Тропарь и кондак как словесные иконы

Тропарем называют краткое песнопение, занимающее свое определенное место в разных видах богослужения в соответствии с Уставом. Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость. Именно тропарь, главенствующий в "малых" жанрах церковных песнопений, является исходным пунктом, отправной точкой православной гимнографии.1 Кондак2 как по своему содержанию, так и структуре близок к тропарю. Он, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря.

Тропари и кондаки являются словесными иконами праздников, поэтому они особенно тесно связаны с живописными иконами. Тропарь воспевает главное в содержании данного события-праздника (подробно описанного в Евангелии, в Прологе или житии), подчеркивает те его аспекты, которые наиболее ярко выявляют иконичную сущность события. Все, отмеченное в тропаре и кондаке, становится, как правило, предметом иконописного изображения этого праздника. Это можно заметить по песнопениям любого двунадесятого праздника; мы обратимся только к тропарю и кондаку Рождества Христова.

Тропарь, глас 4-й
Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии звездою оучахуся
Тебе кланятися Солнцу Правды
и Тебе ведети с высоты востока:
Господи, слава Тебе.

Кондак, глас 3-й
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит,
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют,
нас бо ради родися Отроча младо,
превечный Бог.

Рождество Христово, согласно тропарю, озарило мир светом истинного разумения, истинного Боговедения. Люди (волхвы), поклонявшиеся звездам, звездой же были научены поклоняться Христу — Солнцу правды, источнику всякого света и знания. Заканчивается тропарь прославлением Христа Спасителя.
 
Начало земной жизни Спасителя, Его Рождество, описано в Евангелии довольно подробно. Святому песнописцу необходимо было выбрать для словесной "тропарной иконы" из нескольких событий, связанных с Рождеством, какое-либо одно, наиболее глубоко характеризующее его сущность, наиболее иконичное. В тропаре упоминается только поклонение волхвов, именно оно явилось наиболее иконичным свидетельством начала новой эры. Почему?

— Волхвы были научены "бессловесной" звездой, т.е. сама природа указала им на то, что родился Спаситель мира, подтвердила космические масштабы случившегося.

— Волхвы поклонились Младенцу не только лично от себя. Они пришли к Нему как представители ушедшей в прошлое религии язычества — волхвы; как представители мирской учености и мудрости.

— звездочеты и маги; наконец, как представители мирской власти — цари. Об этом говорит и приношение ими даров Младенцу: золота как царю, ладана как Богу, смирны как Человеку.

В кондаке рождение Божественного Младенца воспевается более подробно. Не только волхвы, но все небесное и земное приносит Превечному Богу свои "дары": земля — пещеру, пастухи — поклонение, ангелы — славословие. В кондаке мы находим все те моменты, которые послужили основой композиции иконы Рождества Христова. В центре изображается Богородица на красном ложе (символ Купины Неопалимой и Приснодевства), а позади нее на фоне черной пещеры (символ тьмы язычества и неверия) — Божественный Младенец в белых или светло-зеленых пеленах ("Свет разума" и "Солнце Правды"). Вокруг же них, как художественное обрамление и вместе с тем истолкование, раскрытие смысла события, — волхвы, Рождественская звезда, пастухи и воспевающие, славословящие или поклоняющиеся ангелы.

Тему "даров" развивает одна из стихир вечерни Рождества Христова:

Что Тебе принесем,Христе,
яко явился еси на земли, яко человек нас ради?
Каяждо бо от Тебе бывших тварей,
благодарение Тебе приносит:
Ангели — пение, небеса — звезду,
волсви — дары, пастырие — чудо,
земля — вертеп, пустыня — ясли,
мы же — Матерь Деву.
Иже прежде век, Боже, помилуй нас.
   
Как кондак Рождества Христова стал словесной иконой праздника и образцом для иконописного изображения события, так эта стихира послужила словесной иконой, вербальной канвой для иконографии праздника Собор Богоматери. Он отмечается Церковью на следующий день после Рождества. На иконе изображаются семь представителей "твари" со своими дарами, а в середине композиции в мандорле высший "Дар", принесенный человечеством, — Пресвятая Богородительница.3

Кондак Рождества Христова заканчивается благодарением, ибо Христос родился "нас ради". Спаситель родился не "вообще" ради людей, а именно ради нас, поющих и прославляющих Его в данный момент в настоящем месте.4 В тропарях, кондаках, стихирах и других жанрах церковных песнопений часто встречаются такие слова, как: "се", "вот", "тут", "здесь", "пред нами", "приидите"5 ("приидите узрим, приидите возрадуемся, приидите восплачем, приидите воспоем"). Все они прямо или косвенно связаны с актуализацией празднуемого события и усилением иконотопоса храма. Песнопения призывают молящихся реально ощутить и принять храм как иконотопос: если это праздник Рождества Христова, то как Вифлеемскую пещеру; если это богослужение Страстной Пятницы, то как Гроб Господень; если празднование Успения Пресвятой Богородицы, то как Елеонскую гору. Иконотопос храма потенциально содержит в себе все святые места, связанные с земной жизнью Спасителя и Его Родительницы. Богослужение в соответствие с суточным, недельным и годовым кругом богослужений актуализирует иконотопику храма: в течение данного богослужения храм есть преимущественно вертеп Рождества, но в следующем богослужении его иконотопос освящается службой другого праздника и он становится — опять лишь преимущественно — иконотопосом Иордана (Богоявление), ветхозаветного храма (Сретение Господне), храмины в Назарете (Благовещение), гроба Господня (Воскресение); и так меняется иконотопс храма по всему годичному кругу богослужений. Особенно часто — каждую неделю — иконотопос храма становится местом Воскресения Христова. Это как бы малые воскресения, которые окружают и двигаются в богослужебном цикле вокруг Великого и Святого Воскресения — Пасхи Христовой.

Так же часто, как слова, определяющие место, в богослужениях встречаются наречия, указывающие время. "Днесь", "ныне", "сейчас", "вот" (во временнoм, а не местном значении) нередко открывают тропари, кондаки господских и богородичных праздников, например, Богоявления, Сретения, Обрезания Господня, Благовещения, Покрова Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, как мы видели это в кондаке Рождеству Христову: "Дева днесь Пресущественнаго раждает..." То же можно сказать о тропарях и кондаках многим святым.  На литии в праздник Рождества Христова поется следующая стихира: "Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу; днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде; днесь видим есть плотию, Естеством Невидимый, человека ради...". Такие слова, как "днесь", многократно и настойчиво (трижды в одной стихире!) указывающие на настоящее время, выводят празднуемое событие из исторического времени и помещает его в план иконичной времевечности, реально являемой в богослужении. Но даже если вечный смысл и времевечный план богослужения не выражены особыми словами, лексико-семантически, они последовательно подчеркиваются регулярным употреблением настоящего времени, а "настоящее", как отмечалось в главе о литургийности иконы, есть иконообраз Божией вечности. Итак, времевечность накладывается на иконотопос храма и богослужение протекает в священном эонотопосе, который являет собой Горний Иерусалим, Царство Небесное.

Наряду с тропарем и кондаком словесными иконами (события или святого) являются и другие "малые" жанры церковной словесности, церковных песнопений: стихира, седален, ипакои, светилен, екзапостиларий и др. Они суть словесные иконы не только по своей структуре, принципам отбора "материала", они иконичны по своему внутреннему содержанию, по своему богочеловеческому реализму в понимании отношения Бога к человеку.

Рождество Христово, согласно приведенной выше стихире, означает "совокупление", соединение неба и земли, означает восстановление утерянного в грехопадении реального и живого двуединства видимого и невидимого мира. Вочеловечение Сына Божия — это не только нисхождение Божие, но возвышение и возведение человека. Господь хочет вернуть человеку утраченную им иконичность. В тропаре предпразднества Рождества Христова поется: "Христос раждается, прежде падший воскресити образ".  В Боговоплощении Сын жертвует Собой, Он нисходит на землю, а человек восходит в обители Отца. Невидимый по естеству становится ради человека видимым. Стихира как бы "перефразирует" известные слова свт. Афанасия Великого, "отца Православия", как его называли в период борьбы с арианством: "Бог стал человеком, чтобы человека соделать богом (по благодати)".

Мы выбрали тропарь, кондак и стихиры Рождества, но на их месте могут быть приведены песнопения любого православного праздника, посвященного Господу Иисусу Христу, Богородице или святому. И всегда они будут словесными иконами по форме, будут иконичны в своем богочеловеческом реальном двуединстве и синергийны в своем стремлении возвести человека к богообразию.

Сноски:

1. Тропарь был введен в православное богослужение в IV в.
2. Речь идет, разумеется, о кондаке в новом значении, а не о кондаке-поэме времен св. Романа Сладкопевца.
3. Обратим внимание, что в кондаке и в стихире праздника упоминаются, а на иконах Рождества Христова и Собора Богоматери изображаются Вифлеемская пещера, вертеп, который стал со временем иконотопосом жертвенника в алтаре.
4. Св. Иоанн Кронштадтский пишет: "Божественная Литургия есть поистине небесное на земле служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым Священнодействователем, приносящим и приносимым".
5. "Приидите" — перевод греческого слова, которое можно перевести и как "давайте". Призыв к актуализации события при таком переводе становится еще заметнее.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру