Аттестация школьных психологов

В Москве планируют провести аттестацию школьных психологов. Что это за процедура, и какова технология ее проведения, порталу «Слово» рассказала Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией модернизации психологической службы системы образования Московского Городского Психолого-Педагогического Университета.

- Какими качествами должен обладать школьный психолог?

- Профессиональные качества называются «профессиональными компетенциями». Наш университет принимал участие в создании стандарта профессиональной деятельности специалиста в области педагогической психологии. В нем описано семь основных направлений, по которым должен работать любой психолог в системе образования. Этот проект опубликован, сейчас он проходит согласование в Министерстве юстиции.

Основные направления звучат следующим образом. Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса; психологическое консультирование – опять же всех: и педагогов, и родителей, и учащихся. Коррекционно-развивающие работы с учащимися. И не только с учащимися с особенностями развития – это может быть также коррекция поведения, коррекция отношений, профориентация, развивающие занятия, направленные на повышение психологической грамотности.

Еще одно направление – профилактика, на сегодняшний день одно из самых актуальных направлений для любой образовательной организации. Это и профилактика социальных рисков, и отклонений в развитии, и профилактика различных девиантных форм поведения: суицида, химической зависимости и так далее. Работа с одарёнными детьми, чтобы у них тоже было адекватное развитие – и возрастное, и межличностное.

Следующее направление – это совершенствование собственной профессиональной деятельности, мы её называем методической работой психолога. Ее суть – умение грамотно организовать исследования, проанализировать результаты. Например, сейчас многие школьники принимают участие в различных олимпиадах, конкурсах, мониторингах проверки знаний. И в школы приходят результаты. И психолог на основании этих результатов должен дать рекомендации педагогам и родителям для того, чтобы какие-то ситуации развивались, а какие-то - предотвращалась или уменьшались.

Далее идет диагностика. Дело в том, что психологов часто обвиняют в избыточной диагностике. Мы проводили исследование несколько лет назад, накануне модернизации психологической службы, и действительно увидели, что большинство психологов, прикрываясь тестами, говорят, что они проводят какую-то массовую работу. Диагностика нужна в определённых случаях, чтобы выяснить причину того или иного отклонения в развитии и поведении. Это не центральное направление работы психологической службы. То есть тестирование проводят только в том случае, если нужно более детально изучить проблему.

И последнее направление – новое, его раньше в направлениях деятельности психолога не было. Это психологическое сопровождение экспертизы и проектирования образовательных учреждений. Далеко не все занимались им. Заключается в большей степени в том, что перед образовательным учреждением сегодня стоит задача реализовать ФГОС (Федеральные Государственные Образовательные Стандарты – прим. ред.).

Во ФГОСах описаны требования к содержанию основной образовательной программы, которая должна быть разработана в каждой образовательной организации и включать в себя:

- программу формирования и развития универсальных учебных действий;

- программу отдельных учебных предметов;

- программу воспитания и социализации;

- программу коррекционной работы с ребенком с ОВЗ.

В результате обучения у каждого ребенка должны быть развиты 3 вида образовательных результатов: предметные, метапредметные и личностные. Реализация первых двух программ способствует развитию предметных и метапредметных результатов – чем лучше развиты универсальные учебные действия, тем успешнее ребёнок учится. Но этого порой недостаточно, чтобы быть успешным и социализированным в обществе, воспитанным, грамотным и так далее. И вот перед психологической службой на сегодняшний день стоит задача помочь образовательной организации осознать её ресурсы, проанализировать, что есть на сегодняшний день, и создать развивающую среду для ребёнка. То есть недостаточно только занятий психолога по развитию. На сколько классов его хватит, если даже только этим заниматься? Намного эффективнее вместе с педагогами разрабатывать типовые задачи: чтобы педагоги на уроках создавали развивающую ситуацию для каждого ребенка. Будут выявляться способности, возможности каждого ребёнка, будут создаваться индивидуальные маршруты – не только образовательные, но и вообще маршруты развития: может, кому-то нужно обратиться в психологический центр, кому-то нужны занятия с логопедом, кому-то – медицинская поддержка, кому-то – социальная поддержка семьи. Именно это сообщество и психологических, и педагогических работников поможет создать, как это во ФГОСе называется, психолого-педагогические условия реализации ФГОС. Мы считаем, что это основной пункт во ФГОСе, в котором обозначена работа современного психолога. Там тоже указано, что он должен заниматься экспертизой среды, выявлять, насколько она сегодня развивающая для конкретного ребёнка и давать рекомендации, чтобы она таковой стала, если она вдруг такой ещё не является. То есть акцент делается на совместной работе, совместном поиске и совместной реализации задач.

- Совместный поиск предполагает, что в каждой школе будет хотя бы один психолог?

- Мы считаем, что решение остаётся за образовательной организацией: как администрации лучше и комфортнее. Есть образовательные организации, которые нанимают на работу одного психолога и ставят перед ним ряд наиболее острых задач: например, оказывать только экстренную психологическую помощь. Есть организации, которые делают акцент на профилактику, на то, чтобы создать систему, где ведется работа по предотвращению чрезвычайных ситуаций. Для этого обычно нужно больше специалистов, они создают психологические службы, и есть достаточно много в Москве образовательных организаций, где есть службы, команды специалистов. Иногда школа сталкивается с какой-то специфичной задачей, и тогда возникает третий вариант: договорные отношения с окружными психологическими центрами.

- Как будет проходить аттестация школьных психологов?

- Статус этой процедуры ещё не определён. Дело в том, что аттестацией в Законе об образовании называются две процедуры: аттестация на соответствие должности и аттестация на первую или высшую квалификационную категорию. И если человек аттестовался на высшую категорию, он может уже не проходить аттестацию на соответствие должности. Поэтому сейчас идут переговоры с юристами, с Департаментом образования по согласованию названия этой процедуры. Пока рабочее название – переаттестация с целью выявления недостающих профессиональных компетенций, чтобы нам провести процедуру в рамках принятого законодательства. Мы пытаемся сейчас понять правовое пространство для обозначения направления и задач данной процедуры. Мэр дал поручение провести переаттестацию всех психологов, и мы заинтересованы в том, чтобы воспользоваться ситуацией для объединения психологического сообщества - составить банк данных о Службе практической психологии образования, организовать эффективную работу профессионального психологического сообщества города Москвы.

Мы предложили провести переаттестацию в два этапа. Первый этап – квалификационное испытание для всех психологов образовательных организаций в виде теста – аналога теста, который проходит в Европе, Америке во время процедуры сертификации психологов. Три года назад мы начали разрабатывать этот тест, в процессе апробации приняли участие студенты 5 курсов, молодые специалисты, педагоги-психологи с разным стажем работы в образовательных организациях, также была общественно-профессиональная экспертиза этого теста. Апробация заключается в том, чтобы люди отвечали на вопросы и отслеживали, где неграмотно или некорректно сформулировано, где получились очень лёгкие вопросы – то есть тест дорабатывался в процессе того, как люди отвечали на эти вопросы. Сейчас у нас есть готовый вариант теста, способный проверить компетенции психологов – те, которые заложены в профессиональном стандарте. Мы возвращаемся к вопросу о том, какими профессиональными качествами психолог должен обладать. Там написано, какими знаниями, умениями, трудовыми навыками должен обладать психолог, а у нас есть тест, который может проверить, есть ли у специалистов, работающих в системе образования, именно эти профессиональные компетенции, насколько они развиты. Мы предполагаем, что какая-то часть людей – надеемся, что не меньше половины – достаточно успешно справится с этим тестом. По крайней мере, на этапе апробации именно так и было показано: профессиональные психологи хорошо справлялись с этой ситуацией. И мы хотим второй группе, которая не очень удачно пройдёт этот тест, предложить индивидуальные собеседования. Эти два этапа обсуждаются сейчас в Департаменте образования. Возможно, будет предложен и обсужден ещё какой-то вариант. Тогда вышеописанную процедуру возможно будет использовать для проведения процедуры сертификации специалистов Службы практической психологии образования с целью определения уровня развития профессиональных компетенций специалистов – педагогов-психологов образования. Мы будем информировать психологов города о процедуре переаттестации психологов на сайте МГППУ после публикации приказа Департамента образования города Москвы.

- А есть какие-то предположения о том, что будет с психологами, которые не прошли оба этапа?

- У нашего университета есть конкретные предложения, которые мы направили в Департамент образования города Москвы. Мы предложили разработать для каждого психолога индивидуальный образовательный маршрут по итогам прохождения процедуры переаттестации. С помощью теста даже у тех, кто хорошо его пройдёт, могут быть выявлены недостающие компетенции. Может быть, на сегодняшний день психолог не сталкивался с каким-либо направлением работы в своей профессиональной деятельности. Например, он прекрасно работает как школьный психолог, но никогда не был в экстренных психологических ситуациях. А мы знаем, что на сегодняшний день психолог должен обладать навыками в области оказания экстренной психологической помощи. И тогда мы будем иметь возможность предложить специалисту курс повышения квалификации именно по этому модулю. А если человек неуспешно прошёл два этапа испытания, скорее всего ему нужна профессиональная переподготовка.

- То есть некоторые социальные гарантии сохраняются.

- Да. Опять же мы возвращаемся к правовому полю. Очень важно, как будет называться эта процедура. Мы предлагаем, чтобы она не называлась аттестацией, чтобы не было права на увольнение людей. А если это переаттестация с целью выявления уровня развития профессиональных компетенций, то это дает возможность проведения анализа профессиональных компетенций всех сотрудников психологической службы города Москвы с целью построения программы повышения их квалификации. И это более безопасная процедура и более эффективная. Но в любом случае как бы не называлась данная процедура, будет приказ Департамента образования города Москвы, в котором будут ответы на все вышеперечисленные вопросы.

- А что, если у школы нет возможности не принять психолога на ставку, не заключить договор с центром?

- Скорее всего в данной школе неэффективно используются бюджетные средства. За каждым ребёнком приходит финансирование на то, чтобы для него были созданы все условия, заявленные во ФГОС, в том числе и психолого-педагогические условия. И задача администрации и управляющего совета образовательной организации организовать кадровое обеспечение и планирование деятельности специалистов для реализации всех заявленных в нормативных документах условий.

Беседовала Екатерина Желенникова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру