Портрет вуза: МГТУ им. Баумана

Есть вузы, которые десятилетиями пользуются доброй славой. Однако изменения, происходящие в обществе, отражаются и на их работе. О том, что изменилось в МГТУ им. Н. Э. Баумана с советских времен, порталу «Слово» рассказывает Борис Васильевич Падалкин, проректор по учебной работе Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана, кандидат технических наук. ­­­

- Как изменился поток абитуриентов? Кто преобладал в советское время и кто преобладает сейчас?

- Подобно тому, как высшее образование - часть экономики, так и абитуриенты - часть общества. В вузы ежегодно пытаются поступить практически все, кто закончил среднюю школу. Среди них есть представители абсолютно всех слоев нашего общества. Как и раньше, у нас много выходцев из технической интеллигенции. Наши выпускники часто приводят своих детей, но нельзя сказать, что люди из таких семей преобладают. Девушек к нам поступает порядка 15-20 процентов в год, и этот показатель стабилен. В целом, мы довольны качеством абитуриентов, которые приходят. Многие ребята мотивированы и подготовлены, они интересуются инженерным делом. К нам приходят те, кто хочет получить хорошую техническую профессию. Поэтому можно сказать, что средний контингент студентов не поменялся. Что касается количества поступающих, то это число тоже не сильно изменилось, судя по количеству оригиналов аттестатов, которые абитуриенты приносят во время приемной кампании.

- А ЕГЭ никак на это не повлиял?

- ЕГЭ вряд ли что-то может изменить в абитуриентах. Это просто инструмент управления полным средним образованием. Говорить о том, что он к чему-то привел или не привел, довольно сложно, потому что непосредственно на качестве подготовки абитуриентов он не отразился. Гораздо больше ЕГЭ повлиял на их предпочтения при выборе вуза. У ребят появилось много возможностей после того, как ввели ЕГЭ: сейчас можно подавать документы на целый ряд специальностей в разных вузах и при этом не сдавать экзамены отдельно в каждом из них. Но говорить о том, что он радикально что-то изменил в уровне подготовки, наверное, было бы напрасным. ЕГЭ - форма экзамена за школьный курс образования, не более того. Приписывать ему чудодейственные способности и свойства - как в плюс, так и в минус, - не совсем разумно. Хотя попытки демонизировать ЕГЭ предпринимались и предпринимаются, так же как и попытки представить его волшебной палочкой.

- Изменился ли как-то образовательный процесс с советских времен?

- Безусловно, изменился. Дело в том, что сейчас уже принято третье поколение стандартов образования. Наука и техника не стоят на месте. Прежде всего, меняется содержание образования. Например, сегодня во всех без исключения дисциплинах нашли свое место новые технологии преподавания, связанные с компьютерными, информационными и сетевыми технологиями. Изменилось и содержание многих дисциплин. Те разделы, подходы и технические решения, которые были в 80-е годы, заменены. Получили развитие цифровые технологии в целом и микропроцессорная техника в частности. Речь идет не просто о том, что, к примеру, раньше система управления каким-то техническим объектом была аналоговой, а теперь она цифровая, но и о том, что изменились сами технологии проектирования. Сейчас техника более надежна, потребляет меньше энергии и занимает меньше места.

Мы готовим разработчиков новой техники и видим, что те задачи, которые раньше мог решать целый отдел или несколько инженеров в течение многих месяцев, сегодня решаются одним человеком за гораздо меньший промежуток времени. Сейчас никто не стоит перед чертежной доской, все сидят перед компьютером. Людям серьезно помогают пакеты программ для математического моделирования, какие-то другие средства. Конечно, для того, чтобы их применять, нужно знать фундаментальные вещи, ту же математику. Но и разбираться в теории соответствующих машин тоже важно, потому что программа считает только то, что в нее заложено. Сами по себе технологии проектирования позволяют создавать технику хорошего качества за короткий срок. Однако если неправильно поставить задачу перед каким-то программным пакетом, то получится неправильный результат. Сегодня мы всех этому учим, потому что люди, которые не владеют технологиями, профессионально непригодны. Без этих знаний нельзя обойтись. Любой разговор с представителем предприятия начинается с того, что он просит рассказать, какими именно технологиями проектирования машин будут обладать выпускники. Фундаментальные основы работодателей обычно занимают не столь сильно. Гораздо важнее, что выпускники будут уметь делать. В этом смысле содержание образования изменилось очень сильно.

- Есть ли информация, чем занимаются выпускники последнего десятилетия?

- Да, мы осуществляем такой мониторинг. Без работы наши ребята не сидят, многие работают по специальности, особенно в тех отраслях, что сейчас на пике и где достаточно конкурентоспособные зарплаты. Прежде всего, речь идет о тех, кто получил образование в области информационных технологий, занимается радиотехникой, биомедицинской техникой, роботами. Если говорить о выпускниках более традиционных кафедр, то здесь тоже не все так однозначно. Кто-то работает по своей специальности, и достаточно успешно, кто-то меняет свою квалификацию, получая второе высшее образование, а потом работает в тех сферах, которые по каким-то причинам кажутся ему более выгодными. Бояться этого не надо, потому что сегодня ситуация обстоит несколько иначе, чем раньше, когда человек получал образование и всю жизнь работал по специальности. Сейчас же многие направления настолько связаны, что разделить их довольно трудно. Человек вообще всю жизнь учится, и сегодня это нужно делать все время. Наши ребята умеют учиться, и мы в целом представляем, в каких областях они потом трудятся. Безусловно, некоторые люди, в том числе и наши выпускники, иногда резко меняют свой род занятий. В Москве, например, рынок труда довольно своеобразен, и часто встречаются приличные перепады по уровню зарплаты. Поэтому среди наших выпускников есть и те, кто трудится в банковском деле или в инвестиционных и управляющих компаниях. Но при этом они опираются на свои технические знания.

- Как влияют на работу вуза новые законы, касающиеся образования?

- На самом деле новый закон "Об образовании" - важный документ, который приводит многие стороны жизни образовательных учреждений и вузов в соответствие с устоявшейся практикой. Старому закону было уже двадцать лет, и он не работал в новых условиях. Для того, чтобы это исправить, нужно было внести огромное число изменений. Ряд подходов, который намечен в новых законах, только будет реализовываться. И их польза станет ясна уже после того, как появится первый опыт. Поэтому это большой шаг вперед, который позволит развиваться вузам дальше.

- Борис Васильевич, а с какими проблемами сталкивается вуз?

- Говоря о проблемах высшего образования, нужно понимать, для чего оно вообще существует­­­­ и каким образом реализовывается его связь с жизнью.

Высшее образование - это часть экономики. Вуз не может долго готовить хороших специалистов, если они совершенно не востребованы. Есть очень много вопросов к нанимателям наших выпускников, к их работе в отношении кадровых предприятий. Часто предприятия хотят нанимать выпускников, они приходят на ярмарки вакансий, на которых иногда не протолкнуться. В работниках нуждаются и предприятия частного сектора, и госкомпании, но зачастую, особенно на предприятиях не очень больших, издержки снижают настолько, что работать там становится невозможно. Понятно, что молодые люди предпочтут трудиться в другом месте. В МГТУ им. Баумана ребят учат хорошо, и они довольно легко адаптируются в совершенно разных областях. И очень важно внимание работодателя к молодым специалистам.

Повышение престижа преподавательского труда - это тоже одна из проблем, которую надо решать. Этим необходимо заниматься, особенно важно повышать зарплаты. К тому же преподавательский состав во всех вузах старый, и у нас ситуация обстоит не так серьезно, как в других университетах. Но все равно беспокоит количество молодых преподавателей, а также их подлинная квалификация. Ведь люди, которым сегодня за шестьдесят, помнят промышленность полностью работающей. Другой вопрос, насколько это было эффективно, но тогда все крутилось и вертелось. А у молодого поколения этого опыта нет. Есть среди них и такие, что станка никогда не видели.

Еще одна из проблем, которые все вузы решают - практика. Без нее хороших специалистов не подготовишь. Производственная практика - важнейшая часть учебы, если ее нет, а учеба проходит у доски или за компьютером, то это неполноценное образование. Вопрос с практиками стоит достаточно остро, потому что предприятия, как правило, привлекать студентов к себе на короткий срок не заинтересованы. Им мешают издержки и расходы, которые кажутся неоправданными. Поэтому приходится искать и пути взаимодействия с предприятиями, и финансирование, так как бюджет в полной мере практики сегодня не охватывает, по крайней мере, не в том объеме, который необходим.

В последние годы мы получили очень много средств в рамках различных программ поддержки вузов и в ходе различных национальных проектов. Зачастую дело обстоит так, что использовать нужно уже закупленное оборудование. С одной стороны, все привычно жалуются на безденежье, с другой стороны, оборудование есть, оно введено в эксплуатацию, но каким образом его правильно можно использовать? Должны быть квалифицированные специалисты, которые эксплуатируют его, и содержание курса нужно выстраивать в соответствии с этим. Все не так просто, потому что если лектор или профессор, ведущий курс, привык к другому, то современное оборудование иногда может быть просто непонятным. Борьба старого с новым тоже имеет место быть, нельзя закрывать на это глаза. Эта проблема опять-таки связана с преподавательскими кадрами. Нужно, чтобы в университете работали люди, связанные с промышленностью.

- Может ли государство помочь в решении этих проблем?

- Государство не просто помогает, а вкладывает деньги. Можно зайти на сайт любого вуза, отнесенного к категории "национальный исследовательский университет", и увидеть там суммы, которые выделяются вузу. Это большие цифры, порядка 400-600 миллионов рублей в год. Так что жаловаться на отсутствие внимания грех. Сейчас не 90-е годы, когда людям зарплату не платили, деньги есть. Дело в том, что следует использовать эти средства наиболее целесообразно.

- Кроме государства, кто еще может помочь?

- Работодатели, конечно. Но тут есть целый ряд нормативных вопросов. Например, если предприятие купит технику или образец оборудования и поставит его в вузе, то за это придется заплатить налоги. Представителям организаций не хватает побуждения заниматься материальной поддержкой вуза, потому что эта сфера не находит отражения в налоговом законодательстве. Если были бы льготы для тех, кто вкладывается в образование, наверное, поток желающих помочь был бы больше.

Беседовала Мария Рудницкая


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру