"Напевка". Репертуар
Традиции старообрядческого церковного пения
Сразу же возник вопрос, на каком материале делать обобщения, возможно ли выявить весь репертуар "напевки" в процессе экспедиционной работы? Опыт показал, что за каждую поездку набирается определенное число образцов, поющихся "напевкой", как правило, их называют сами исполнители. Кроме того, в разных общинах репертуар может варьироваться, полностью же его выявить в полевой работе невозможно. Для начала пришлось ограничиться исследованием одной общины - Рогожской. >>
"Напевка". Историография вопроса
Традиции старообрядческого церковного пения
В современной певческой практике старообрядцев есть большой пласт устного пения. Его выделяют сами носители культуры, называя "напевкой", "пением по напевке", "роспевом напевкой", "по погласке", "пением на память". Приведенные названия свидетельствуют о том, что наряду с пением по крюковым книгам - по письменной версии, существует и устная традиция пения, сложившаяся в общине. >>
Традиции старообрядческого церковного пения. Формы реализации богослужебного репертуара
Весь годовой репертуар в старообрядческих храмах воспроизводится различным образом. Основное число стихир поется на глас (то есть на самогласен, подобен, согласно указанию в Минеях и Уставе). В тех общинах, где крюковая грамотность низкая и хористы не могут петь стихиры на подобен, все поется только на глас. В каждом месте, особенно там, где много грамотных певцов, существует традиция исполнения определенных стихир в праздники по крюкам. >>
Традиции старообрядческого церковного пения. Средства музыкальной выразительности
На протяжении всей моей работы в старообрядческих общинах я не раз задавался вопросом, почему в разных храмах разнится продолжительность богослужений, одних и тех же песнопений? Время, скорость движения в музыке, как известно, определяется темпом. На собственном опыте я убедился в том, что у старообрядцев из всех средств музыкальной выразительности именно темп выполняет одну из самых важных, определяющих функций. >>
Традиции старообрядческого церковного пения. Методика обучения крюкам и пению
В ходе обследования общин выяснилось, что существует два типа обучения пению по крюкам. К первому относится систематическое изучение крюков в специальной школе по определенной программе с проверкой знаний и т. д. Другой тип, наиболее распространенный, представляет собой индивидуальное обучение на дому у знатоков пения. >>
Традиции старообрядческого церковного пения. Владение знаменной нотацией
При изучении певческих традиций общины во время экспедиционной работы непременным условием является описание состава хора по разным параметрам: по знанию певцами крюков, опыту пения в хоре, по происхождению певцов (в данном ли месте они родились и воспитывались или приехали из других приходов) и т. д. Знание крюков, профессиональное владение знаменной нотацией — важная характеристика хора и традиций пения общины. >>
Традиции старообрядческого церковного пения. Унисон
В храмах Поволжья, Москвы, Новосибирска, Клинцов, Гомеля в пении доминирует унисон, или монодия. Особенно чисто поют в Костроме, Нижнем Новгороде, Казани. Чистая монодия звучала в Кисловодской общине, так как в 1980-е годы там руководили пением новосибирские певцы. >>
371 - 380 из 597
Начало
|
Пред.
|
36
37
38
39
40
|
След. |
Конец
|