ЕГЭ: мнение педагога

Единый Государственный Экзамен уже несколько лет проводится в школах России, поэтому сейчас можно подвести некоторые итоги. Оправдались ли опасения учителей и родителей? На вопросы портала «Слово» отвечает Самохин Юрий Семенович,доцент, кандидат педагогических наук, преподаватель Московского Государственного Гуманитарного Университета им. Шолохова, учитель географии.

- В какой мере ЕГЭ отражает действительные знания учащихся?

- Единый государственный экзамен в первую очередь отражает степень подготовки ученика к самому экзамену, а не его знания по предмету или общий уровень образования. Старшеклассники вынуждены последние, возможно, самые важные годы своего обучения тратить на выучивание тестов, вместо того, чтобы посвятить это время изучению литературы, истории, географии и многих других предметов, а также серьезно подумать о своей будущей профессии. В результате получается, что и учителя, и ученики становятся заложниками системы: одни в ущерб программе натаскивают детей на тесты, чтобы они смогли получить аттестат, другие – думают, в первую очередь, о количестве баллов, необходимых для поступления в ВУЗ, а не о сути сдаваемого предмета.

- Существуют многочисленные «курсы ЕГЭ». Что на них преподают и насколько это полезно для подготовки к экзаменам?

Само название таких курсов говорит за себя. На них учат писать тесты ЕГЭ. Возможно, для сдачи экзамена они могут быть полезны, но маловероятно, что они смогут расширить кругозор ребенка. В большинстве случаев на таких курсах присутствует формальный подход, ведь основная задача – натаскивание. Не секрет, что в опросном листе ЕГЭ, особенно по гуманитарным предметам много вопросов требующих не размышлений, логики, а банальной зубрежки. Поэтому цель таких курсов – это научить детей лучше запоминать готовые ответы.

- Предполагалось, что введение ЕГЭ упростит поступление в вузы абитуриентам из сельской местности и дальних регионов. Оправдалось ли это предположение?

Это довольно сложный и неоднозначный вопрос. Можно сказать и да, и нет. Известны случаи, когда некоторые учителя в регионах ставили себя задачу целенаправленно готовить детей к поступлению в ВУЗ, и в итоге большинство учеников в классе получали высокие баллы, что действительно помогало им поступать в ведущие ВУЗы.Правда, надо сказать, что такая ситуация встречается нечасто. Но очевидно, что для выпускников из школ, расположенных в сельской местности или дальних регионах, не ЕГЭ определяет возможность получить высшее образование. Поэтому, если говорить об общей массе абитуриентов, то скорее нет, чем да.

- Как изменился общий уровень знаний студентов-первокурсников со времени введения ЕГЭ?

На мой взгляд, уровень знаний и общей культуры резко снизился. Надо признать, что еще и до введения ЕГЭ знания многих первокурсников оставляли желать лучшего, но с введением ЕГЭ эта ситуация будет усугубляться. Появилось сразу несколько новых причин, которые на нее повлияли. Первая, это, как я уже говорил, основанная на тестах, логика программированного обучения, то есть необходимость детей тратить большую часть времени обучения на подготовку к тестам, что, в общем, мешает им полноценно проходить программу и наращивать свой культурно-образовательный багаж. Вторая – это смена приоритетов. Раньше упор в обучении делался на университетский тип образования, в котором мир представлен во взаимосвязи всех его элементов, что позволяло ученику через общенаучные закономерности, даже не зная каких-то отдельных деталей, иметь целостное представление о том, что он изучает. При подготовке к ЕГЭ – все наоборот. Мышление ребенка начинает работать на выхватывание отдельных клочков информации и их запоминание, причем довольно краткосрочное – когда в голове отсутствует целостная картина, то и ее фрагменты недолго держатся. И третья – это просто нехватка времени: педагоги вынуждены совмещать два принципиально разных подхода к обучению, поэтому часто его физически сложно организовать.

- Считается, что ЕГЭ поможет избежать блата и коррупции при поступлении в вузы. Как происходит на самом деле?

С моей точки зрения, коррупция в системе образования осталась на том уровне, на котором была до введения Единого Государственного Экзамена. Ведь ее уровень зависит прежде всего от людей, работающих в этой сфере. Способ контроля имеет скорее формальное значение. Возможно, в первые несколько лет существования ЕГЭ он немного снизился, но потом все вернулось на свои места. Подтверждением этому служит массовое количество 100-бальных работ.

Возможно, одной из причин введения ЕГЭ была попытка борьбы с коррупцией. Но, следует понимать, что в любом сложном многоуровневом механизме есть нестыковки, поэтому тот, кто хочет получить «нужные результаты», всегда может ими воспользоваться.

- Один из критических доводов: «Контрольно-измерительные материалы непривычны для российской системы образования». В чем принципиальная разница?

Классическая, еще советская, школьная программа давала ученику базовые знания во многих областях, что позволяло ему иметь широкий кругозор, независимо от выбранного впоследствии направления. Так любой более-менее способный, а главное, трудолюбивый ребенок из самой неблагополучной, казалось бы, семьи мог стать министром, ученым, архитектором и много кем еще. Конечно, в советской и в старой российской системе образования, были свои недостатки, но она обеспечивала достаточно высокий культурный и интеллектуальный уровень. Это позволяло вырасти из своей социальной группы. Сейчас вот эта возможность «социальных лифтов» стремительно исчезает. С каждым годом расслоение общества все жестче, и даже очень способным детям будет сложнее выйти из своего социального слоя, подняться «наверх». Возможно, мы еще увидим исключения, так сказать «новых Ломоносовых», но постепенно их будет становиться все меньше и меньше.

Это связано в первую очередь с тем, что из сферы обучения ребенка выпадает очень важное звено – учитель. Школьники остаются один на один с листком бумаги. Для получения знаний в той системе, в которой господствует ЕГЭ, не нужен «посредник», обеспечивающий индивидуальную траекторию обучения, который может что-то подсказать и с кем можно что-то обсудить. Достаточно раздать бланки с вопросами, а взаимодействие поколений через механизм «наставник – воспитанник» просто выпадает из контекста обучения. Плюс, как уже было сказано выше, внимание детей уводится в сторону формальной информации, которую нужно выхватить из общего мировоззренческого единства, не сильно заостряя внимание на ее сути и взаимосвязях.

- Возможно ли для ученика, который вынужден готовиться к ЕГЭ, обеспечить себе тот уровень знаний, который был при классической системе образования?

Возможно, только не в массовом варианте. Всегда будут талантливые люди, которые независимо от существующей системы смогут взять необходимые знания и раскрыть свой потенциал в полной мере даже в ходе подготовке к ЕГЭ. На самом деле Единый Государственный Экзамен – это не абсолютное зло, как может показаться на первый взгляд. В некоторых обстоятельствах он вполне имеет право на существование. Следует признать, что д ля многих старшеклассников, привыкших без особых усилий получать положительные оценки, ЕГЭ стал серьезным барьером, преодоление которого нельзя сымитировать.

Однако ЕГЭ лишь вершина того айсберга изменений в образовании и в обществе, которые тревожат педагогов и родителей. Реформы образования слишком масштабны и стремительны, чтобы говорить об их возможных положительных результатах, но элементы разрушения уже очевидны.

Беседовала

Александра Попова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру