Московская Одигитрия
Рассказ о Новодевичьем монастыре Достойно правил государством Великий князь Василий Иоаннович. Одно завоевание древнего Смоленска чего стоило! Долгих сто десять лет крепость Смоленск находилась под властью соседней Литвы. И вот 28 июля 1514 года Смоленск снова стал русским. Штурм города начался на следующий день после чествования Смоленской иконы Божией Матери. Событие это, по словам летописца, воссияло "светлым праздником для всей Русской земли". Во славу победы велел Великий князь заложить в Москве Новодевичий монастырь, а главный соборный храм освятить в честь чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери "Одигитрии". >>
Дивная встреча
Рассказ о Сретенском монастыре Сретение - значит встреча. От слова "сретение" родилось название известного в Москве монастыря. Находится он в центре Москвы, на улице Большая Лубянка. От шумной дороги Сретенский монастырь отделяет невысокая, заботливо окрашенная известью, каменная ограда. А ведь шесть веков назад на этом самом месте цвело васильками и ромашками вольготное Кучково поле... Сретение... Кого же встречали? Чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в далекий XIV век.
>>
Над Яузой-рекой
Рассказ о Спас-Андрониковом монастыре Бежит, а кажется, стоит на месте закованная в камень река Яуза. Обгоняют небыстрое течение машины и трамваи... Над Яузой-рекой перекинут тяжелый мост, по которому в дальние края уходят с Курского вокзала поезда.
Впервые я увидел купола Андроникова монастыря в раннем детстве из окна купе. В то далекое лето с родителями уезжали мы к морю, в солнечный Крым. Детские впечатления особенно памятны. Июльское солнце медленно катилось за крыши столичных многоэтажек. И вдруг на холме, точно из сказки, возник белоснежный каменный город, окруженный высокими крепостными стенами и остроконечными башнями. Над величественными соборами голубело безмятежное, высокое небо...
>>
Усыпальница рода Романовых
Рассказ о Новоспасском монастыре Крестьянская площадь, 10. Так на карте Москвы помечен знаменитый Новоспасский монастырь, расположенный на юго-востоке города, на левом берегу Москвы-реки. Главный вход в монастырь - с Крестьянской площади...
Крест, крестьянин... А корень у этих слов - один. Да, русский человек, живущий вдали от суетного города, окрестил себя крестьянином. Крестьянин - значит, несущий свой крест. Найдите еще такой народ в мире, который называл бы себя в честь Креста Господня! В служении Богу, в несении креста - тяжкого и спасительного - видел русский народ смысл жизни.
>>
Восставший из небытия
Рассказ о Высоко-Петровском монастыре Даже самому искушенному мечтателю в конце ХХ века и в радужных снах не могло присниться, что почти до основания разрушенный монастырь, расположенный на пересечении улицы Петровки с бульварным кольцом, вскоре восстанет из руин и начнет собирать прихожан на молитву. Но это совершилось! Словно Лазарь четверодневный, встает из гроба Высоко-Петровский монастырь. По молитвам Церкви и благочестивой паствы оживает монастырь, выходя на служение, пеленами погребальными обвитый...
Воистину, никакая сила адова не способна поколебать устроения Божьего! Все творится в мире по слову Христову...
>>
Хозяин Москвы
Рассказ о Свято-Данилове монастыре Возле реки-Москвы, на юге столицы, золотыми луковками куполов сверкают на солнце храмы Свято-Данилова монастыря. Глядя на белоснежные монастырские соборы и крепостные стены с башнями, увенчанные остроконечными железными шапками, скажешь ли, что эта обитель самая древняя в Москве? А ведь так оно и есть.
За воротами мужского монастыря время замирает. Все глуше перезваниваются трамваи и шелестят шинами вечно спешащие автомобили. Суетливая московская жизнь разбивается о крепкие, не такие уж высокие, с узкими бойницами монастырские стены. Как бы ни менялся мир вокруг - в старинных намоленных храмах по-прежнему мерцают неугасимые лампады пред ликами святых угодников Божьих, потрескивают свечи, вздрагивая золотистыми огненными лепестками, возносятся усердные монашеские молитвы о Богохранимой стране нашей Российской, властях и воинстве ее, о всякой душе христианской, в "милости и помощи Божьей нуждающейся".
>>
"Что бы со мной не случилось, я скажу: слава Богу!"
Из книги "Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский" На Никольском кладбище Александро-Невской лавры, почти на том самом месте, где стоял 1 июня 1922 года митрополит Вениамин, когда келейник известил его о прибытии чекистов, стоит теперь крест, на котором написано "Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский". Но это не могила. Это просто памятник митрополиту Вениамину. Где находится настоящая могила четырех новомучеников, никто не знает...
Нет на воле в Санкт-Петербурге и доступного для всех храма священномученика Вениамина. Только часовенка, спрятавшаяся в жилом доме невдалеке от Дома Евангелия, расположившегося в храме, который и должен был стать храмом в память новомучеников петроградских.
Зато на Никольском кладбище у креста-памятника почему-то всегда тепло. В разное время года, при разных ветрах и погодах бывал я здесь, но тепло было всегда...
Сюда, в это духовное тепло и идут православные люди, что бы, осенив себя крестным знамением, произнести: "Святый, священномучиниче Вениамине, митрополит Петроградский, моли Бога о нас!" >>
Пасха Красная
- Сотрудник службы безопасности республики Израиль, - представился мне молодой человек невысокого роста в черном костюмчике. И даже назвал свои имя и фамилию. Впрочем, я их тут же и забыл, - то ли от растерянности, то ли оттого, что нутром почувствовал: вряд ли имя и фамилия настоящие.
Растеряться было от чего. Еще в автобусе, когда нашу паломническую группу везли от Свято-Данилова монастыря в Шереметьево-2, кто-то предупредил, что перед вылетом обязательно будет очень придирчивое дознание о цели нашей поездки. Но уж совсем я не мог предположить, что дознание это обернется подлинным допросом, да еще таким откровенно-нахальным. Ну, ладно, у них там война - война танков и самолетов против рогаток и самодельных взрывных устройств. Но там бы и допрашивали, там бы и устраивали свой шмон. А почему здесь? Мы ведь еще на русской земле, или эта площадка, отгороженная от всех других пространств аэропорта, уже продана и является территорией Израиля?..
Нас тут от Союза писателей России пятеро. Что и говорить, никогда еще за всю почти тысячелетнюю историю русских хождений во Святую Землю такого не бывало: сразу пять представителей пишущей братии собрались вместе в путь с намерением по возвращении домой уместить свои впечатления под одной книжной обложкой. Наверняка ведь, эти наши впечатления будут во многом совпадать и, значит, делать предполагаемую книгу в чем-то вязко-монотонной. И все же лучше так, чем заранее распределять между собой предполагаемые темы и события: ты, к примеру, напишешь об Иерусалиме, а ты - о Галилее, а ты - о поездке на гору Синай и так далее. Нет, решили мы: писать будем, не сговариваясь и ни в чем не ограничивая друг друга. Даже схожие описания одного и того же обязательно будут в чем-то различаться.
>>
Дар аль-Кибт (Дом коптов)
Во время поездки по Египту в марте 2004 года я снял трехчасовой видеофильм. Ко мне зашел сосед. Я стал рассказывать о поездке, а потом поставил ему сие произведение любительского кинематографа. Сначала, конечно, были пирамиды и сфинкс, потом пошли кадры, снятые в христианских храмах Египта. Поскольку поездка была паломническая и в основном проходила по местам, связанным с бегством Святого Семейства в Египет, с коптскими и греческими церквями и монастырями, то и кадры, снятые в храмах и монастырях, в моём фильме значительно преобладают.
- А это где? - зевнув, спросил мой сосед.
- Это всё ещё в Каире.
- Нет, вот это.
- Я и говорю, что в Каире.
- В Египте?
- Ну да!
Сосед долго не мог поверить. В его представлении Египет сплошь состоял из пирамид и сфинксов, да арабских зданий и мечетей. Ну, ещё, конечно, Шарм аш-Шейх. А монастыри и храмы, это, извините, не из той оперы.
- Ну, а кто, по-твоему, копты? - спросил я.
- Копты?.. - промолвил он и основательно задумался. >>
Перенесение перста св. Иоанна Крестителя из Византии на Русь в контексте византийской политики Владимира Мономаха
Проложное Сказание о перенесении на Русь перста св. Иоанна Крестителя "от десныа его руки" было опубликовано в 1907 г. Н. К. Никольским по списку XVI в. (1) Несмотря на то, что этот памятник содержит уникальные сведения о важном церковно-политическом событии - перенесении из Константинополя в Киев в конце XI или начале XII в. чтимой христианской святыни - перста св. Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи), а также о почитании святого в Древней Руси, он до сих пор остается практически не изученным. А между тем это небольшое по объему произведение занимает важное место в ряду других памятников, обосновывающих особое место Руси среди христианских народов через небесное покровительство того или иного почитаемого святого. >>

1301 - 1310 из 1401
Начало | Пред. | 129 130 131 132 133 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру