Чтения и конференции

Завершились VII Корнилиевские образовательные Чтения

По благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия с 24 по 26 февраля 2005 года в городе Печоры Псковской области были проведены VII Корнилиевские Православные образовательные Чтения. Уже стало доброй традицией ежегодно проводить такие встречи педагогов, священнослужителей, ученых – людей неравнодушных к проблемам образования и нравственного воспитания подрастающего поколения. В нынешнем году основной темой Чтений, освященных именем великого подвижника веры и благочестия XVI столетия священномученика Корнилия Псково-Печерского, стало православное образование и современный мир.

Педагогический форум был организован силами Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря, Православного педагогического общества города Печоры и Печорской гимназии. В его работе приняли участие более 600 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, районов Псковской области, города Печоры и Печорского района. На Чтениях присутствовали: глава Печорского района Васильев С.В., глава администрации Печорского района Коханов Ф.И., начальник ГУО Псковской области Емельянова В.В. и начальник Печорского районного Управления образования Авдеев С.А.

Начало работы было положено молебном преподобномученику Корнилию, совершенном в Михайло-Архангельском соборе Псково-Печерской обители наместником - архимандритом Тихоном (Секретаревым), который приветствовал участников Чтений от имени архиепископа Евсевия. Пленарные и секционные заседания проходили в Печерской городской гимназии, учителя которой являются активистами Печерского Православного педагогического общества.

По традиции первый день работы Чтений был отдан проведению пленарного  заседания, а затем состоялись секционные заседания и открытые уроки. На пленарном заседании прозвучали доклады наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева) "История преподавания Закона Божия в учебных заведениях г. Печоры в 20 веке", директора Печорской гимназии, заслуженного учителя РФ О.М. Тумановской "Мы обязаны спасти наших детей". Значительный интерес слушателей вызвали выступления столичных гостей. Так доктор физико-математических наук, профессор МГТУ им. Баумана А.Т. Ильичев представил доклад  "Естественные науки и православное мировоззрение", а также рассказал о своем видении места точных наук в системе православного образования. Доктор физико-математических наук, профессор МГУ им. Ломоносова А.Г. Хунджуа выступил на Чтениях с докладами "Эволюционизм в современном образовании" и "Попытки реконструкции прошлого в современном эволюционизме". О традициях семейного воспитания, как залога душевного здоровья детей рассказала известный православный педагог и публицист, член Союза писателей России и редколлегии журнала "Права ребенка" Т.Л. Шишова. В рамках секционной работы она же рассказала о современных проблемах поведения и общения детей. Преподаватель курса культуроведение факультета искусства МГУ им. Ломоносова Н.А. Рождественская подробно изложила для слушателей основания и общие направления предмета культуроведение.

Достойное воспитание и образование ребенка возможно, если им занимается учитель, являющийся не только профессионалом, но самостоятельной личностью. Эта личность должна обладать интеллектуальным потенциалом, повышение которого – неотъемлемая задача педагога. Именно поэтому участники Чтений с большим интересом восприняли речь президента общественной организации "Родители, педагоги и ученые за традиционную  российскую школу", к.т.н. Ф.Н. Савельевой, которая рассказала о современных возможностях самообразования учителя. Опыт преподавания русской словесности в гимназиях и школах стал темой выступления директора учебно-просветительского центра при московском ставропигиальном мужском Даниловом монастыре Г. П. Осипова.  "Идея третьего Рима и образ святой Руси на уроках истории в школе"  так озаглавила свой доклад Ю.А. Харитонова, учитель истории в  московской школе  141. Актуальнейшей теме "Россия и глобализация" было посвящено выступление ее коллеги  - преподавателя истории Печорской гимназии А.А. Сасоева.

Всего в рамках Чтений было проведено 5 открытых уроков, на 6 секциях заслушано 34 доклада, учеными Москвы прочитаны две лекции. В программу также были включены родительское собрание на тему: "Место и роль труда в жизни семьи" и конкурс чтецов духовной поэзии. В докладах, выступлениях, уроках, внеклассных мероприятиях, лекциях отмечалось, что приоритетной задачей российской школы сегодня является, прежде всего, воспитание личности, имеющей четкие критерии личной и общественной нравственности. Участники Чтений отметили необходимость создания  системы православного образования в школе, учитывающей особенности современных условий развития и жизни подрастающего поколения.  В основу единой системы образования и воспитания должны быть положены православные духовно-нравственные традиции русской культуры и отечественной педагогики. Для достижения этой цели необходимо объединение усилий Православной Церкви и Школы.

В итоговом документе, принятом на VII Корнилиевских Чтениях, были намечены конкретные меры по реализации этой программы. По мнению их участников необходимо изменение приоритетов образования в пользу усиления духовно-нравственного воспитания учащихся. Оно должно стать одним из важнейших направлений современных реформ школы. Необходимо также соблюдение единства дидактического подхода к вопросам обучения и воспитания (детский сад - школа - ВУЗ). Одним из существенных условий духовного обновления школы является приобщение к традициям и духовно-нравственным ценностям не только детей, но, в первую очередь - родителей, основных ответственных за воспитание детей. Содержание предметов школьной программы: литературы, русского языка и истории должно отражать ясно очерченный нравственный идеал, а предметы естественного цикла должны давать четкое представление о целях, возможностях и границах изучаемой науки. Одним из методов реализации такого подхода является формирование  школьного словаря понятий - тезауруса. Важным дополнением к методам реализации такого воспитания должна стать система внешкольных мероприятий, построенная на основе духовно-нравственной составляющей.

Признано целесообразным широко использовать опыт Российских школ по ведению факультативного курса  "Основы русской духовной культуры". Участники Чтений призвали активно использовать православные образовательные ресурсы Интернета в методической и предметной работе учителя. Одним из таких ресурсов является православный образовательный портал "Слово" на котором будут публиковаться лучшие материалы Чтений.



Читайте в теме "Чтения и конференции":
 В Ростове-на-Дону открылись XVIII Димитриевские чтения

 Патриарх Кирил: Церковь беспокоят показатели выбора основ православной культуры в школах

 Рождественские чтения соберут более 8 тыс участников из РФ и зарубежья

 В Москве откроются XXI Международные Рождественские образовательные чтения

 Десятые Московские областные Рождественские образовательные чтения откроются в Красногорске

 В Хельсинки завершились III Покровские образовательные чтения


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру