Стандарт педагога: уйти от советской системы

Профессиональный стандарт педагога пока вызывает множество вопросов в плане его реализации. На заседании Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров в МПГУ о том, как будет проходить внедрение стандарта, рассказал Сергоманов Павел Аркадьевич, кандидат психологических наук, заместитель директора Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

- Мы должны строить профессиональный стандарт педагога, основываясь на том, какая школа является современной, что значит современная инфаструктура, деятельность, что значит электронное обучение, обучение с применением сетевых форм и так далее.

Фактически федеральный стандарт и положения Закона об образовании демонстрируют нам совершенно новую школу. Понятно, что мы все являемся наследниками советской школы, что инерция системы обучения высока. Основываясь на общих профессиональных стандартах, был выстроен и утверждён профессиональный стандарт педагога. Было совещание, на котором мы обсуждали возможную дорожную карту апробации Профессионального стандарта учителя, и фактически одним из итогов этой работы явилось то, что у стандарта педагога есть интерпретации, и от того, какую интерпретацию вы примете, во многом зависит работа.

Та интерпретация, которая сейчас приписывается стандарту, предполагает, что работать будут люди, которые этому стандарту полностью соответствуют, и понятно, что одна из первых реакций на такую интерпретацию была негативной.

Другая интерпретация – это стандарт-минимум, то есть когда мы смотрим на перечень действий, мы видим за ним некий минимальный, базовый набор того, что должен уметь выпускник педагогического вуза, придя в школу.

Дискуссии о применении профессионального стандарта часто показывают, что мы ещё путаемся, и предстоит много дискуссий по поводу того, согласно какой из версий интерпретаций образовательного стандарта должны формироваться образовательные программы.

Структура профессионального стандарта достаточно проста. В нём есть функции, действия, а также знания и умения. Обозначим некоторые основные позиции, которые связаны с определением профессионального стандарта.

1. Определение трудовых обязанностей. Если вспомнить список действий по образовательному стандарту по обучению, воспитанию и развитию, можно получить представление о том, что стандарт может быть использован как специфический конструктор, когда заказчик из списка трудовых действий, обозначенных в стандарте, может сконструировать список трудовых обязанностей.

2. Определение соответствия. В том виде, в котором сейчас есть стандарт, для того, чтобы определить соответствие человека той или иной трудовой функции, недостаёт ещё двух конструкций. Это экспертные процедуры по определению базового уровня и сертификация.

3. Аттестация и оплата труда. Сейчас мы находимся в ситуации, которую можно метафорически изобразить так: нам понятна цель, но пока совершенно непонятно, как её достигнуть.

На сегодняшний день создана рабочая группа по апробации профессионального стандарта. Полагаю, что в течение 2014-2015 годов профессиональный стандарт будет апробирован, в результате мы должны получить региональные модели.

Сейчас на уровне региона мы имеем проблему с перезапуском, перезагрузкой советской системы подготовки и обновления кадров. В ней должны поучаствовать региональные министерства, профессиональное сообщество, организации по переподготовке и так далее. Фактически у каждого региона есть свои сложившиеся системы, построенные, как правило, на региональных потребностях.

Задача, которую мы обсуждаем вместе с регионами, состоит в том, чтобы создать новые модели отношений с профессиональным стандартом, построенные на идентификации деятельности учителя со стандартом, в том числе по уровням осуществляемой трудовой деятельности. Мы также полагаем получить региональные проекты, включая программы подготовки педагогов.

Записала Надежда Манохина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру