Иконография Богоматери «Отрада и Утешение» из Воскресенского Новодевичьего монастыря

Большой предалтарный образ "Ватопедской" Богоматери находится во вновь открытом Афонском храме Новодевичьего монастыря. Икона написана афонскими мастерами в недавнем времени. Она является списком со знаменитого чудотворного образа Ватопедского монастыря.1

Икона "Отрада и Утешения" представляет поясное изображение Богоматери. На Ее левой руке, как на престоле восседает Богомладенец – Великий Архиерей. Фигура Христа - величественна и монументальна. В левой руке Он держит свиток, а правая – воздета, но остановлена десницей Богоматери. Лик Марии склонился к воздетой руке Божественного Сына, Она как бы припадает к ней устами.

"Ватопедская" икона принадлежит к наиболее распространенному в Византии типу - "Одигитрия", который восходит к древнему Константинопольскому образу, почитавшемуся в монастыре Одегон.2 Само название "Одигитрия" (греч. – путеводительница) связывают как с чудесами прозрения слепых у образа, так и с происхождением иконы из монастыря Одегон. Перевод можно объяснить догматическим содержанием образа, выраженным жестом руки Марии, указывающий на Христа как истинный путь спасения, чему соответствуют слова русской службы: "радуйся Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному".

Иконы Богоматери "Одигитрии" служили прообразом грядущих страданий Христа, поскольку Он представляется на них в виде Спаса Эммануила – емкого символа воплощения и искупительной жертвы Господа.

Вероятно, первоначально Богоматерь на "Ватопедской" иконе была изображена именно в традиционном типе "Одигитрии", до того момента, когда в 807 году при на падении на Ватопедский монастырь разбойников произошло чудо от иконы, о котором повествует сказание.3 Игумен монастыря во время прочтения утреннего правила услышал от иконы Богоматери голос: "Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на монастырские стены и разгоните разбойников". Настоятель в ужасе заметил, что лики Богоматери и Христа ожили. Младенец сказал: "Нет, Мати моя, пусть они будут наказаны." Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына, склонила лик от Него направо и повторила свои слова. Игумен собрал братию и рассказал о случившемся. Тогда все с изумлением заметили, что лики Богоматери и Христа изменили свое положение на иконе.4 С той поры "Ватопедская" икона получила название "Отрада" или "Утешение" и положение ликов осталось в том виде, каким оно стало после чудесного знамения. Отметим, что образ из Новодевичьего монастыря имеет оба названия в надписи иконы.

Как видим, иконографические особенности "Ватопедского" образа, а именно, положение рук и ликов Богоматери и Христа, отображают историю чуда, произошедшего от иконы. Вместе с тем, подобная иконография представляет Христа, как грозного Судию, "сменяющего праведный гнев на милость", благодаря молитвенному заступничеству Богоматери. Подтверждением тому являются строки акафиста "Ватопедской" Богоматери: "Радуйся, своим предстательством праведный гнев Божий утоляющая; Радуйся, на милость Его к нам приклоняющая" (4 икос акафиста).5

Неслучайно, сдерживающая рука Богоматери выглядит монументально и весомо, тогда как десница Божественного Сына – маленькой и кроткой, не содержащей грозного жеста.

Как кажется, знаменательно и символично появление "Ватопедского" образа в наше тревожное время в России, в возрождающемся Новодевичьем монастыре. Подчеркнуто эсхатолическое содержание "Ватопедской" иконы – свидетельство тому. Она одновременно есть и образ  надежды и того истинного утешения, которыми не оставляет нас Богоматерь.

Отметим в заключении, что нимбы Марии и Христа имеют украшения, которые, с одной стороны, возможно, передает оклад того образца, с которого писалась икона, с другой – напоминает о райской символике.

Ссылки:

1. Чудотворные иконы Божией Матери на Афоне. /Сост. О.В.Орлова – М.,1997- С.53.
2. Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII века.// Чудотворные иконы Византии и Древней Руси. М., 1996 – С.443. 
3. Чудотворные иконы Божией Матери на Афоне. – С.53-55; Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. – Киев.1994. –ЧастьI – С.122-125; "О Тебе радуется". Чудотворные иконы Божией Матери./Сост. Н. Дмитриева – М., 2004. – С.263.
4.  Там же.
5.  Акафист Пресвятой Богородицы в честь иконы Ея, именуемой "Отрада" или "Утешение". – М.,2006 – С.9


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру