Конкурс "Директор школы"

Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс «Директор школы». В 2014 году конкурс проводится уже в пятый раз. В чем его специфика, порталу «Слово» рассказал Дмитрий Ефимович Фишбейн, член оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы», кандидат педагогических наук, главный редактор «Журнала руководителя управления образованием».

- С какой целью проводится конкурс?

- Мы выделяем три главных основания для проведения конкурса. Первое основание заключается в следующем: в российском образовании есть много конкурсов, которые нацелены на отдельных учителей по отдельным предметам. У нас никогда не было конкурса, который был бы ориентирован именно на директоров школ. Директор школы – главная фигура в российском образовании: он определяет движение и развитие образовательной организации. Поэтому нам показалось, что необходимо мероприятие, которое бы аккумулировало успешный опыт управленческой деятельности и позволяло директорам школ обмениваться этим опытом, выделять лучших и соотносить себя с другими директорами.

Второе основание: проблема нашего образования заключается в том, что на директора школы нигде не учат. Стандартная карьера человека, который становится директором школы, выглядит так: сначала он был учителем, потом стал заместителем директора, потом директором. В наших педагогических институтах есть специализации учительские, но нет специализаций управленческих. Конечно, уровень управленческой квалификации большинства директоров школ достаточный, но нельзя сказать, что он очень высокий. Поэтому конкурс задумывался как средство для профессиональной квалификации и роста профессиональной компетентности директоров школ.

Третье основание для проведения такого конкурса – это очень сложная ситуация, в которой сейчас находятся директора школ: серьезные изменения в деятельности образовательных организаций, сложности с финансированием образовательного процесса и другие проблемы. Поэтому была идея поддержки этих людей в их сложной работе в очень неопределённых условиях, которые есть сейчас.

- По каким критериям отбирают лучшего директора?

- В этом году конкурс проводится уже пятый раз, критерии отбора совершенствуются, но основные идеологические позиции остаются. Когда только задумывался конкурс, мы изначально понимали, что ни в коем случае нельзя выбирать лучшего директора школы по критерию ресурсов той школы, которую он возглавляет. Это касается не только финансовых ресурсов, но и контингента учителей и учащихся. Есть Центр образования «Царицыно», обладающий великолепными ресурсами, и есть, например, школа в селе Стегаловка Липецкой области. Понятно, что ресурсы этих образовательных учреждений настолько разные, что сравнивать достижения школ нельзя. Поэтому мы предположили, что основанием для сравнения могут быть решения директором тех управленческих кризисов, которые у него возникали. И тогда становится понятно, что у директора Центра «Царицыно» одни кризисы, а у директора сельской школы – другие. Но способы, при помощи которых они преодолевали эти кризисы, можно сравнивать, и на основе этого выбирать лучших директоров. Поэтому основным критерием конкурса, особенно в заочной его части, является написание директором эссе: свободного текста по фиксации той управленческой проблемы, которая у него была, того кризиса, в который попала школа, и способов разрешения ситуации.

- За время проведения конкурса есть ли положительные тенденции в работе директоров?

- Пока нельзя сказать определенно, что улучшается качество управления в российских школах. Но за эти четыре года в конкурсе поучаствовало 2500 директоров, и мы видим, что школы лауреатов и финалистов конкурса попадают в верхние строчки рейтингов, эти школы становятся известными, туда хотят попасть дети. Мы считаем, что в этом есть и наша заслуга, потому что благодаря информационному сопровождению о школах и том, что там происходит, узнают. Школа начинает развиваться лучше, чем до момента участия директора в этом конкурсе.

Но важная вещь заключается в том, что участвуя в конкурсе, директор вынужден анализировать свою управленческую практику: что у него получается или не получается, какие методы работают, какие – нет, и, главное, сравнить свои подходы с подходами других директоров. Это, с нашей точки зрения, приводит к профессиональному росту директоров, что не всегда сразу видно по образовательным результатам школы, но в ближайшей перспективе это приведет к росту образовательных результатов тех школ, которые возглавляют лучшие директора.

- Что дает победителю звание "лучшего директора"?

- Мы в первую очередь стремимся предоставить директору школы широкие возможности для профессионального роста. В рамках всей программы конкурса мы организуем мастер-классы ведущих учёных и практиков в системе образования. Также проводятся дополнительные конкурсы в рамках основного, а в результате школа имеет возможность получить то или иное оборудование от партнеров конкурса и тем самым дооснастить школу. Важным моментом является и то, что на протяжении всех этих лет лучшие директора награждаются не только денежными призами, но и стажировкой за рубеж для изучения разных систем образования. За эти годы директора ездили в Германию, Швейцарию, Францию, а в этом году финалисты конкурса-2013 буквально на следующей неделе поедут на стажировку в Финляндию. Поэтому нам кажется, что участие в этом конкурсе даёт директорам достаточно много возможностей, чтобы обрести новые импульсы своей деятельности.

Беседовала Наталья Сарвина 

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру