Московская Русь

"Братия, стойте в свободе, и не поддавайтесь опять игу рабства..."
Проблема свободы человека в творчестве преподобного Максима Грека и царя Ивана Васильевича Грозного Слова из апостольских посланий, вынесенные в заголовок, почти однозначно говорят о внутренней свободе человека, о той свободе от греха, к которой призвал Христос. «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34). «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31). Однако есть и другая свобода, свобода внешняя, заключающаяся в том, чтобы на указанном Христом узком и тесном пути непрестанно выбирать то, к чему зовет сердце, к чему имеешь призвание, то, что делает тебя взрослее и ответственнее. >>
Загадка мурзы Салахмира
В 2004 году на территории Солотчинского Покровского женского монастыря (пос. Солотча, г. Рязань) во время рытья траншеи под водопровод землекопы обнаружили массивную каменную плиту. На ней были выбиты ровными рядами буквы древнего текста. Текст не был загрязнён и хорошо читался. >>
Духовно-политическая концепция царя Ивана IV Грозного
Московский государь Иван IV Васильевич (1530–1584), прозванный Грозным, несомненно, является одной из самых заметных фигур в отечественной истории вообще, и в истории отечественной духовно-политической мысли, в частности. Как политический деятель и как религиозно-политический мыслитель Иван Грозный предстает перед нами более чем противоречивой личностью. Мотивы его многих поступков нам до конца не понятны до сих пор, а жизнь и деятельность русского государя постоянно вызывают различные, зачастую диаметрально противоположные оценки. >>
Внешняя политика Речи Посполитой во второй половине XVII века
Первая половина XVII века ознаменовалось одной из самых крупных войн в истории Европы Нового времени. Тридцатилетняя война привела не только к разрухе в той части континента, где шли боевые действия, экономическому упадку многих земель и убыли населения. Она также стала рубежом, с которого начался новый этап в истории международных отношений Европы. Речь Посполитая, занимавшая значительное место на политической карте Европы, не осталась в стороне от качественных изменений в структуре международных отношений на континенте. >>
"Яко цари прияша власть от Господа Бога"
Образ идеального правителя в сочинениях русских мыслителей XVI века Какой политический идеал в максимальной степени соответствует задаче достижения блага человека в мире, в его трудных земных странствованиях? Этим вопросом задавалось множество отечественных мыслителей, книжников, простых людей, стремящихся к счастью, миру, правде и справедливости. И несмотря на то что жизнь зачастую была далека от идеала, «правдоискательство» не угасало. В этом отношении в средневековой Руси мы видим цветущее многообразие мнений, позиций, вдохновенных построений относительно того, каким должен быть народ, правитель, государство и общество в целом для того, чтобы жизнь человека имела мирное, благое устроение. >>
"Посожский конфликт"
Борьба украинской политической элиты за свои интересы в отношениях с Россией и Польшей Андрусовское перемирие 1667 г., завершившее многолетнюю русско-польскую войну, тем не менее, не разрешило окончательно территориальные противоречия между Россией и Речью Посполитой и не принесло удовлетворения ни одной из сторон. И в Варшаве, и в Москве первоначально его воспринимали как временную передышку, необходимую для продолжения борьбы в будущем. Однако в данном конфликте была и еще одна сторона, интересы которой либо не учитывали, либо считали второстепенными. Это украинская казацкая старшина, а шире — все украинское казачество. >>
Развитие русской дипломатической службы в 80-х годах XVII века
Начиная с Ивана III, Россия играла более или менее заметную роль в международных отношениях Западной и особенно Восточной Европы. И хотя периоды интенсивных дипломатических контактов с европейскими государствами и конфликтов с соседями сменялись периодами относительной изоляции, тем не менее, роль Русского государства на международной арене постоянно возрастала на протяжении XVI–XVII вв. Этому положению дел соответствовал и постепенный рост информированности русского правительства об основных событиях на Европейском континенте. >>
Взаимоотношения православных магнатов и Православной Церкви в Великом княжестве Литовском (на примере рода Огинских)
Брестская уния 1596 г. явилась важным этапом в истории религиозной жизни Речи Посполитой. В том числе, уния послужила мощным толчком к развитию боровшихся с ней церковных православных братств и группировавшихся вокруг них монастырей, которые пользовались на первых порах широкой поддержкой православных магнатов. >>
Из истории русской эсхатологии XV века
Русская эсхатология XV в. - учение о конечных судьбах мира, со вpемен Н.М. Каpамзина пpивлекавшее внимание исследователей, ныне, на смене двух веков и тысячелетий, особо популярна. К малоизвестным источникам по эсхатологическим взглядам той эпохи принадлежат два поучения преп. Паисия Галичского, сохранившиеся в его Житии. >>
Варяги в переписке царя Ивана Грозного со шведским королем Юханом III
В науке имеются темы, накопление историографии по которым все же не перерастает в качество, не сказывается положительно на их разрешении. Такова, например, судьба слов, произнесенных царем Иваном Грозным в ответ на какую-то реплику шведского короля Юхана III: "...В прежних хрониках и летописцех писано, что с великим государем самодержцем Георгием-Ярославом на многих битвах бывали варяги, а варяги - немцы, и коли его слушали, ино то его были, да толко мы то известили, а нам то не надобе". >>

21 - 30 из 77
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру