Крещение Господне (Богоявление)

1) Место праздника в границах православного богослужебного года.

Крещение Господне (праздник, именуемый также днем Богоявления) — одно из важнейших торжеств церковного богослужебного года. Крещение входит в число двунадесятых Господских праздников.

2) Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета.

Рассказ о событии Крещения Господня святым Иоанном Предтечей содержится у всех четырех Евангелистов. Вот как, например, повествует об этом событии евангелист Марк: “Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды (то есть саранчу) и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою; а Он будет крестить вас Духом Святым. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского, и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Евангелие от Марка 1:4-11).

3) Духовный смысл праздника.

Итак, праздник Крещения отмечается в воспоминание евангельского события, происшедшего около двух тысяч лет назад на реке Иордан. Здесь Сын Божий Иисус Христос принял Крещение от святого Иоанна Предтечи. Иоанн совершал этот обряд над многими из тех, кто приходил к нему с желанием, покаявшись и изменившись к лучшему, очиститься от грехов. Однако это древнее крещение Иоанном еще не было тем самым таинством, что совершается сегодня над каждым человеком, присоединяющимся к Православной Церкви. Тот обычай был лишь одним из многих так называемых “очистительных” обрядов времен Ветхозаветной Церкви. Нынешнее же православное крещение понимается, прежде всего, как смерть греха в человеке, как "второе" — духовное — рождение для чистой и праведной жизни в Духе Святом. Для православных христиан оно есть — единственно возможный способ, силою и действием Божественной благодати, воскреснуть от внутренней душевной и духовной "мертвенности". Такое крещение по самой своей сути глубоко отлично от крещения через Иоанна. И все же крещение Иоанново было и чем то большим, чем все прежние ветхозаветные очистительные обряды.
Оно было предназначено для того, чтобы приготовить народ к пришествию Христа, вспахать ту почву, в которую затем будет засеваться христианское учение. Кроме того, именно во время совершения того Иоаннова крещения, во время погружения Христа в воды Иордана, на Иисуса — ощутимо и даже вполне зримо — снизошел Святой Дух, принявший образ голубя. Одновременно, как рассказывается в Евангелии, с небес раздался Голос, возвестивший миру: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Евангелие от Матфея 3:17). То был Глас Бога Отца, свидетельствующего о Своем Сыне, иначе говоря, о Божественности Иисуса. Именно в этом и заключается глубочайший духовный смысл еще одного — второго названия того же праздника: Богоявление. Ведь в самый миг крещения Иисусова миру — явно и вполне определенно — открылась величайшая из тайн бытия: тайна Единого и Неразделимого Божества, существующего, тем не менее, в Трех Личностях-Лицах. Бог Отец явил Себя здесь как небесный Глас, Бог Сын пребывал в водах Иордана, а Святой Дух сошел на Него "в виде голубине". Всему человечеству воочию явилась вся полнота истины о его Творце и Создателе — Таком, Каков Он есть на самом деле — о Боге-Троице...

Вот как об этом пишет святитель Григорий Палама (XIV век): когда Христос “крещается от Иоанна..., и восходящему Ему из воды отверзаются Ему небеса, и, вот, слышится тогда голос Отца..., и как голубь, сходит на Него Дух Божий, являя присутствующим Свидетельствуемого свыше. И, таким образом, делается Он явным, как истинный Сын; делается явным и на небесах Отец, как истинный Отец; делается также явным и Дух Святый, происходящий по бытию от Отца, по естеству же на Сыне Отчем почивающий...”.

Кроме того значение праздника Богоявления заключается и в том, что Христос до Своего Крещения не был известен народу, но именно теперь, благодаря совершившемуся при Его Крещении чуду, Он оказался провозглашен небесным Божественным гласом как пришедший в мир Искупитель.
...В дни праздника Крещения всегда совершается обряд, именуемый “Великим освящением воды”. По учению Православной Церкви, благодаря такому водоосвящению, в этот день в мире происходит удивительное и всеохватное, но в то же самое время и совершенно неприметное для "невооруженного глаза", чудо: через водоосвящение, совершаемое в зимние крещенские дни, на земле освящаются и все океаны, моря, озера, реки, все источники и родники.

В нашем мире все переплетено друг с другом, все взаимосвязано. И потому каждая маленькая капля воды в мировом океане, каждая снежинка (ибо и снег — та же вода), освящаются — по молитве Церкви — всемогущей Божественной Благодатью. Все водное естество вдруг оказывается преображено действием благой и зиждительной Воли Божией. Воля эта есть та же самая, по которой в начале бытия мира Дух Божий, носившийся над еще безжизненными водами неустроенного и хаотичного мироздания, начал свой долгий и непростой труд сотворения всего сущего: космоса, со всей его "мертвой и живой" природой, земли, всех людей. То было "первое", древнее начало вселенной — повредившейся затем, по свободной человеческой воле, злом и грехом. Но христиане верят в то, что для Бога нет ничего невозможного, ничего невыполнимого. И потому-то именно праздник Крещения-Богоявления как освящения водной стихии для православного сознания есть своего рода "новое начало" бытия. В этот день, в известной мере, вновь происходит освящение и воссоздание того "благобытия", что веками разрушается человеческими грехами, но изо дня в день оживотворяется и возрождается действием Божественной Благодати.

Вот что пишет о чудесных свойствах освященной в этот день воды — так называемой “великой агиасмы” — святитель Иоанн Златоуст: “настоящий день есть тот самый, в который Господь крестился и освятил естество вод. Посему в этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников”.

Об этом обычае — очень древнем по своему происхождению — упоминают уже церковные авторы III столетия Тертуллиан и священномученик Киприан Карфагенский.

4) История возникновения праздника.

Как уже отмечалось ранее, праздник Богоявления берет начало в III столетии, и быстро распространяется — в течение IV века — по всем поместным церквам. Впервые он появляется в богослужебной традиции еретиков “василидиан”. В Православной Церкви празднование события Крещения Господня некоторое время — на первом этапе существования этого торжества — совмещалось с воспоминанием Рождества Христова. При этом в различных церквах — в зависимости от местной традиции — в этом празднестве большее ударение делалось то на воспоминании Крещения (например, в Коптской церкви), то на воспоминании Рождества (в целом на православном Востоке: например, в Иерусалиме). Ранее всего праздник Рождества отделился от Крещения (Богоявления) в Римской церкви — около 354 года; на Востоке это происходит постепенно — в основном во второй половине IV века. Как уже указывалось, день 6 января, в который Церковь отмечает Богоявление (Крещение Господне) был призван заместить собой языческий праздник благословения Нила в Египте.

5) Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов.

В древней Церкви в этот день — наравне с некоторыми другими праздниками богослужебного года — совершались массовые крещения.
Появившийся благодаря отделению “воспоминания” Крещения от Рождества, современный праздник Богоявления по внешним формам богослужения напоминает Рождественское торжество, фактически — по образу своего празднования — являясь отражением устава рождественской службы. Подобная взаимозависимость может быть прослежена на протяжении всех столетий сложения уставов двух этих торжеств.
Авторы богослужебных текстов праздника Крещения Господня — виднейшие песнописцы древней Церкви: преподобный Косьма Маюмский (VII-VIII века) — стихиры на литии, первый канон праздника; преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) — стихиры на “Господи воззвах”, стихира на литии, второй канон праздника; святитель Герман, патриарх Константинопольский (VIII век) — стихиры на “хвалитех”; преподобный Феофан Начертанный (VIII-IX века) — стихира на литии.

6) Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство.

Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства.
По аналогии с праздником Рождества, в навечерие (накануне) праздника совершаются особые службы (об особенностях такого богослужения уже говорилось в связи с празднованием Рождества Христова).

Прежде всего, это совершаемые рано утром “Царские часы”. После часов служится вечерня с присоединяющейся к ней Литургией св. Василия Великого. На вечерне читается 13 паремий: 1-я рассказывает о сотворении мира и о том, как животворящий Дух Божий — Святой Дух — носился над водой, прообразуя тем самым будущее крещение (книга Бытия 1:1-13); 2-я паремия изображает власть Божию над водами Красного моря, расступившегося перед евреями и поглотившего войско египетского фараона (книга Исход 14:15-18,21-23,27-29); 3-я повествует о претворении Божественной силой в пустынном месте, именуемом Мерра, горькой воды в сладкую (книга Исход 15:22-27; 16:1); 4-я — о расступившихся перед евреями, во главе с их знаменитым ветхозаветным духовным вождем военноначальником Иисусом Навином, водах реки Иордан (книга Иисуса Навина 3:7-8,15-17); 5-я — о подобном же переходе Иордана “посуху” пророками Илией и Елисеем (4 книга Царств 2:6-14); 6-я — о чудесном исцелении Неемана в водах Иордана от страшной болезни — проказы (4 книга Царств 5:9-14); 7-я паремия представляет собой пророчество Исаии о духовном возрождении людей через будущее крещение (книга пророка Исаии 1:16-20); 8-я рассказывает о переходе через Иордан ветхозаветного праведника Иакова (книга Бытия 32:1-10); 9-я — о том, как остался невредим пущенный по водам реки в корзине младенец Моисей — будущий великий ветхозаветный пророк (книга Исход 2:5-10); 10-я — о благодати Божией, явленной еще одному вождю ветхозаветного Израиля Гедеону — через росу (книга Судей 6:36-40); 11-я — о пророке Илии, приказавшем обильно полить приносимую Богу жертву водой, которая — чудесным образом — не помешала Господу принять эту жертву и попалить ее небесным огнем (3 книга Царств 18:30-39); 12-я — о чуде, сотворенном в Иерихоне над водами пророком Елисеем (4 книга Царств 2:19-22); 13-я паремия пророчески изображает благодать Божию и милость к людям, которая ныне — в новозаветную эпоху — оказалась явлена христианам через посредство крещения (книга пророка Исаии 49:8-15).
После вечерни и Литургии в храмах — в притворе (а иногда и вне храма: на реках, источниках) — совершается первое (из нескольких, положенных уставом в эти дни праздника) “Великое освящение воды”. В типиконе оно именуется “Последование великаго освящения святых Богоявлений”. Священство исходит из алтаря и направляется к приготовленной для освящения воде, причем настоятель во время шествия держит на главе крест.

Последование содержит особые тропари, которые поются во время этого шествия, три паремии (все они представляют отрывки из книги пророка Исаии: 1) 35:1-10, 2) 55:1-13, 3) 12:3-6, где говорится о подаваемой Богом — через водную стихию — Его благодати, утоляющей людскую духовную жажду “Богопричастности”), апостольское чтение (1 Послание апостола Павла к Коринфянам 10:1-4 — о ветхозаветных прообразах Христова Крещения) и чтение евангельское (Евангелие от Марка 1:9-11 — рассказ о Крещении Господнем от Иоанна); в последование входит также “мирная” ектения, содержащая специальные прошения об освящении воды, и большая “тайная” (то есть прочитываемая священником про себя) молитва, за которыми следует троекратное погружение в воду креста, с пением тропаря праздника Крещения “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...”, и, наконец (при продолжающемся пении этого тропаря, а также стихиры), происходит окропление освященной водой храма и всех молящихся.

День навечерия праздника Крещения — постный.
В период попразднства Крещения — на второй день праздника (7 января ст. ст. / 20 января н. ст.) — Церковью установлено торжество, именуемое “Собор святого Иоанна Предтечи”: здесь прославляется тот, кто послужил делу Крещения Христова, возложив руку на главу Спасителя.

7) Важнейшие черты праздничного богослужения.

Богослужение праздника совершается священством в белых облачениях. Чинопоследование службы содержится в месячной Минее — в ее январском томе.
Богослужение Крещения Господня внешне очень напоминает богослужение Рождества. Оно состоит из великого повечерия с литией и утрени. На следующий день совершается Литургия. Однако и после Литургии (а в некоторых храмах — и после всенощной) вновь повторяется чин Великого освящения воды.

Тропарь праздника: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе”. Русский перевод тропаря: “Господи, когда Ты крестился в Иордане, явилось поклонение Троице (то есть стало известно, что Богу следует поклонятся именно как Троице): ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность этих слов. Слава Тебе, Христе Боже, явившийся и просветивший мир”.

Кондак праздника: “Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя, пришел еси и явился еси, Свет Неприступный”. Перевод кондака: “Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и Свет Твой открылся нам, разумно воспевающим Тебе: “Свет Неприступный, Ты пришел и явился нам”.

В стихирах и канонах праздника, повествующих о событии Крещения Господня, говорится прежде всего о том, что Ему Самому не было нужно очищение от грехов, но что Он пришел в мир, чтобы очистить от греха всех нас и просветить всех людей светом богопознания, для того, чтобы и весь человеческий род мог возродиться — через таинство крещения — во Христе (“Одеваяйся светом, яко ризою, нас ради по нам быти сподобился есть, во струи одевается днесь Иорданския, не Сам сих ко очищению требуя, но нам Собою устрояяй порождение”). Господь как бы потопляет в водах Иордана саму греховную немощь человеческого естества. Много говорится здесь и о тех ветхозаветных прообразах Крещения, что уже знакомы молящимся по текстам праздничных паремий.
Евангельские чтения на утрени (Евангелие от Марка 1:9-11) и Литургии (Евангелие от Матфея 3:13-17) рассказывают о самом событии Крещения.

Апостольское чтение на Литургии (Послание апостола Павла к Титу 2:11-14; 3:4-7) говорит о явившейся в мире — через Иисуса Христа — Божией благодати, обновившей нас “банею возрождения... Святым Духом”, для того, “чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни”.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру