Стандарт педагога - мнение учителя

Введение стандарта педагога вызывает пока много вопросов в педагогическом сообществе. Основной из этих вопросов: как этот стандарт будет работать. Своими сомнениями с порталом «Слово» поделился Александр Александрович Демахин, учитель МХК и искусства, заместитель директора по внеклассной работе Сергиево-Посадской Гимназии имени И.Б. Ольбинского, руководитель театра-студии «Пространство», кинокурса «25 кадр», драматург, лауреат премий «Действующие лица», «Триумф». Победитель конкурса «Учитель года России-2012».

- На самом деле вопрос для меня спорный. Конечно, педагогическая и школьная образовательная реальность такова, что требуется владение многими технологиями, в том числе образовательными, информационными. В этом смысле требования к педагогам сегодня отличаются от прежних и, наверное, нуждаются в формулировании. Но, с другой стороны, есть и вопросы. Я знаю, что стандарт Ямбург дорабатывал, но тот вариант, который я полгода назад держал в руках на круглом столе в РИА-новостях… Это был проект стандарта учителя русского языка. Там были такие формулировки: учитель, например, обязан следить за ситуацией употребления языка родителями и жителями микрорайона и так далее, учитель должен давать этическую и эстетическую оценку словоупотребления учащихся. Может быть, так и надо, просто если такие вещи прописаны в стандарте, то они будут проверяться. Вот мне очень интересно увидеть, как будут проверять, отслеживает учитель языковой уровень родителей или нет. Может быть, сейчас этого пункта в стандарте уже нет, но есть огромное количество требований к учителю с той же самой аттестацией.

А дальше возникает вопрос, насколько сейчас эта профессия престижна, чтобы выдвигать такие требованиями к тем, кто этой профессией занимается. Мы говорим о том, что педобразование сейчас не выпускает молодых людей, оснащённых педагогическими компетенциями, которые нужны для школ. С другой стороны, с материальной точки зрения нельзя сказать, что учитель – это очень престижная профессия. И вот мы спешим со стандартами… Когда я в марте участвовал в круглом столе, там был мужчина из Московского психолого-педагогического университета – он бодро говорил, что мы стандарт введём с 1-го сентября, при этом сам не очень представлял, как он будет работать. Честно говоря, это вызывало удивление.

С введением стандарта слишком спешат, в то время как это должны быть комплексные меры. За последние несколько лет из-за невероятного количества бумаг, которые каждый учитель должен заполнять, очень многие мои коллеги-личности ушли из школы. Они больше не хотят находиться в этом пространстве, потому что количество требований и отчётностей, которые учитель должен заполнить, прогрессирует с каждым днём. Я понимаю, что это всё в благих целях вроде бы, но с реальностью не поспоришь. Педобразование не реформировано, сейчас только стартовая стадия продумывания этих реформ. Кроме того, все признают, что задача статуса учителя не решена: не решена с финансовой точки зрения, не решена с общественной точки зрения. Зато я вижу уже целый список требований к учителю, однако пока не вижу текста, где было бы написано, как государство за ближайшие 10 лет планирует изменить систему высшего педагогического образования; я не вижу текста, где было бы написано о принципиальном изменении статуса учителя.

Вот, например, страна Финляндия, где сейчас учитель – самая востребованная профессия в обществе. Конкурс в педвузы – 11 человек на место, конкурс на одно рабочее место – 5-7 человек. Человек, претендующий на должность учителя, должен быть кандидатом наук, иначе невозможно попасть в школу учителем. На мировом форуме, где я был, спросили: почему финские коллеги так развиваются, как они этого достигли? Финны ответили: «У нас учитель существует на позиции эксперта интерпретации, абсолютно свободного внутри классной комнаты». То есть у него есть подтверждающие документы о его образовании, очень достойный уровень оплаты, у него высокий статус в обществе, и тогда ему можно предъявлять высокие требования, и он этим требованиям соответствует. Но при этом он свободен внутри своей деятельности.

В общем, мне кажется, что этот стандарт должен быть частью комплекса мер, а пока это не так.

Записала Екатерина Желенникова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру