Картина мира эпохи Возрождения. Высокое Возрождение в Италии

Сандро Боттичелли. «Весна». 1478 г. Картина повествует о трагической любви Джулиано Медичи и Симонетты Виспуччи, образы которых ассоциируются с изображениями Меркурия слева и нимфы, похищаемой Зефиром (смертью), справа. Венера и три грации символизируют земную любовь и три степени душевной склонности влюбленных. Изображения райского сада и Весны, облаченной в орнаментированный хитон, напоминают готические вердюрные(1) мотивы, в то время как другие персонажи пронизаны атмосферой античной пластики.


Термин «Ренессанс», применяемый к изобразительному искусству XV–XVI вв., несет в себе идею возрождения, прежде всего античного наследия. В этом значении данное слово употребляется по отношению к искусству Византии («македонское возрождение»), раннего средневековья в Европе («каролингское возрождение») и т.д.

Итальянский Ренессанс изначально формировался из трех основных составляющих: традиций античности и средневековья в сочетании с исследованием природы. При этом в понятие «античность» входил широкий спектр культурных явлений, включающий не только собственно античные памятники, но раннехристианское и романское искусство, византийские традиции. Наследие европейской готики, тесно связанное в Италии с перечисленными стилистическими направлениями, органично вплетается в уникальный ренессансный синтез, возникший в процессе становления искусства Возрождения.

При этом подлинный синтез между античным и средневековым христианским искусством в контексте натурного видения достигается не сразу. В эпоху раннего Возрождения античное, воспринятое как эталон, находило подражателей, высшей похвалой для которых было уподобление античным ваятелям. Например, о Лоренцо Гиберти – авторе рельефов флорентийского баптистерия – говорили, что своим мастерством «он превзошел Поликлета».

Высокое Возрождение раскрывает несколько путей к достижению ренессансного синтеза. Одним из этих путей является отказ от опыта античности в пользу изучения натуры и подчинение этого исследования задачам христианского искусства, не чуждого традиционных канонов (Леонардо да Винчи). Другой путь связан с творчеством Рафаэля Санти, который достигает гармоничного соединения античной иконографии и пластического мышления с натурным рисованием в рамках христианского канонического изображения.

Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте.

Творчество Сандро Боттичелли отличается переходным характером, так как знаменует переход от Раннего к Высокому Возрождению. В его работах еще нельзя почувствовать того художественного синтеза, который отличает живопись Рафаэля. Однако отношение к античному наследию у Боттичелли иное, нежели чем у художников начала XV века: Боттичелли не столько подражает античному искусству, сколько создает на его основе особую «светскую мифологию» (Арган Дж.), позволяющую говорить о современности на языке античной аллегории.

Плоскостной и декоративный стиль Боттичелли «балансирует» между линеарным орнаментализмом поздней готики и музыкальной пластикой римского рельефа. Персонажи античной мифологии и литературы иносказательно представляют современников художника, близких аристократическому придворному кругу Лоренцо Медичи, иногда затрагивая сферу христианского религиозного символизма.

Поэма Данте Алигьери «Божественная комедия».

Поэма Данте, повествующая о путешествии по аду и Раю, представляет собой, как и творчество Боттичелли, противоречивое сочетание античной (в частности, платонической) литературно-философской традиции и средневекового образного мышления.

Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере «неподвижных звезд». Вместе с тем, средневековый принцип духовной иерархии не только предполагает дополнение античного космоса девятым небом с «неподвижным двигателем» и Эмпиреем, но также принцип объединения макро- и микро-космоса. Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру). Идея загробного путешествия является данью средневековой книжной традиции, которая получила широкое распространение как в Западной Европе, так и в восточно-христианском мире («Плавание Брана сына Фебала», «Видение Макария Египетского», «Хождение отца Агапия в Рай» и др.).

Графика Боттичелли.

Боттичелли обращается к «Божественной комедии» как иллюстратор в 1492–97 гг. и предлагает два основных принципа изображения. Один из них включает средневековые художественные тенденции, другой – античные.

Средневековые традиции проявляются, прежде всего в пространственной концепции миниатюр. Традиционное изображение загробного мира в средневековом искусстве может быть сведено к формуле «концентричность-секторность-ярусность». Боттичелли часто прибегает к этому принципу.

Другим важным средневековым элементом изобразительного языка Боттичелли является традиционная для искусства интернациональной готики образность: это каноническое изображение Рая в виде сада с молодыми деревцами, элементы готической фантастики и др.

Античные элементы в иллюстрациях Сандро Боттичелли продиктованы текстом Данте. Например, когда Данте пишет о «Колодце гигантов» («Ад», Песнь XXXI), он объединяет мифологические и библейские образы, помещая в одном круге ада гигантов, восставших на богов, и царя Нимврода – строителя Вавилонской башни.

Новаторский подход художника проявляется в композициях, созданных вне существующих традиций. Так, в одной из иллюстраций, посвященной Раю, мастер изображает две парящие фигуры в абстрактном диагональном пространстве. Неустойчивость композиционного решения, сочетание стилизованных орнаментальных мотивов и конкретики придает изображению оригинальность. Интересно, что подобное совмещение абстракции и конкретики, фантастики и натурализма характерны и для литературного языка Данте, который легко переходит от сложной аллегории к реалистическому повествованию.

Стиль миниатюр Боттичелли может быть связан как с традициями средневековой книжной миниатюры, для которой в некоторых случаях была характерна линеарная трактовка (английская миниатюра раннего средневековья), так и с иллюстрациями научного трактата.

От миниатюры графические произведения Боттичелли отличает отсутствие связи с текстом. Средневековые кодексы, иллюминированные линией, как правило, представляют собой стройный и продуманный до мельчайших деталей ансамбль. Так, в Утрехтской Псалтири (820 г.) – прославленной рукописи Реймской школы – строгая архитектоника унциального письма контрастирует с каллиграфической «скорописью» миниатюр, которые, составляя с текстом единое целое, воспринимаются как его органическая часть.

От иллюстраций научного (или ремесленного) трактата работу Боттичелли отличает отсутствие в его графике функционального начала, так как важную роль в иллюстрациях к «Божественной комедии» играет самодостаточная эстетика рисунков. Вместе с тем, связывать миниатюры Сандро Боттичелли с традицией иллюминированных трактатов правомерно, так как текст Данте, напоминающий во многом богословский трактат, способствует созданию соответствующих рисунков.

Иллюстрации

Сандро Боттичелли. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте.

1492-1497 гг. «Ад». Песнь XXVII.

Мучения, дававших лукавые советы. Пространство, поделенное на секторы, напоминает средневековые изображения загробного мира.


«Сошествие во ад». Апокалипсис Беатуса. 975 г. Испания, Герона. Традиционны принципы средневекового космогонического изображения (концентричность, секторность, ярусность).


Сандро Боттичелли. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 1492-1497 гг. «Чистилище». Песнь XXVIII. Земной рай Эвноя.


«Великой жажде обойти дозором

Господень лес, тенистый и живой,

Где новый день смягчался перед взором,


Я медленно от кручи круговой

Пошел нагорьем, и земля дышала

Со всех сторон цветами и травой»


Сандро Боттичелли. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 14921497 гг. «Ад». Песнь XVII. Описание путешествия на змее-Гереоне.


«Он ясен был лицом и величав

Спокойством черт, приветливых и чистых.

Но остальной змеиный был состав.


Две лапы, волосатых и когтистых;

Спина его, и брюхо, и бока –

В узоре пятен и узлов цветистых».


Сандро Боттичелли. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 14921497 гг. «Ад». Песнь XXXI. Колодец гигантов.


Сандро Боттичелли. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 14921497 гг. Данте и Беатриче в Раю.


Данте так описывает свою возлюбленную:

«В венке олив, под белым покрывалом,

Предстала женщина, облачена

В зеленый плащ и платье огне-алом» («Рай». Песнь ХХХ).


Утрехтская Псалтирь. 820 г. Реймская школа. Иллюстрация к Пс. 26.

«Господь просвещение и Спаситель мой, кого убоюсь».


Ссылки:

1. Вердюрная композиция – это орнаментальная композиция, построенная на сочетании различных природных стилизованных мотивов. Изображения деревьев, цветов, мелких животных часто являются фоном произведений светской готической живописи в Италии. 

Литература:

Арган Дж. К. Поэтика Боттичелли // Боттичелли. Сб. материалов о творчестве. М., 1962. С. 37-49.

Дунаев Г.С. Сандро Боттичелли. М., 1977.

Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1992.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру