Концепция педагогического образования: в чем суть?

Министерство образования работает над концепцией развития педагогического образования, основываясь на том, что нынешний уровень не соответствует современным требованиям. На заседании Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров в МПГУ об основных положениях концепции рассказал Соболев Александр Борисович, доктор физико-математических наук, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

- Я буду говорить не только и не столько о концепции развития педагогического образования, сколько об обстоятельствах, причинах, целях создания концепции.

Под концепцией все понимают рамочный документ, в который укладываются основные и сопутствующие действия Минобрнауки по поддержанию, совершенствованию и модернизации педагогического образования в части, сязанной с деятельностью вузов, то есть в рамках высшего образования.

Это вовсе не программа, которая рассматривает все структурные вопросы, все системы подготовки или все системы высшего образования.

В 2012-м году был произведён мониторинг деятельности образовательных учреждений. Этот мониторинг производился во исполение норм Указа Президента. И результаты этого мониторинга показали, что примерно 30 % из всех вузов на территории России имели признаки неэффективности.

Если говорить о педагогических вузах, там ситуация была принципиально иная: только 30% вузов из тех, которые относили себя к педагогическим, не имели признаков неэффективности. Стало совершенно очевидно, что необходимо принимать меры и прилагать усилия для того, чтобы эту ситуацию исправлять.

По поручению министра образования и науки РФ была создана рабочая группа: сейчас она состоит более чем из 30-ти человек, туда входят ректора вузов, эксперты в области педагогического образования. Первоочередная задача рабочей группы была связана с анализом ситуации и нахождением путей выхода из нее, решением вопроса, как сделать работу педагогических вузов эффективной. Необходимо было предложить содержательные изменения в области образовательных программ, то есть что-то такое, что работало бы вне зависимости от того, где реализуется педагогическая программа.

Рабочая группа, проанализировав ситуацию, выделила несколько групп проблем и задач, которые необходимо решить. Первая группа проблем и задач лежит в самой сфере педагогического образования – в первую очередь, высшего. Вторая группа задач находится вне этой сферы: всё, что связано с анализом трудоустройства, с системой профессиональных требований и стандартов. Эта часть проблем была зафиксирована, но пока отложена в сторону.

Задачей рабочей группы стало введение инициатив в содержательной части программы. Если говорить о нормативных основаниях Концепции, с одной стороны, это государственная программа развития образования, а в другой – так называемая дорожная карта развития социальной сферы, где зафиксированы соответствующие приоритеты. Но самое главное – это возможности нового Закона об образовании. В новом Законе об образовании есть принципиальный ряд возможностей, которые, на наш взгляд, позволяют получить содержательный результат. Это возможности целевого обучения, которое в сфере педагогического образования может включать задачи закрепления педагогических кадров. Также это обучение, позволяющее объединить возможности различных вузов и различных педагогов. И так далее. Таким образом, предложенная концепция – это некая проекция существующих образовательных возможностей на сферу модернизации образовательных программ в педагогике. С одной стороны, это усиление педагогического образования. Второе – это введение социального гуманитарного широкого развития.

Существующая практика показывает, что, с одной стороны, есть необходимость мобильности студентов, с другой стороны, в педагогику приходят не только выпускники педагогических вузов, но и выпускники гуманитарных программ классических вузов. Необходимо дать возможность некоторого сдвига для студентов, обучающихся по программам гуманитарного образования, на программы педагогические, и наоборот. В программе такие возможности зафиксированы. В частности, это связано ещё и с самоопределением человека. В вуз приходит, как правило, человек достаточно молодой, а определиться по-настоящему он может чуть позже. Необходимо дать возможность для такого самоопределения.

Поскольку концепция – это некие рамки ведения действий, она включает в себя, кроме содержательных моментов, некие действия Минобрнауки, которые синхронизированы с положениями концепции. В первую очередь, это новый механизм распределения контрольных цифр приёма по педагогическим специальностям.У ректоров возникает возможность влияния на эти цифры, потому что федеральные рамки приёма теперь согласовываются с каждым регионом отдельно. Второй момент – все действия, связанные с процессом мониторинга и процессом эффективности образовательных учреждений, имеющих образовательные программе по педагогике. Сейчас все эти вопросы рассматриваются специальной рабочей группой. Именно эксперты будут принимать окончательное решение об эффективности или неэффективности вуза. И третье: у Минобрнауки есть некий финансовый ресурс, который заключается в целевых образовательных программах. В этом году принято решение связать этот ресурс с содержательными изменениями образовательных программ.

Таким образом, три этих аспекта и являются основными в новой концепции. Все проекты подготовлены и ждут апробации.

Записала Надежда Манохина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру