Понять прочитанное

               В современной школе есть предмет, которого не знали советские школьники: «Чтение и понимание текстов». Этот предмет не является обязательным, и преподают его только в тех школах, где учителям действительно важно научить детей учиться. О сути предмета рассказывает Татьяна Геннадьевна Ваулина, преподаватель Орлово-Давыдовского подразделения школы 179 МИОО.

- Что собой представляет предмет «Чтение и понимание текстов»?

- В нашей школе три учебных профиля: естественно-научный, историко-филологический и профиль самоопределения. В каждом из них изучается предмет «Чтение и понимание текстов» и каждому соответствует определенный корпус текстов. Курс читается в восьмом классе и длится один год. Тексты подбираются из трех тематических групп: популярные, обзорно-энциклопедические и специальные. Так, с учениками естественно-научного профиля мы изучаем трактаты Галилея, философский труд Николая Кузанского «О знающем незнании», актуальные политические статьи. Иногда мы читаем даже учебные пособия для других предметов. Оказалось, что, например, учебник по физике читать абсолютно невозможно: в нем нет никакого смысла, потому что он непонятен школьникам.

- Для чего нужен этот предмет?

- Чтобы научить школьников видеть предмет текста или предложения, понимать его смысл. Для примера можно привести два высказывания, которые, казалось бы, значат одно и то же: «Приходи ко мне завтра днем» и «Приходи ко мне завтра в три часа». Однако смысл, заложенный в них, сильно различается и продолжение этих предложений также не одинаково. Так, первую фразу можно продолжить как «приходи ко мне завтра днем: родителей дома не будет», а вторую – «приходи ко мне завтра в три часа, я познакомлю тебя со своим другом». Высказывание с точным временем также передает большую значимость сообщения. Если вспомнить И.С.Тургенева, то последнюю главу «Отцов и детей» он начал с предложения «Прошло шесть месяцев». Почему именно «шесть месяцев», а не «полгода»? Подобные вопросы мы и разбираем на занятиях.

Тексты действительно очень важно понимать. Школьники, особенно лучшие из лучших, отличники, привыкли заучивать или пересказывать тексты, но не все пытаются понять их смысл. Увы, это проблема не только восьмиклассников, это проблема всего нашего общества.

- По какому принципу строится работа на уроке?

- Самое главное – это вдумчивое чтение текстов. В основном школьники изучают тексты на уроке, читая про себя и зачитывая некоторые особенно важные цитаты вслух. С длинными трудами дети знакомятся дома.

Обычно урок проходит так: в начале занятия мы раздаем ученикам новый текст, чаще всего распечатанный на отдельном листе. Мы стараемся научить школьников не бояться ставить в тексте разные редакторские пометки, подчеркивать важные фразы и выписывать с другой стороны листа вопросы, вызвавшие затруднение и требующие особого внимания. Дети читают и выделяют для себя самое главное, то, что их сильнее всего трогает и ярче запоминается.

Дальше начинается собственно обсуждение текста. Сначала мы разбираем вопросы школьников: общие и частные, вопросы на понимание. В этом помогает использование электронных словарей на персональных компьютерах, которые есть у всех учеников нашей школы. На некоторые вопросы мы ищем ответы с помощью сопоставления и аналогии и постепенно переходим к углубленному изучению текста. Часто мы выделяем самый значимый фрагмент текста и его разбираем подробно: о чем он, что он значит, что значит каждое слово, какое слово главное. Затем мы выясняем, в чем же смысл текста и о чем он, то есть выделяем предмет. Мы определяем, на какие композиционные и смысловые части делится текст и что объединяет эти части. Например, при разборе политического текста про украинские выборы мы очень подробно рассматривали написанное, чтобы ввести детей в политический контекст. Так, в статье было предложение «Закоренелый совок кричит о рыночных отношениях, стоит лишь ввести в кинопрокате принудительный украинский дубля», в котором мы исследовали каждое слово.

В конце занятия ученики пишут самостоятельные работы, состоящие обыкновенно из трех вопросов: о чем текст, в чем его смысл и какова его структура. Иногда бывают и дополнительные вопросы или задания. Недавно мы читали текст о поколении Путина, в котором автор привел известную формулу «лайка, «Сейко», гайка» - кожаный черный плащ а-ля Штирлиц, японские электронные часы и золотой перстень. Это был символ благополучия, его идеал. После этого текста я предложила ученикам написать три слова, которые характеризуют ценности их поколения. Это ужасно, но они ответили с некоторым презрением по отношению к сверстникам, при этом не причисляя к ним себя. Что было в их ответах? Сон, еда, гаджеты, айфоны. Спрашиваешь: «Это у вас такие ценности?». Отвечают: «Нет, это у них, у тех, кто в подворотне».

- Как скоро видны результаты в успеваемости учеников?

- Трудно говорить о результате, но хочется надеяться, что ученики запоминают и используют полученные знания. К сожалению, сознание современных школьников характеризуется так называемой клиповостью. Их мышление представляет собой разорванные картинки. Например, на занятии говоришь одно, через пятнадцать минут – другое. Просишь школьников связать эти две фразы, но они этого сделать не могут, хотя готовы воспроизвести оба высказывания.

Успехи, тем не менее, заметны по реакции родителей. Их отношение к предмету проходит три стадии: непонимание, недовольство и благодарность. Сначала родители не могут понять, для чего нужно усложнять и без того тяжелую программу предметом, чья суть им не до конца ясна. Для лучшего усваивания материала приходится демонстрировать ученикам их неумение понять текст. А как иначе? Знание рождается только из незнания. Некоторых родителей такой подход, конечно, тоже не устраивает. Но в девятом классе, когда курс заканчиваются, многие родители интересуются, будет ли предмет преподаваться в дальнейшем и расстраиваются, когда узнают, что он рассчитан лишь на год.

- Нужно ли специально готовить педагогов для преподавания этого предмета?

- Сначала следует сказать о возможности повсеместного изучения этого предмета в рамках школьной программы. Об этом можно сказать метафорически. Стоит ли распылять ресурс? Что лучше: ухаживать за одним ростком и вырастить прекрасное дерево или попытаться сразу вырастить множество ростков без особого ухода? Конечно, хотелось бы, чтобы цвели целые сады, но пока мы можем только бережно поливать один-единственный росточек и оберегать его. Я надеюсь, что в будущем изучение чтения и понимания текста разовьется и для кого-то это станет специальностью.

Разумеется, выпускникам педагогических ВУЗов будет сложно заниматься преподаванием этого предмета, нужна подготовка. Без нее сложно добиться взаимопонимания. Они нацелены на среднего ученика и на «орошение» всего народа. Однако для такого специфического предмета нужна ориентация на индивидуализацию, нужно в каждом ученике видеть личность и знать, что все усваивают информацию по-разному. Более того – все понимают текст также по-разному. Нужно учитывать, что нельзя неправильно понимать. В этом понимание схоже с любовью – любить неправильно так же невозможно. Либо ты любишь, либо нет. Либо понимаешь, либо нет. Каждая новая идея не опровергается, а становится частью общего достояния.

Пока что я могу сказать, что для успешного преподавания нужно посещать и анализировать наши занятия как минимум три месяца. Школьные преподаватели, которые уже прошли мою школу, понимают суть предмета с полуслова. Но лучше, чтобы «Чтение и понимание текста» вели не школьные учителя, которым трудно отойти от стандартизированного образования, а литераторы, публицисты или журналисты из серьезных аналитических изданий.

Беседовала

Кристина Ухова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру