Опыт типологии течений в русском консерватизме первой четверти XIX века

Были в русском масонстве того времени и носители националистических умонастроений. К таковым принадлежал Д.П. Рунич. Ему было свойственно осуждение Петра I за отказ он народных традиций и привычек, разрушение русской национальности. Тем не менее, "изуродованная" Россия, с точки зрения Д.П. Рунича, сохранившая свою самобытность, должна была преобразовать Европу, разложившуюся под воздействием рационалистической философии и вольнодумства, спасти и возродить человечество, так как русский национальный дух отличается от всех других народов1.
Вместе с тем, нуждается в серьезном переосмыслении мистико-космополитический направление общественной мысли протестантского толка, связанные с именами Александра I (на определенном этапе), А.Н. Голицына, и которое ассоциируется с деятельностью Библейского общества, Священного союза, министерства духовных дел и народного просвещения, попыткой реализации социальной утопии "евангельского" или "общехристианского государства" (термин Е.А. Вишленковой2). Будучи официальной идеологией, имевшей поначалу либеральную окраску (для нее было характерно провозглашение равенства людей перед Богом, идея веротерпимости, уравнения конфессий, отказ от государственного статуса православной религии, филантропия и пр.), это направление со временем, под влиянием политических обстоятельств (событий 1819-21 гг., когда по Западу прокатилась революционная волна), "мутировало" в антилиберальное и антиреволюционное течение. Христианская, стабилизирующе-консервативная составляющая этой идеологии вышла на первый план, что привело к резкому ужесточению цензуры, жестким попыткам внедрить принципы конфессионального образования в светских учебных заведениях, гонениям на либерально настроенную профессуру, ограничению университетской автономии, одобрению запрета масонских лож и т.д. Впрочем, нетерпимое отношение к "православной оппозиции"3 и иезуитам-традиционалистам было продемонстрировано представителями этого направления и до начала "революционной волны".
Но и либеральный и консервативный варианты данного направления объективно имели антиправославную направленность, что вызвало сильнейшее сопротивление со стороны "православной оппозиции". Самодержавная власть в рамках этого направления рассматривалась не как порождение национальной истории, а как политическое орудие для воплощения в жизнь утопии надконфессиональной власти, призванной защитить Европу от распространения подрывных учений и революционных потрясений. Разумеется, этот вариант консервативной идеологии не мог иметь в принципе русской национальной окраски. Это был государственный космополитизм4, на определенном этапе обретший достаточно ярко выраженный консервативный акцент. Именно вышеотмеченная "нетрадиционность" этого направления предопределила его быстрый политический крах и переход, уже в следующее царствование, к иной идеологии5.
Помимо этих основных течений, которые явно доминировали, можно выделить "католический" консерватизм (характерный для политической группировки, формировавшейся под влиянием проповеди иезуитов-традиционалистов и, в особенности, деятельности Жозефа де Местра)6. У него имелись общие черты с русским церковным православным консерватизмом - неприятие просветительской идеологии, экуменизма, "библейской" политики, критика учебных заведений по протестантскому образцу, требование введения конфессионального образования в противовес светскому, борьба с масонством и либерализмом. Однако, были и существенные отличия, которые исключали даже тактический союз с церковными или православно-монархическими консерваторами. Консерваторам католического толка было свойственно монархическое охранительство, однако, самодержавная власть в России трактовалась ими либо как "варварская", либо как "единственный европеец" в варварской стране (в данном случае, позитивная оценка относилась к личности Александра I). Следует подчеркнуть и резко отрицательное отношение к православию представителей этого течения, публично, впрочем, тщательно вуалируемое. Католические консерваторы исходили из необходимости обратить Россию в католичество, разумеется, с одновременным признанием власти папы Римского. Сама Россия ("нецивилизованная страна"), как и русский народ рассматривались большей частью как "пушечное" мясо, которое надлежало использовать в интересах папы и европейских католиков-роялистов. В более поздний, нежели в рассматриваемый период, в наиболее концентрированной форме подобные умонастроения нашли отражения в "Философическом письме" П.Я. Чаадаева.
В данном случае, мы затронули основные течения в русском консерватизме первой четверти XIX века. Их взаимодействие и борьба определили идейную атмосферу того времени, дальнейшую эволюцию русского консерватизма. Разумеется, выделение этих течений условно, консервативная идеология и практика были достоянием отдельных лиц и кружков, были по-преимуществу дисперсны, неотчетливы и аморфны, иногда были трудноотличимы от других направлений общественной мысли, что было естественно на этапе становления нового идейного направления в условиях авторитарного государства7. Тем не менее, опыт предлагаемой типологии представляется полезным для историков русской консервативной мысли.


1 Рунич Д. П. Россия от 1633 до 1854 г. Вазгляд на новый и старый ее быт (из бумаг Д.П. Рунича) с предисловием А. Титова. Ярославль, 1909.
2 Вишленкова Е.А. Указ. соч. С. 97-134.
3 См. Кондаков Ю.Е. Указ. соч.
4 Марголис Ю.Д., Жуковская Т.Н. Традиции Павла I в истории русской государственности// Император Павел I и Орден Св. Иоанна Иерусалимского в России. СПб., 1995. С.27-40.
5 К мистико-космополитическому направлению на определенном этапе примыкали и фигуры, чьи взгляды можно охарактеризовать как православно-самодержавные. Например, А.С. Стурдза, один из редакторов Акта Священного Союза, утверждал, что православие может сочетаться с экуменической идеей Священного Союза, в силу необходимости объединить силы всех христиан для борьбы "неверием рационализма". При этом он стремился к тому, чтобы идеология "Священного Союза" учитывала национальные русские особенности, в частности, специфику православной религии.
6 Особенно подробно идеологические представления этого направления раскрываюстя в: Местр, Жозеф Мари де. Петербургские письма// Звезда. 1994. № 10-12.

7 К примеру, о причудливом сочетании радикальных и консервативных идей в мировоззрении декабристов см. работу В.С. Парсамова. Декабристы и французский либерализм. М., 2001.


Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру