Устюжская икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ)

Благовещение Устюжское. Икона, ХII век. ГТГ

Предание

Почитание древней иконы Пресвятой Богородицы «Устюжское Благовещение» (XII в.), являющейся как великой святыней Православной Церкви, так и признанным шедевром мирового искусства, связано с житием устюжского юродивого Прокопия (+ 1285 г.), прославившегося своей сильной заступнической молитвой перед этим образом.

Святой Прокопий, иностранец по происхождению, до своего обращения ко Господу вел торговые дела с Новгородом. Пленившись учением Православной Церкви и особенно монашеским житием русских иноков, он роздал все свое имение бедным и жил некоторое время в знаменитой Хутынской обители под Новгородом. Однако вскоре ему пришлось оставить монастырь в этом городе, где его хорошо знали как богатого человека и по-мирски почитали. Прокопий удалился далеко на север, в город Великий Устюг, и там вступил на тяжелый путь юродства. Ночи он проводил в молитве на церковной паперти, а днем ходил по городу, терпя насмешки и брань.

В один воскресный день Прокопий пришел в церковь и громко произнес: «Покайтеся братия, во грехах ваших. Умилостивляйте Бога постом и молитвою. Иначе город погибнет, а с ним и вы». По окончании Литургии Прокопий сел на паперти, плача и рыдая. Так происходило и на следующий день. «Что с тобой, Прокопий?» - спрашивали его прохожие. «Бдите и молитесь, - отвечал блаженный, - да не внимете в напасть». На третий день святой обходил весь город со слезами и призывом к покаянию, но его слова по-прежнему оставляли без внимания. Народ не хотел вспомнить о Боге и о своих неправдах перед Ним и смеялся над проповедником.

Прошла неделя со дня первого зова святого Прокопия к жителям Великого Устюга. В этот день к полудню на небе появилось черное зловещее облако, которое росло все больше и больше по мере приближения к городу. Устюг накрыл как бы темный каменный свод. Наступила мрачная ночь, озаряемая лишь вспышками молний. Страшный гром перекатывался в высоте, сотрясая своими ударами стены зданий, так что не слышно было и голоса человеческого. Над городом носилось предчувствие гибели, неизбежной беды. В эти последние минуты устюжане вспомнили о Боге и бросились в храм Богоматери, где уже молился святой Прокопий перед чудотворным образом Благовещения Пресвятой Богородицы. Народ окружил святого и плакал вместе с ним, видя гибель, но еще веруя в милосердие Божие. И чудо совершилось: по иконе струей потекло миро - знамение совершившегося над городом милосердия Божией Матери. В этот момент небо просветлело, тучи стали отходить. В двадцати верстах от Устюга, в урочище Котовальском, они разразились градом раскаленных камней. Святое миро, истекшее от иконы, было так обильно, что им напомнили церковные сосуды, и помазывавшиеся им получали исцеления от различных болезней.

О дальнейшей судьбе чудотворного образа «Устюжское Благовещение» предание сохранило сведения, что икона была вывезена новгородцами из Устюга и помещена в Георгиевский собор Юрьева монастыря, а затем, в 1567 году, при царе Иване Васильевиче была привезена в Москву и поставлена в левой стороне иконостаса Успенского собора Московского Кремля. В настоящее время образ хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Празднование чудотворной иконе «Устюжское Благовещение» совершается 8/ 21 июля, в день памяти святого Прокопия.

Иконография

Устюжская икона Благовещения представляет собой один из наиболее лаконичных и глубоких вариантов из всех существующих иконографических типов изображения этого праздника, совершенно лишенный всяких т.н. «исторических» подробностей. В ней нет ни архитектурных мотивов, призванных напомнить о месте совершения таинства - Иерусалимском храме, ни книги пророчеств Исаии в руках Богоматери, которую Она читала, по преданию, в момент явления Архангела, нет в ней и моточка с пряжей, из которой Божия Матерь должна была соткать на престол облачение красного цвета в таинственное прообразование Воплощения Христова.

Композиция иконы составлена из трех фигур - Божией Матери, Архангела и Господа Саваофа в сегменте неба в верхней части образа. Есть в иконе и четвертая фигура - Младенца Христа, написанного тем же багряным цветом, что и мафорий Божией Матери. Таким приемом иконописец хотел подчеркнуть, что в этот момент произошло зачатие Бога Слова, что Господь уже сошел на землю, но пребывает еще в пречистом чреве Пресвятой Богородицы.

Фигура Архангела Гавриила написана в традиционной позе приветствия, когда одно его крыло несколько приподнято. В первоначальном варианте правая нога Архангела была отведена в сторону, что еще больше сообщало образу ощущение тихого и благоговейного движения. Чудесно показан сам момент таинства Вочеловечения Христова - паузой между фигурами Девы Марии и Архангела. Это пустое пространство с благословляющей кистью является смысловым центром композиции. Если вспомнить о ближайшей иконографической аналогии иконе - створках царских врат, на которых в древности изображалось Благовещение в виде стоящих Богородицы и Архангела, то открывается и другой духовный смысл того пространства, которое осталось свободным между двумя фигурами. Оно символизирует вход в Царство Небесное, ту новую жизнь во Христе, которую получил род человеческий с того момента, когда Пречистая Преблагословенная Дева Мария по Своему смирению стала Материю Божией.

Событие Благовещения на устюжской иконе запечатлено именно как поворотный момент в истории человеческого спасения, когда «в Матери Божией сосредоточилось все участие человеческой воли в деле Божия домостроительства, в самом Божественном замысле спасения мира» (Инок Григорий (Круг) Благовещение Пресвятой Богородицы // Православная икона. Канон и стиль - М.: «Паломник», 1998, с. 410). «Вся судьба человеческого рода, - пишет инок Григорий Круг, - заключалась в том, какой ответ даст Приснодева Мария Архистратигу Гавриилу, посланному благовестить и узнать решение Матери Божией. И во всех иконах Благовещения запечатлена эта беседа Архангела Гавриила и Матери Божией» (Там же, с. 410).

Списки с иконы

Наибольшее количество списков с устюжского образа Благовещения Пресвятой Богородицы известно с того времени, когда эта святыня приобрела всероссийское значение, то есть с середины XVI в. Чтимые списки с «Устюжского Благовещения» уже во второй половине этого столетия поставили в местном ряду иконостасов Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля. Многочисленные копии иконы появились в храмах Ростова, Ярославля, Костромы, Вологды, Устюга. Особо широкое распространение «Устюжское Благовещение» получило в искусстве поволжских иконников, а также мастеров, работавших для купцов Строгановых в Сольвычегодске. Во второй половине XVI в. икону «Благовещение Устюжское» в клеймах акафиста поставили в ц. Благовещения на Городище в Новгороде.

В 1747 г. иконописец Федор Иконников сделал точную копию чудотворной иконы из Успенского собора Московского Кремля, и отправил ее в Устюг, где она была торжественно встречена настоятелем устюжского Успенского собора и причтом.

Существует также чтимое изображение, являющееся изводом святого образа. Это сцена моления Прокопия иконе «Благовещение Устюжское», написанная на северной стене Прокопьевского собора в Устюге и помещенная в специальном киоте (роспись XVIII в.).

Тропарь

Днесь спасения нашего главизна, / еже от века таинства явление; / Сын Божий Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует. / Темже и мы с ним Богородице возопиим: // радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, / но яко имущая державу непобедимую, / от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: // радуйся Невесто Неневестная.

Величание

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Молитва

О Пресвятая Богоизбранная Дево, Святаго Утешителя Духа Всенепорочная Невесто, Пребожественнаго же Отца небесного Дщерь Превожделенная, посреде терния мира сего Тем обретенная, яко крин пресветлый добротою девства блистающийся, да Сыну Божию Чистая Матерь неискусобрачная будеши! Что убо воздадим Тебе в пресветлый день сей Благовещения, воньже Архангела Гавриила красотою безмернаго девства Своего удивила еси и от того неизреченное обрадование восприяла еси! Что принесем Тебе за вся утешения Твоя, имиже возвеселила еси в день сей весь мир видимый и невидимый, наипаче же падший древле род человечь? Днесь спасения нашего начало и еже от века таинства явление: ныне убо Слово Божие тихо сниде с небес, яко капля каплющая на землю, и вселися в Твою Богоблагодатную девственную утробу и бысть Плоть спасения нашего ради. Сего ради днесь Ангели ликуют на небесех и вся тварь веселится и радуется, празднующе начало освобождения своего от работы нетления в свободу славы чад Божиих. Ныне радуется женское естество, Евы ради падшее, та бо повинувшися змию печаль роди женам и неодержанно введе смерть. Ты же, Дево, разрешила еси от горькия работы весь род человечь и свободою Христовою естество женское почтила еси, зане девством чистым паки истинную жизнь ввела еси, и сего ради жены, девство держаще, врага яве побеждати начинают. Ныне Адам ликует, видев, яко в пресветлый день сей исполнися на Тебе первое райское благовестие, яко семя Жены сотрет главу змия. С нимже ликовствует ныне весь род человечь, понеже тобою, Пречистая, упразднися днесь древнее отвращение Божие к человеком, Бога бо паки привела еси к нам. Сего ради зрим Тя ныне, якоже древле Иаков, яко Лествицу высокую, Еюже сниде Бог на землю и яко Мост пречуден, имже сущих от земли паки возводиши на небо. Что воздадим Тебе, Царице неба и земли, за вся сия имиже радость несказанную подала еси падшим и заблуждшим людем Твоим? Вся наши жертвы и приношения ничтоже суть пред величеством благодеяний Твоих. Единое точию угодна Тебе: «сердце сокрушенно и смиренно», егоже и Сын Твой и Господь наш »не уничижит». Сего ради молим Тя: исполни нас от превосходящия высоты смирения Своего елика вместити возможем, да принесем Ти во всесвятый день Благовещения Твоего Твоя от Твоих, во еже во всяцем деле блазе не мыслити высокая, но выну в смирении духа пребывати, да сею первейшею добродетелию украшени, возопием Тебе: Радуйся, Благодатная, Радуйся Обрадованная, Радуйся Преблагословенная, Господь с Тобою и Тобою с нами во веки веков. Аминь.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру