ребенок - не  волнуйтесь. Балуется наркотиками - не впадайте в  панику.  Ушел из дома - заранее, на случай опознания  трупа,  "положите  в разные карманы записки, где указаны Ф.И.О.,  адрес  и  номер телефона, по которому нужно  позвонить..."  Хотели  на  этом оборвать цитату, но не удержались и приводим  еще  несколько фраз: "Не стесняйтесь заранее снять копию  зубной  карты  из стоматологического кабинета и сделать датокарту: нанесите на пальцы <ребенка> тонким слоем типографскую краску и откатайте отпечатки на бумаге <все-таки очень чувствуется, что  это перевод, уж больно коряво! - авт.>, а  под  ними  надпишите "левая", "правая" рука. Если случится трагедия, это  поможет идентификации."

Много, конечно, загадок во  Вселенной.  Вот,  например, одна из них: почему блюстители свободы такие глупые? Ну, хорошо, они не в состоянии были представить себе, что произойдет с отпечатками, если намазанные краской пальцы "откатают" по бумаге, а не оттиснут на ней. И в  психолого-педагогическом угаре не обратили внимания на то, что НАДписать  что-либо ПОД отпечатком или картинкой  нельзя.  Но  уж  вообразить своевольного подростка - а именно такие сбегают  из  дому  - совсем несложно. Тем более что жизнь  богата  примерами.  С какой стати такой подросток будет терпеть в  своих  карманах дурацкие мамины записки или  покорно  подставлять  руку  для дактилоскопии, предназначенной для опознания  его  трупа?  И где авторы видели такие стоматологические кабинеты, где  услужливый дантист по первому требованию снимает копию  зубной карты? У нас большинство людей  вообще  про  "зубную  карту" слыхом не слыхивали. Что поделаешь? Дремучие мы, не  ведется в "немытой России" подробная опись зубов: сколько их  всего, каких не хватает сверху, каких - снизу, какой зуб  как  запломбирован, где какая коронка, какой прикус, какая форма челюстей. Вот у Гитлера была такая карта, и  потому  его  труп смогли опознать. А для нас это информация с опережением.

Мы понимаем, деньги, конечно, вещь очень нужная, но голова существует не только для  подсчета  будущих  гонораров.

Публикуете пиратский перевод - так хотя бы изымите то, что к нашей жизни  не  имеет  ровно  никакого  отношения.  Не  позорьтесь. Еще не самые последние времена,  остаточный  разум кое у кого сохранился.

Надеемся, что среди читателей брошюры таковых тоже  немало, и они понимают, что потакание детским порокам рано или поздно доведет ребенка до той опасной черты, за которой  его ждут либо гибель, либо тюрьма. Как  назывался  один  сборник эпохи перестройки, "иного не дано". На самом деле это  понимают даже авторы брошюры, хотя усиленно делают вид, что  нет никакой связи между родительским попустительством  и  катастрофой, постигающей ребенка.

Во всяком случае, о колонии они  напоследок  упоминают. Но опять-таки в каком ракурсе? Подглавка "Что  делать,  если ваш ребенок попал в колонию" начинается со слов: "Что сделано, то сделано,  назад  не  вернешь,  и  надо  жить  дальше.

Оставьте обиды, ссоры, раздумья на  тему  "За  что  мне  все это?" Во-первых, не вам, во-вторых, что в них толку?"

Иначе говоря, родителей сперва настраивают  на  потакание детскому безобразию, а потом, когда  "вырастет  из  сына свин" и ситуация дойдет до критической точки -  на  равнодушие. Даже когда ребенок попадает в колонию, оказывается,  не надо задаваться вопросом, за что вам это, когда и в  чем  вы его  упустили. Спокойствие,  только  спокойствие,  ведь  "не вам", а всего-то навсего вашему сыну идти за колючую  проволоку. Так что нет оснований для паники. Как любил  повторять все тот же Карлсон, дело житейское. Уж если в главе,  посвященной самоубийствам, авторы советуют отвести подростка, замышляющего лишить себя жизни, в сторонку  и  "мирно  поговорить". "Если же, - цитируем, - этот вариант не  срабатывает, то - сам виноват." Раз даже по такому поводу волноваться  не стоит, то чего махать крыльями, когда руки-ноги целы, да еще - в наше-то трудное время - парень будет на гособеспечении!

Апофеоз родительского служения это  открыть  на  нужной странице справочник, найти телефон  нужного  специалиста  (в конце каждой главки дается целый список соответствующих  организаций) и передоверить ему ребенка, как  это  принято  во всем цивилизованном мире. Собственно, и служение-то ни к чему, когда есть службы помощи!

Как же пародийно в этом  контексте  звучат  фразы  типа: "Терпение и смирение - может, спасение в них?" Смирение  перед чем - перед грехом? Так это  вовсе  не  христианство,  а обыкновенный сатанизм, наспех прикрытый овечьей шкуркой  либеральных лозунгов. Хотя вряд ли авторы брошюры ведали,  что творили. Скорее всего, они просто отрабатывали  выгодный  заказ, по-детски радуясь, что можно подзаработать без  особого напряжения. Ладно, оставим это на их совести.

Тем же, кто понимает, что на Страшном Суде (а  отвечать там придется всем, даже людям, не верящим в его  реальность) родители не смогут свалить свою вину ни на специалистов,  ни на горе-педагогов, пищущих как будто под  копирку  безответственные книги и брошюры, ни на государство,  поддерживающее либеральную, антихристианскую педагогику, нужно почаще вспоминать если не о премудрости, то хотя бы о  здравом  смысле.

Ведь здравомыслящих людей пока еще большинство. И  если  они не сдадутся добровольно, их не сможет одолеть никакая  агитбригада лжецов. Даже при покровительстве того, кто назван  в Священном Писании "отцом лжи".

 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру