Функции иконы

Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни

Некоторые итоги. Итак, мы различаем двадцать одну функцию иконы. Конечно, можно было бы выделить не 21, а меньшее количество функций. Можно было бы объединить догматическую, вероучительную и свидетельскую, эмоциональную и эстетическую, храмовую, богослужебную и проповедническую, историческую и военную, эмоциональную, молитвенную и чудотворную функции и т.д. Или можно было бы сгруппировать их по какому-либо принципу, например, государственная, церковная, общественная, личная жизнь. Тогда, возможно, работа выглядела бы более компактной. Но с другой стороны, нельзя не заметить, что мы не исчерпали тему, поскольку можно было бы выделить еще несколько менее значимых функций, например, этнографическую. Можно было бы изучить функцию иконы в народных языческих обычаях.33 Наконец, оговоримся, что некоторые функции, возможно, названы не совсем удачно, и их можно было бы назвать по-другому. Мы лишь надеемся, что недостатки работы хотя бы в некоторой мере окупаются тем, что настоящая брошюра открывает новую, вынесенную в заглавие тему.

Не вызывает сомнений, что все функции иконы тесно связаны между собой; они не просто взаимодействуют, но взаимообуславливают друг друга. Например, тесно переплетены между собой догматическая, вероучительная, богословская, свидетельская и проповедническая; храмовая и богослужебная; напоминательная, посредническая и родовая; молитвенная и чудотворная, историческая и военная, священно-эмоциональная, проповедническая и эстетическая функции иконы. И все же нельзя не заметить, что в разные исторические эпохи, в разных областях жизни, в разные периоды развития искусства соотношение и характер взаимодействия различных функций иконы менялось. Одни функции уходили в тень, другие активизировались, третьи как бы предавались забвению; со временем же некоторые функции "менялись местами". В этом смысле закат русского иконописания в XVII веке можно трактовать как принижение одних (исключительно важных) функций иконы и культивирование интереса (в среде как иконописцев, так и народа) к другим – менее значимым, периферийным. Просмотрим их еще раз в том же порядке.

Догматическая (второй аспект). Характерно, что в эпоху заката русской иконописи наблюдается процесс, если можно так выразиться, "раздогматизации" иконографии: например, после богословского и художественного шедевра прп. Андрея Рублева на иконах Пресвятой Троицы опять начинают появляться и Авраам с женой, и слуга, и многочисленные предметы на столе. На основании этого явления расцвет иконописи можно трактовать как развитие от исторического жанра к догматическому, а закат – как движение вспять, как оплотянение духовной сущности иконы, возрастание информативного, повествовательного, исторического и даже бытового начал в иконе и естественнное снижение ее догматической чистоты и ясности.

Вероучительная. В эпоху заката на иконах все чаще появляются отступления от церковного канона, от иконописных подлинников, и иногда вольно или невольно икона учит совсем не так, как учит Церковь. В икону проникают, с одной стороны, элементы других вероучений, с другой – плоды личной фантазии иконописца.

Познавательная. Эта функция – в своем первом аспекте – теряет значение с повышением уровня грамотности и складывания христианских традиций. Позже появление многочастных и многофигурных икон с аллегорическими сюжетами, в которых в полной мере развернута личная фантазия иконописца, приводит к тому, что икона становится книгой для грамотных. В связи с этим возрастает и роль надписей: иконописец уже не надеется на доступность своего художественного языка, своих иконографических новшеств для молящихся и объясняет сюжет словом. Второй аспект данной функции также слабеет и искажается, поскольку между созерцающим икону человеком и Первообразом встает личное видение данного образа иконописцем (начиная же с XVIII века, в академической церковной живописи личное секуляризованное мировоззрение художников даже заслоняет собой церковное).

Свидетельская. Особенно активно эта функция утрачивается с появлением в русской иконописи течения "живоподобия". Икона призвана свидетельствовать о Боговоплощении, о Богочеловеке. Многие же иконы XVII века свидетельствуют лишь о человеческой природе Христа (и даже сознательно стремятся к этому), они не "дотягиваются" до Богочеловека и "убегают" от сверхзадачи – изобразить Ипостась, в которой нераздельно и неслиянно пребывают два естества Спасителя – Божественное и человеческое.

Проповедническая. В связи с тем, что было сказано о догматической и вероучительной функциях, становится понятным, что поздняя икона иногда проповедует не просто плохо, но неправильно и даже во вред душе человеческой, во вред церковному учению.

Храмовая. В древних храмах икона есть один из самостоятельных равноправных и необходимых элементов, образующих в совокупности храмовое единство церковных искусств. Начиная с XVI века иконостас (отчасти и храм в целом) начинает как бы бороться против иконы. Богато и сверх меры украшенные раззолоченной резьбой иконостасы постепенно подавляют иконопись. Иконы в иконостасе становятся меньше по размеру, их "законное" пространство отбирает богатая затейливая резьба. Если в ранних иконостасах резьба занимает довольно скромное и соответствующее своей практической, эстетической, конструктивной задаче место, то со временем она становится самодовлеющим элементом иконостаса и начинает подавлять иконы и золотым блеском, и вычурной затейливостью, и занимаемой площадью на иконостасе. Появляются Царские врата (Вологда, XVII в.), на которых иконы – четыре евангелиста и Богородица с архангелом Гавриилом – занимают, по нашим подсчетам, одну пятую (!) часть общей площади врат; все остальное отдано резьбе 34. И такие примеры легко умножить; во многих современных храмах такие иконостасы сохранились.

Богослужебная. Эта функция иконы, поскольку она касается не только живописной иконы, а и других видов церковного образа, сохраняется, поскольку без этой функции Литургия не может совершаться.

Антропологическая. Здесь также сыграло свою отрицательную роль стремление к живоподобию. Традиционная икона призвана изобразить живую икону – святого, а не живого человека. Так называемая "фряжская" икона уже не понимала и не чувствовала этого; она стремилась к правдоподобию земной физической красоты и вольно или невольно предавала забвению красоту духовную. Так разрывалась связь между образом и Первообразом, искажалось христианское учение о человеке.

Богословская. Параллельно с закатом иконописного искусства происходит и вытеснение понятия "икона" как богословского термина. Он становится как бы излишним, когда речь идет не об иконе. В этой книге мы стремились показать актуальность этого термина и даже его необходимость при описании или интерпретации самых разных явлений, при изучении различных богословских проблем, предлагая даже новые термины, такие как иконичность, иконотопос, эонотопос.

Историческая. Эта функция также не зависит от разрыва с православным каноном и традицией, который произошел в официальной академической иконописи в XVII веке. Чудотворные иконы, которые сыграли заметную роль в истории страны, все так же почитались; вместе с тем в каждом веке являлись новые чудотворные иконы, причем, даже в самое последнее время – назовем лишь Державную икону Божией Матери.

Воинская. Икона "ушла" только с русских знамен и стягов; в подражание европейским флагам был введен триколор. Но иконы остались в сказаниях о самых последних военных событиях от Отечественной войны 1812 года до Второй мировой войны. И ныне перед иконами совершают молебны перед началом военных действий и по окончании их. Во многих подразделениях появились свои иконы покровительницы. Нагрудные иконки все чаще осеняют грудь русского солдата.

Напоминательная. Согласно общепринятому мнению, напомнить о Боге благочестивому человеку может все, – прежде всего само творение Божие, природа, которую он видит вокруг себя, ее красота. Тем более напоминает (и онтологически, и психологически) о Боге даже самое несовершенное Его изображение.

Посредническая. Эта функция иконы также пострадала в XVII веке. В быту стало намечаться неосознанное стремление подменить моленность, намоленность домашних образов их простым количеством, а также богатством окладов, риз, что шло в ущерб молитвенному посредничеству, как онтологическому, так и духовному, психологическому.

Родовая. Семейно-наследственная функция, как ясно из предыдущего изложения, также не могла пострадать коренным образом. Иконы предков дороги благочестивым людям не их эстетическими достоинствами и даже не древностью (хотя это немаловажно), а принадлежностью к роду. Но, конечно, уже в ХХ веке после большевистской революции, вследствие целенаправленного варварского и массового уничтожения церковных и домашних икон, эта функция пришла в упадок.

Хозяйственная. До октябрьской революции хозяйственная функция иконы играла заметнейшую роль в жизни русского села. Как известно, после революции был объявлен настоящий поход против Церкви, что в значительной мере коснулось и икон. Естественно, что по причине насильственного уничтожения икон и запрета на какие-либо массовые действия с участием икон хозяйственная функция иконы также пришла в упадок.

Прикладная. В первом аспекте эта функция коренным образом меняется. Икононописание из высокого искусства, каковым оно было ранее, становится ремесленничеством. Появляются иконописные мастерские, в среде иконописцев возникает разделение труда. Качество иконописания в догматическом и эстетическом аспектах значительно снижается. Второй аспект прежде всего связан с ризой иконы. Оклад, как и золоченая резьба иконостаса, может "работать" против иконы, против живописи, против Лика. Часто так и случалось. Вначале оклады закрывали только поля иконы, затем поля и фон, позже поля, фон и одежды, наконец, в окладах стали делать только вырезы для обнаженных частей тела: ликов, рук, ног. Чувство меры нередко изменяло мастерам и заказчикам: сверкающие драгоценные оклады подавляли живописные лики, заслоняли своим блеском их красоту и молитвенный строй. Оклад со временем стал самодовлеющим видом прикладного искусства, во многом автономным, даже независимым от иконы. Вместе с тем расцветала и приносила все больший доход массовая торговля "расхожими" иконами (третий аспект).

Эмоциональная. Если иметь в виду, что эта функция обретает свою силу во взаимодействии с молитвенной, то закат русского иконописания мог изменить лишь характер эмоциональной функции (может быть, несколько обеднить ее), но не мог отменить ее совсем.

Молитвенная. Конечно, хорошо иметь икону совершенную и в догматическом, и в художественном, эстетическом смысле, такую икону, которая постоянно из красного угла призывала бы на молитву. Но это лишь благое пожелание. Массовое производство икон сильно ударило по качеству иконописания. Однако, мы знаем, что можно молиться и без иконы, можно перед иконой, но с закрытыми глазами; знаем также, что святые молились в своих келиях перед самыми незатейливыми с эстетической точки зрения образами. Итак, молитвенная функция иконы может ослабеть, но не ослабевает молитва (церковная или келейная, личная), поскольку в определенной мере она автономна по отношению к иконе.

Чудотворная. Как уже говорилось, чудотворность иконы напрямую не зависит от художественного исполнения, что было отмечено на VII Вселенском соборе. XX век дает даже не бывалые ранее случаи чудотворений от икон бумажных, литографических.

Эстетическая. Роль этой функции в иконопочитании заметно падает, начиная еще со второй половины XVI века. Разрушение своеобразной эстетики иконы идет в трех направлениях: а) через распространение икон-примитивов, вследствие массового производства "расхожих" образов, б) через проникновение в икону аллегоризма, который давал широкий простор фантазии иконописца, в) через подражание западной живописи как в композиции, так и в приемах письма, в его технике (прямая перспектива, объемная свето-теневая моделировка лиц, холст, масло и т.п.). На первом направлении разрушаются художественные достоинства иконы, на втором – чистота догматического и вероучительного содержания иконы, на третьем – совершается подмена духовной красоты физической красивостью.

В конце же XIX – начале XX века с "открытием иконы" (с расчисткой и реставрацией древних икон XII –XV веков) стремительно возросла эстетическая функция иконы, прежде всего в светском обществе, среди историков искусства и искусствоведов, богословов и философов, писателей и поэтов, но затем и в церковных кругах. Икона заняла заметное место в музеях. И здесь надо сказать, что в музее икона, вырванная из "церковного контекста", из органичной взаимосвязи с другими видами искусств, теряет многие свои функции совсем, другие же ее функции настолько приглушаются неестественным местом пребывания, что становятся неразличимы. Впрочем, музей и стремится выдвинуть на первый план именно эстетическую функцию иконы.

Литературная. Первый аспект: слово со времнем перестает восприниматься как икона. Второй: слово ка вербальный источник иконы уходит в тень; иконописец хочет сказать свое слово, а не соборное, церковное. Третий: слово со временем в некотором смысле начинает "бороться" против иконы; слово хочет, чтобы икону читали, как книгу, а не смотрели, как изображение, не нуждающееся в пространных словесных пояснениях. Четвертый: икона как невербальный текст настолько усложняется, что ее иногда становится невозможно прочитать, в то время как догматическая и вероучительная "читаемость" иконы есть важнейший признак ее истинности. Пятый: икона не может "жить" без домашней и церковной молитвы, поэтому явление каждой новой иконы сопровождается написанием тропаря, кондака и молитвы; особо почитаемым или значимым иконам составляют целую службу. Шестой: церковная поэзия со временем перестает пониматься как словесная икона. Даже наиболее краткие жанры церковной поэзии (такие как тропарь и кондак) начинают страдать длиннотами, растянутостью и повествовательностью. Они уже не вербальные иконы, а словесные описания-картины, в которых сохранилось благочестие, но есть и лишние, совсем не обязательные элементы. Седьмой: светская литература (по западному образцу) появляется в России как массовое художественное явление лишь в XVIII веке.

Характерно, что светские писатели и поэты вначале не обращают внимания на икону; лишь с XIX века, но вплоть до сегодня, литераторы используют икону в своих произведениях для достижения разных художественных целей и эффектов.

После этого краткого экскурса нельзя не заметить, что несмотря ни на какие перемены в общественной, церковной, художественной жизни всегда остаются в силе даже у не совсем каноничных по композиции и иконографии, а также слабых по техническому исполнению икон молитвенная, чудотворная, богослужебная, историческая, напоминательная, родовая и эстетическая функции, которые на этом основании можно считать главными.

В заключение уточним, что мы не ставили перед собой задачи досконально описать или проанализировать  каждую функцию 35. Мы пытались лишь указать на наличие названных функций и привести наиболее характерные, на наш взгляд, примеры проявления той или иной функции. Вначале было отмечено, что тема функций иконы остается как бы без внимания иконоведов, но это не значит, что она совсем неизвестна. О догматической, познавательной, свидетельской, проповеднической, напоминательной, эмоциональной, чудотворной, эстетической функциях иконы упоминалось уже в материалах VII Вселенского Собора, что мы подтвердили рядом цитат в соответствующих разделах. Об этих же функциях писали в своих трудах прп. Иоанн Дамаскин, прп. Феодор Студит и другие защитники иконопочитания. О вероучительной, напоминательной, посреднической, родовой, исторической, военной, хозяйственной функциях говорят исторические источники, сказания об иконах, материалы поместных Соборов Русской Православной Церкви XVI-XVII веков. В XIX веке на наличие у иконы различных функций начали обращать внимание этнографы, историки, искусствоведы; эти функции стали не только называть, описывать, но и анализировать. Еще в первой половине XIX века И.М.Снегирев писал: "…Иконы в русском народе составляют не только церковную, но государственную и семейную святыню". Ниже он заметил, что "иконопись служила проводником веры и благочестия" и находилась в тесной связи "с историей художеств и жизнью народной". Как видим, здесь Снегирев говорит о таких функциях, как  церковная, государственная, семейная, вероучительная, эмоциональная, эстетическая, бытовая. Большое значение в изучении различных функций иконы имели исследования И.П.Сахарова (1807-1863). Эстетическую функцию иконы в России изучали множество ученых с мировым именем от Ф.И.Буслаева и Н.П.Кондакова до современных ученых, и об этом здесь достаточно лишь упомянуть. Первооткрывателями литературной функции иконы следует назвать Ф.И.Буслаева (1818-1897) и особенно его ученика А.И.Кирпичникова (1845-1903). О значении иконы в быту можно много узнать из книг И.Е.Забелина (1820-1908) и С.В.Максимова (1831-1901). О чудотворной функции иконы написано уже немало книг как в XIX, так и в XX веках. Поэтому этот краткий экскурс в данную тему вырос не на пустом месте, он опирается на те исследования, в которых говорится о роли и значении иконы в разных областях человеческой жизни, даже если само слово "функция" не употребляется.36

Сноски:

1.  Об этом подробно говорилось во 2-ой главе 1-ой части данной книги.
2.  Об этом более подробно говорилось во 11-ой главе 1-ой части книги.
3.  Со временем – после разделения единой Церкви на западную и восточную – эта функция иконы приобретает и еще один оттенок: икона становится свидетельницей Православия, аккумулирует в себе особенности православного вероучения и православного церковного искусства, начинает выступать как наглядный символ православного вероисповедания.
4.  Об этом подробно говорилось во 2, 3 и 11-ой главах 1-ой части книги.
5.  Об этом подробно говорилось в 3, 4, 6 и 9-ой главе 1-ой части книги.
6.  Об этом подробно говорилось во 2-ой главе 1-ой части данной книги.
7.  Этой функции целиком посвящена 6-я глава 2-ой части.
8.  Об этих двух аспектах говорилось в 7-ой главе 1-ой части и 9-ой главе 2-ой части.
9.  Об этом подробно говорилось во 7-ой главе 1-ой части.
10. Об этом подробно говорилось в 3, 7, 13-ой главах 1-ой части, а также в  9-ой главе 2-ой части книги.
11. Перед иконой Спасителя молился в ночь накануне убийства в своем шатре св. князь Борис с отроком Георгием Угрином. Перед походной иконой изображается Борис и на миниатюрах. Новгород-Северский князь Игорь, как сообщает Лаврентьевская летопись, в ночь перед побегом из половецкого плена также молился перед иконой и крестом и взял их с собой в дорогу.
12. Описание труда иконописцев содержится во многих работах.
13.  Конечно, возникли они гораздо раньше XVI века.
14.  Мы имеем в виду жаргон офеней, который дал название воровскому жаргону – "феня", "по фене ботать".
15.  Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы (описано в Киево-Печерском патерике), Елецкая-Черниговская, Царевококшайская, Жировицкая, Ахтырская.
16.  Елеоточивая и многие другие.
17. Писидийская (об этой иконе говорится в материалах VII Вселенского собора), Устюжское Благовещение, Толгская,
18. Знамение (Новгородская), Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Каплуновская, Плачущая (Сокольская-Румынская), Страстная-Плачущая (Нью-Йоркская).
19. Иверская, Закланная, Ченстоховская, Кипрская, Нечаянная Радость и др.
20. Касперовская, Серафимо-Понетаевская и около трехсот икон, обновившихся в 20-х годах ХХ века.
21. Лиддская-Римская, Иверская, Тихвинская и др.
22. Владимирская, Казанская, Курская-Коренная, Елецкая и др.
23. Скоропослушница, Югская, Смоленская-Соловецкая, Нечаянная Радость и др.
24. Об этом подробно говорилось во 2-ой главе 1-ой части книги.
25. Иногда, правда, в таких работах заметно стремление вытеснить православное богословие с иконы (назвав его идеологией) с помощью якобы незаинтересованного научного подхода; на деле же получается вольная или невольная попытка вытеснить богословие методами марксистской идеологии или научного атеизма.
26. Об этом подробно говорилось в 1-ой главе 2-ой части книги.
27. См. подробно там же.
28. О. Павел Флоренский по этому поводу утверждал, что икона есть "написанное красками Имя Божие".
29. Более подробно об этом говорилось в 1-ой главе 2-ой части книги.
30. Конечно он связан с изображением, но он необязателен, он даже не комментирует изображение, он не нужен. Он выступает как эмблема, а эмблематика чужда иконе эпохе расцвета.
31. Особенностям проявления этой функции иконы посвящена практически вся вторая часть книги (главы 2-8).
32. См.: Валерий Лепахин. Икона в изящной словесности. Валерий Лепахин. Икона в русской прозе XX века. Валерий Лепахин. Икона в русской поэзии ХХ века.
33. Причем тут могло бы быть два варианта: а) икона "побеждает" языческий характер обычая, освящает и христианизирует его и б) обычай побеждает икону, в ее почитание вносятся идолопоклоннические элементы или же она используется для ритуальных колдовских и других действий антихристианского характера.
34. См. Русская деревянная скульптура. М., 1994, табл. 83.
35. Почти каждой функции можно было бы посвятить целую книгу. И такие книги, например, о догматической, чудотворной и хозяйственной функциях, уже есть. Мы их цитировали, либо упоминали о них.
36. Подробно о функциях иконы говорится в нашей книге: Валерий Лепахин. Функции иконы.


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру