Зачем нужны службы школьной медиации?

Минобрнауки рекомендует школам создавать службы медиации для урегулирования внутришкольных конфликтов. Входить в эти службы должны педагоги, родители и сами учащиеся. Организацией служб занимается Центр медиации и права. По какому принципу строится работа, как ведется подготовка медиаторов, порталу «Слово» рассказала Цисана Автандиловна Шамликашвили, профессор, научный руководитель Федерального института медиации, президент Национальной организации медиаторов, зав. кафедрой «Медиация в социальной сфере» МГППУ.

- Что такое медиация? Чем будут заниматься службы школьной медиации?

- Медиация в современном ее понимании – это альтернативный способ урегулирования споров, но он в корне отличается от всех иных способов альтернативного разрешения споров (АРС) – например, третейского суда или арбитража. В медиации выход из спора ищут и находят сами спорщики, а медиатор выступает не как обычный посредник или судья, а как помощник, который способствует диалогу, не стараясь повлиять на его исход и не навязывая готовых решений. То есть медиация – это метод, при котором спорщики при незаинтересованной и нейтральной поддержке медиатора сами контролируют свой спор и берут на себя ответственность за его разрешение, получая при этом важный опыт выхода из конфликта. Вот почему медиация – социально значимый инструмент, направленный на предупреждение возникновения и эскалации конфликтов. Она направлена на разрешение разногласий на основе взаимного удовлетворения всех вовлеченных в спор сторон.

На этой основе был разработан медиативный подход, который вместе с позитивным общением положен в основу метода «Школьная медиация», разработанного Центром медиации и права.

Целью применения метода «Школьная медиация» и медиативного подхода в воспитательно-образовательных учреждениях является формирование безопасной среды. Под этим подразумевается, в том числе, и право (и возможности) каждого защищать и отстаивать свои интересы, признавая при этом за своим оппонентом равное право на такие же действия – при условии не нанесения ущерба другим. Это относится и к детям, и к взрослым – ведь для учителя так же важно чувство защищенности и комфорта, которое способствует сохранению и развитию его профессиональных навыков, и, в итоге, положительно сказывается на качестве образования.

Однако воплощение этих положений на практике невозможно без правовых знаний, которые позволяют и взрослым, и детям чувствовать себя увереннее. Другими словами, в школе, как и в «большом» социуме, необходим определенный минимум норм, которым все могли бы следовать. Вот почему для решения задачи информирования участников образовательного процесса в рамках метода «Школьная медиация» был разработан правовой блок, в котором мы постарались максимально полно отразить права и обязанности всех участников образовательного процесса. В нем есть правовая информация для детей, учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей, и, помимо прочего, имеется раздел, посвященный органам попечительства и опеки. Если этот правовой блок станет настольным справочником каждого учителя, родителя (а в идеале и каждого ребенка), нам удастся избежать многих конфликтов, потому что очень часто их причиной является элементарная правовая неграмотность, непонимание правовых аспектов совершаемых поступков.

Сам же метод «Школьная медиация» может быть интегрирован в образовательную среду с помощью соответствующего обучения учителей, классных руководителей, школьных психологов. Для этого не требуется создавать в образовательных учреждениях специальные структуры, вводить новые должности. Именно те, кто уже сегодня ежедневно общается с детьми, должны быть заинтересованы в использовании метода «Школьная медиация» для разрешения и предотвращения конфликтов. И именно им удастся использовать этот метод наиболее эффективно. Ведь «Школьная медиация» - это не просто рычаг влияния взрослых на детей, не еще один воспитательный механизм, а средство, позволяющее выстроить диалог в межвозрастном школьном социуме. В качестве медиаторов здесь могут (и должны!) выступать не только взрослые, но и сами дети. Таким образом, они учатся самостоятельно разрешать свои споры, и это постепенно меняет сам климат образовательного пространства.

- А для чего необходимо участие школьников в качестве медиаторов? Могут ли подростки с подвижной психикой взвешенно решать чужие проблемы?

- Метод школьной медиации предполагает максимальное вовлечение детей и подростков в распространение принципов медиативного подхода, позитивного общения. Создавая группы равных в рамках служб школьной медиации, мы создаем условия для позитивной социализации учеников, осознания ими собственной значимости, ценности человеческой жизни, чувства принадлежности и принятия. Участие в группах равных способствует развитию у учащихся социального и, в первую очередь, эмоционального интеллекта. Чуткость, сострадание, умение сопереживать – эти на первый взгляд естественные человеческие проявления сегодня все реже встречаются и о них все меньше рассуждают в стенах тех институтов, которые призваны эти способности развивать и культивировать.

Овладение методом школьной медиации, участие в группах равных позволяет каждому ребенку, подростку реализовать себя с положительной стороны, разглядеть в себе самом и продемонстрировать окружающим способность быть полезным членом общества.

Что касается второй половины вопроса, то следует помнить, что в медиации никто ни за кого никаких решений не принимает. Роль детей-медиаторов, также как и взрослых медиаторов, заключается в том, чтобы помочь своим сверстникам с наименьшими потерями разрешить разногласия. Они ни в коем случае не станут принимать решения за спорщиков, или навязывать им какой-либо готовый вердикт.

- Кто будет обучать детей медиации? Сколько времени продлится такое обучение? Школьники и так перегружены учебой - хватит ли им сил на эту дополнительную нагрузку?

- Школьная медиация, как я уже сказала, не требует появления новых сотрудников. Задача в том, чтобы как можно больше сотрудников образовательной организации овладели этим методом, и в первую очередь могли применять эти навыки в своей привычной повседневной деятельности. Часть преподавателей, овладевших методом, может стать ядром службы школьной медиации, занимаясь при необходимости урегулированием разнонаправленных конфликтов, проводя информационно-просветительскую работу с коллегами, родителями, а также обучая детей, учащихся в группах равных.

Обучение в группах равных – это от 24 до 36 часов интерактивных занятий, которые могут быть интегрированы в обычную школьную программу. Не говоря о том, что эти занятия (включающие игровые тренинги) являются для детей не нагрузкой, а своего рода разрядкой, работой для ума и души.

- В советских школах тоже были своего рода "группы поддержки" отстающих учеников или хулиганов, но по большому счету они не выполняли своих функций, а были нужны для отчетности. Не станет ли профанацией служба школьной медиации? Кто будет следить за выполнением службой своих функций?

- Все можно легко превратить в профанацию. Самое главное, что школьная медиация это не «для кого-то» и не для показателей (хотя они тоже, при условии качественной работы и неформального подхода, неизбежно улучшаются). Метод создает условия для профессиональной работы взрослых, для психологического комфорта и уважительного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру