Повышение квалификации учителей

В текущем году педагоги могут сами выбирать, какие курсы повышения квалификации им посещать. Лучшие московские вузы готовы принять учителей, но ажиотажа пока нет – возможно, информация распространилась недостаточно широко. О том, как организована работа в отделении повышения квалификации на факультете педагогического образования МГУ, порталу «Слово» рассказал Алексей Сергеевич Кошель, заместитель декана факультета педагогического образования МГУ им. Ломоносова, руководитель отделения повышения квалификации.

- Кто приходит на курсы повышения квалификации?

- Наше отделение было создано не так давно. В результате реорганизации системы дополнительного образования в МГУ прекратили деятельность факультет дополнительного образования и институт переподготовки и повышения квалификации, слившись с факультетом педагогического образования. Так было создано это отделение. Оно существует с сентября этого года, но у нас за плечами более чем шестидесятилетняя история повышения квалификации в МГУ. Наше основное направление – повышение квалификации научно-педагогических работников. Это научные работники и профессорско-преподавательский состав МГУ и других вузов. Другое важное направление, которое мы сейчас прорабатываем – повышение квалификации учителей школы. Задача нашего отделения – работа с готовыми преподавателями, с состоявшимися в своей профессии людьми.

- Развита ли сейчас сфера дополнительного образования?

- Рынок дополнительного образования по всей стране велик. Многие вузы делают на дополнительном образовании больший акцент, чем на основном. Сейчас и вузы, и школы сами для себя определяют, куда идти на курсы повышения квалификации. Нет никакого принуждения со стороны департамента или министерства, поэтому сейчас любое образовательное учреждение, которое ведет программу повышения квалификации, конкурирует с другими.

- У людей, проходящих курсы повышения квалификации, проще происходит продвижение по службе?

- Это зависит от того, какую задачу перед собой ставит человек. У ряда специалистов, в том числе преподавателей, есть необходимость в постоянном совершенствовании. Раз в три года преподаватель имеет право за счет работодателя пройти курсы повышения квалификации. Кто-то пользуется этим правом, кто-то отказывается: ведь в преподавательском составе есть и академики, а какие курсы можно предложить посетить академику? С другой стороны, не каждый готов самостоятельно совершенствовать свои знания. После курсов повышения квалификации человек получает набор знаний, который позволяет шире смотреть на мир, и ко многим вопросам относиться иначе. Конечно, благодаря этому люди организуют процесс более эффективно и, как следствие, продвигаются по службе.

- Поскольку учителя сами могут выбирать, куда идти повышать квалификацию, велик ли у вас поток желающих?

- Курсы сейчас только формируются. Сам набор будет проходить с февраля будущего года. На других факультетах в университете уже давно реализуются программы повышения квалификации учителей по профильным предметам. Конкретно наш факультет тоже этим раньше занимался, у нас есть определенный набор курсов, но сейчас мы будем увеличивать их количество. Происходит мониторинг потребностей преподавателей: мы выясняем, в чем они заинтересованы, что им было бы интересно узнать в ходе курса. Мы постараемся представить максимально широкий спектр знаний.

- Если ситуация сложится таким образом, что вы не сможете принять всех желающих, по какому принципу будет проходить отбор?

- Отбора не предполагается. Если людей, которым не хватит места, будет не очень много, то образуется группа, которая будет принята на курсы в следующем потоке. Если таких людей окажется достаточное количество, мы наберем вторую команду, которая будет параллельно преподавать тот же курс.

- Сколько времени будет занимать один курс?

- В среднем учителя заинтересованы в курсах длительностью 36-72 часа.

- Какие знания сможет приобрести преподаватель на курсах?

- На сегодняшний день преподаватели не заинтересованы в повышении квалификации по своей специальности, особенно учителя московских школ, где присутствуют высококлассные специалисты. Мы будем рассматривать межпредметные вопросы, психологический аспект в обучении, во взаимодействии педагога и администрации школы с ребенком и его родителями. Важным вопросом являются новые механизмы управления школой. Родители начинают больше участвовать в вопросах управления, поэтому вопросы взаимодействия администрации школы и родителей тоже необходимо рассматривать. Школа выходит на новый уровень. Она воспринимается многими родителями и старшеклассниками, как учреждение, предоставляющее услугу. Обеспечение должного уровня взаимодействия ребенка и педагога, родителей и педагога, родителей и администрации – это одна из целей курсов.

- Как изменились принципы работы после реорганизации дополнительного образования в МГУ?

- Преподавать на наших курсах и повышать квалификацию должны те специалисты, которые работают «на земле», преподают на профильных факультетах. Не вполне правильно специалисту по повышению квалификации находиться «в вакууме», он должен сам постоянно совершенствоваться. Инициатором новых принципов работы стал наш ректор. Ранее было 80 сотрудников, которые были задействованы в повышении квалификации, в рамках самостоятельной отдельной структуры. Теперь преподаватели находятся на профильных факультетах, а административный и вспомогательный состав в виде отделения повышения квалификации – на факультете педагогического образования. По мере необходимости, в зависимости от курсов, которые в тот или иной момент востребованы, мы будем привлекать преподавателей с профильных факультетов. Так что двадцать тысяч профессоров, преподавателей и научных сотрудников, которые есть в университете – это наши потенциальные преподаватели.

Беседовала Надежда Манохина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру