Учение о священном Предании. Священное Предание в Новом Завете

С. Алферов

Определение понятия Священное Предание в Новом Завете.

Предание слова истины – Новозаветного Богооткровенного учения.

Переходя к раскрытию значения понятия Священное Предание в Новом Завете, (то есть что люди приняли о Бога [сохраняли и передавали] необходимое для своего спасения и обожения), остановимся на некоторых евангельских текстах со словами Самого Спасителя: «Все Мне предано Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца никто не знает, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27).

«Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли...» (Ин. 17,8).

Сопоставление этих текстов дает ясное представление об одной из сторон Откровения Божия роду человеческому в Новом Завете. Это Откровение есть та ИСТИНА, которую Господь должен был возвестить всему миру и передать через Свое слово избранным Им ученикам. Они же в свою очередь должны будут проповедовать это Божественное учение всему миру. Господь сказал об этом Апостолам: «...идите по всему миру и проповедайте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15).

Апостол Павел говорит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1, 11-12). «За сим братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса» (1Сол. 4, 1-2).

Мы видим цепочку: дал, передал, приняли. Причем начальное звено этой цепи оказывается, как мы видим из приведенных цитат Священного Писания, в Боге. Поэтому разрыв с Преданием – это не просто выход из традиции Восточной Церкви, а, по существу, отпадение от Бога.

Сам Господь Иисус Христос преподал Свое учение устно и в письмени ничего не оставил 42, 43. Передача этого здравого учения осуществлялась апостолами путем устной проповеди и позднее посредством Писаний, главным же образом устно.

Пребывание апостолов в основанных ими церквях продолжалось иногда длительное время, в течение которого они непрерывно поучали новообращенных, вводя их в тайны христианской веры (и жизни – о чем будет сказано ниже). В Коринфе, например, апостол Павел оставался «год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян. 18, 11). Там же в Деяниях повествуется о беседе апостола Павла с пресвитерами Ефесской Церкви. Апостол говорит, что он в течение трех лет день и ночь непрестанно учил каждого из них (Деян. 20, 31).

Что касается посланий апостольских, то они писались обычно по тем или другим конкретным поводам, очень часто для исправления нестроений и соблазнов, возникающих в Церквах в отсутствие апостолов. В каждом из них не могло быть во всей полноте передано то, что сообщалось апостолами своим ученикам при личном общении. Поэтому апостол Павел называет коринфян «письмом Христовым», которое «... через служение наше написано ... не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор. 3, 3). А апостол Иоанн Богослов в конце второго послания пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин. 1, 12).

Сказанное об апостольских посланиях относится также и к Евангелиям. Так, апостол Иоанн пишет, что, кроме записанного им, «многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то думаю и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25). Апостол Павел в Деяниях приводит слова Господа: «... блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35) – слова, не записанные евангелистами. Сам Господь наш Иисус Христос по славном воскресении Своем в продолжении сорока дней являлся ученикам Своим и говорил им о Царствии Божием (Деян. 1, 3), а что именно говорил, – этого ученики не записали, но передавали устно своим преемникам и вообще Церкви Божией.

В. Талызин, доцент МДА, пишет: «... хотя Иисус Христос и принес на Землю всю Истину сполна, но многое из того, о чем учил Он, осталось незаписанным, но было предано апостолами устно» 44.

Святитель Феофан Затворник поучает: «И писание есть такое же предание, как и слово... Святой Златоуст пишет: «Отсюда очевидно [то есть идет толкование слов апостола Павла: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2, 15)] вытекает, что Апостолы не все предали верующим чрез послания; но многое сообщили и без письмени; между тем и то, и другое равно достоверно... Есть предание, больше не ищи ничего»» 45. Вопрос попутный: Каково содержание этого Божественного учения, которое передавалось словом или посланием? В Священном Писании Нового Завета общее наименование учения Христова 0 Евангелие, то есть благая или радостная весть. «Помимо принесения Крестной жертвы, Воскресения и Вознесения Христова необходимо было также:

1) научить людей, чтобы они понимали, какое значение имеют эти события для их спасения...,

2) научить людей тому, как воспользоваться плодами искупительного подвига Христа Спасителя» 46.

«Поэтому учение Господа с некоторой степенью условности можно разделить на закон веры и закон деятельности:

а) Закон веры – это истинное боговедение... Господь открыл, что «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4,24). Кроме этого, Господь открыл во всей доступной для человека полноте тайну Пресвятой Троицы»47 и (кратко говоря, все то , что относится к Православному догматическому богословию).

б) «Закон деятельности – суть этого закона наилучшим образом выражена в следующих словах Христа Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Согласно учению Спасителя, в Царство Божие призываются все люди без исключения. Но тот, кто желает в это Царство войти, должен покаяться, то есть оставить путь, ведущий к смерти, и потрудиться для своего спасения.

... Труд этот включает внешнюю сторону, то есть внешнее соблюдение христианских заповедей: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14, 23). А также внутреннюю сторону, выряжающуюся в борьбе с греховными страстями. Суть этой борьбы хорошо выражена в словах апостола Павла: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24).

Толкуя слова Господа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20); «Блаженный Феофилакт замечает, что, повелевая крестить во имя Святой Троицы, Христос преподал нам богословское учение (την νεολόγιαν); а повелевая соблюдать заповеди, предложил практическую добродетель. Слово διδασκόντες означает собственно научение, то есть преподание истин христианской веры...» 48. То есть мы видим, что Господь, пребывая с апостолами, передал им, кроме слова истины, также и некий опыт духовной жизни, опыт богопознания. И после сами апостолы передавали опыт духовной жизни (опыт борьбы со страстьми и похотьми) уверовавшим.

Но если разобраться, то мы увидим, то все это не решит вопроса спасения человека, его обожения. И действительно, если кроме Божественного учения, передаваемого словом или писанием, Господь и Апостолы больше ничего не передавали роду человеческому, а точнее уверовавшим; тогда христиане имели бы:

1) Истинную веру в Бога, намного полнее раскрытую, как было выше сказано;

2) Нравственное учение, конечно возвышеннее намного Десятословия. Но здесь возникает вопрос, а как же это нравственное учение возможно исполнить? На чем основано возвышенное требование? Какими силами? Человеческими? Но Сам Господь сказал: «Человекам это невозможно»(____). И действительно, если бы возвестив истинное учение о Боге, Апостолы далее начинали говорить народу: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»; «кто скажет брату «безумный», подлежит геене огненной»; или говорили бы, что блаженно пребывать в девстве, тому народу, которому Моисей позволил разводиться с женами из-за жестокосердия, не говоря уже о язычниках.

Да их бы просто никто не послушал!

Или бы Апостолы говорили: «Если хотите быть совершенными, то, пойдите, продайте ваши имения и деньги раздайте нищим». Если даже от слов Господа: «Пойди, продай имение твое и дай нищим и будешь иметь сокровище на Небе» (_____), опечалился юноша-израильтянин, говоривший, что он исполнил весь Закон, и не последовал за Христом. А Господь сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Небесное» (______). Поэтому становится непонятно, каким образом могли Апостолы своей проповедью изменить сердца тысячам, а не одному или десятку, или даже сотне жестоковыйных израильтян и язычников, если кроме слова учения они от Спасителя ничего не приняли?! Как могли они сделать все то, что они сделали?!

Но даже допустим и это. И сейчас Церковь Православная объединяет миллионы христиан во всем мире, сколько храмов, монастырей и т.д., священство, монашество. Но если ничего, кроме учения, здесь человеку не дается, то поистине мы продолжаем жить в Ветхом Завете! Если все дело Господа свести только к передаче учения.

Но в том то и дело, что Господь Иисус Христос для Православной Церкви прежде всего не Учитель, а Спаситель! Спаситель от греха, диавола, тления и смерти. Спаситель, который создал Церковь Свою для спасения человеческого рода, для того, чтобы идея обожения реально могла осуществляться.

«Христианство невозможно свести ни к доктрине, ни к традиции, ни к морали, ни к обряду... Самое главное в христианстве – это сама уникальная богочеловеческая Личность Христа Спасителя, и не только вера в эту Личность, но и возможность вступить с Ней в непосредственное общение, соединиться с Ней теснейшим внутренним союзом. Такую возможность Господь предоставляет каждому, искренне желающему в Своей Церкви» 50.

«Иисусом Христом не только истина, но и благодать бысть» (Ин. 1, 17). «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1, 16).

Господь Иисус Христос, Сын Божий, Вторая Ипостась Святой Троицы, воплотился, воспринял человеческую природу во всей полноте, кроме греха, победил все последствия грехопадения, умер, воскрес, вознесся и воссел одесную Отца; но скажет человек: «Какое отношение все это имеет ко мне лично?»

И действительно, для того, чтобы Искупление имело отношение к человеку, ему необходимо не только уверовать во Христа как Искупителя, не только принять Его учение, последовать за Ним, то есть возыметь желание стать Христовым, научиться мыслить и действовать в духе Христа [«В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5)]. (Да и все это свыше). «Всего этого еще не достаточно для усвоения плодов Искупления, все это еще не сообщает человеку спасающей силы. Для того, чтобы плоды Искупления были нами усвоены, дело нашего Искупления совершенное Господом Иисусом Христом, непосредственно должно перейти в дело нашего освящения» 51.

2.2. Предание новозаветной благодати Святого Духа.

Здесь уместно рассмотреть слова апостола Павла: «Мы всегда должны благодарить Бога за все, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала через освящение Духа и веру истине избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены словом или посланием нашим» (2Сол. 2, 13-15).

В стихах 13-м и 14-м говорится о процессе научения и передачи Предания апостолами и принятия этого Предания солунянами. Процесс этот состоит из трех последовательных стадий:

1) призвание через апостольское благовествование;

2) принятие истины через веру и

3) освящение Духом Святым.

Он включал в себя, следовательно, передачу апостолами не только определенных истин, но и связанной с ними благодатной жизни, вне которой невозможно и самое постижение истин веры.

Апостол Павел утверждает, что: «... никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12, 3). То есть исповедать Христа своим Господом может только тот, на чье сердце так или иначе воздействовал Дух Святой. Только в свете благодати и постигается учение Христа, и сам опыт жизни во Христе, безусловно, опыт благодатный 52.

«Поэтому святитель Филарет Московский отмечает, что Священное Предание – это не только видимая и словесная передача правил и постановлений, но и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения» 53.

Святой Ириней Лионский пишет: «Что, если бы апостолы не оставили нам Писаний? Не должно ли было следовать порядку предания (как устного слова), преданного тем, кому они вверили церкви? Этому порядку следуют многие племена варваров, верующих во Христа, которые имеют спасение свое без хартии или чернил, написанное в сердцах своих Духом, и тщательно блюдут древнее Предание (далее излагается Правило Веры, то есть Символ Веры)» 54.

Даже из этих небольших строк мы можем видеть жизнь этих «варваров» - это настоящая первохристианская община, без хартии и чернил, живущая в учении апостолов, молитвах, общении и преломлении хлеба (Евхаристии), то есть во Христе и Духе Святом.

И нельзя сказать, что эти «варвары» чего-то не имеют, чего-то не приняли, чем-то обделены.

Все, что передано Господом Апостолам, все Апостолы (те, которые у них проповедовали) вложили в церковь этих «варваров», все относящееся к Истине, все необходимое для спасения. Но посмотрим, что значит все? Ведь это только второй век, но еще к концу второго века христиане в Римской Империи составляли гонимое меньшинство; а жизнь «варваров» так и вообще, наверное, не блистала внешним блеском, так как, по словам святого Иринея, они не имеют даже и Священного Писания, не говоря уже о школах и т.п. Если нет хартии и чернил, если нет Писания нет ни школ особых, в чем же сохранится все учение Спасителя?! Как может оно сохраниться, и не только сохраниться, но и передаваться то, о чем если писать подробно, то и самому миру не вместить написанных книг?! (Ин. 21, 25). Ведь ясно, что запомнить это невозможно, но даже если кто и запомнит, то не сможет передать другим. Тогда где же Предание, может оно исчезнет? Все переданное Спасителем Апостолам, а Апостолами этим «варварам» и другим, может оно со временем забудется?!

Но как видим, не исчезло!

И по ныне все то же.

«И Христос вчера и днесь тойже и во веки» (_____), и Его Церковь врата ада не одолеют.

Но как же все-таки сохранилось все переданное Апостолами, все относящееся к истине, все слова Спасителя?

Святой Ириней Лионский говорит об этом, что все что передано, все что вложено, оно написано навечно – в сердцах Духом. Спасение они имеют Духом Святым!

И поэтому: «Принявшие эту веру без письмени, суть варвары относительно ... языка, но в отношении учения, нрава и образа жизни они по вере своей весьма мудры и угождают Богу, живя во всякой правде, чистоте и мудрости...» 55.

Он же говорит: «Путь тех, кто принадлежит к Церкви, идет по всему миру, потому что имеет твердое предание от апостолов и дает нам видеть, что у всех одна и та же вера; ибо все принимают одного и того же Бога Отца, и веруют в то же домостроительство воплощения Сына Божия и знают одно и то же дарование Духа, соблюдают те же заповеди и содержат тот же образ устройства Церкви...» 56. Из этих слов видим, что которые уверовали в Бога Отца и домостроительство Сына Божия, те узнали (получили, приняли) дарование Духа Святого, а поэтому соблюдают заповеди (имеют силу их соблюдать) и поэтому содержат тот же образ устройства Церкви. Святитель Иоанн Златоуст говорит:

«По настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом» 57.

Итак, мы видим, что уверовавшие, Духом Святым, Которого приняли, приняли и содержат истинную веру; истинное учение, христианский нрав и образ жизни, живя во всякой правде, чистоте и мудрости; приняли и содержат образ устройства Церкви (здесь говорится обо всем: иерархия, богослужение и т.д.)

То есть христиане живут в Духе Святом, Которого приняли и поэтому содержат все прочее.

Из вышесказанного ясно, что главное, что Апостолы, приняли и передавали верующим – это Духа Святого с дарами спасающей благодати. Но если приняли Духа только для того, чтобы: понимать и исполнять учение, содержать истинную веру, христианский нрав и образ жизни, образ устройства Церкви, то опять получается, что мы продолжаем жить в Ветхом Завете, но только на более высокой ступени. Но цель-то всего дела Христова другая. Повторим еще раз: Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом по благодати.

Для того, чтобы человек стал причастником Божеского естества, вошел в жизнь Самой Пресвятой Троицы:

«Иисус сказал...: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем, и обитель у него сотворим...» (Ин. 14, 23); для того, чтобы исполниться всею полнотою Божией во Христе через Духа Святого.

«Цель жизни человека, – по мысли Евагрия Понтийского, которую разовьет впоследствии святой Максим Исповедник – познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в совершенное соединение с Богом, достичь обожения своего существа, то есть войти в Божественную жизнь: в саму жизнь Пресвятой Троицы» 58.

Но каким образом это осуществляется?

И здесь возникает вопрос о Церкви и Духе Святом, действующем в Церкви.

«Благодать, вне зависимости от того, рассматривается ли она как свойство естества Божия, или как сила, энергия, направленная от Бога на тварный мир, есть атрибут Божественной природы, то есть является общей для всех Трех Лиц Божества. Следовательно, все три Лица участвуют в раздаянии спасающей благодати. Для нас привычно выражение: «благодать Святого Духа», в богослужебных текстах обычно так о благодати и говорится, хотя в Священном Писании это выражение не встречается. Почему же понятия «Святой Дух» и «благодать Святого Духа» употребляются как взаимозаменяемые? Это связано с тем, что благодать Святого Духа достигает нас, говоря словами святителя Василия Великого, в Ипостаси Духа Святого. Непосредственное усвоение нам благодати осуществляет именно Третье Лицо Святой Троицы. Как и всякое действие Творца в отношении созданного Им мира благодать движется по воле Отца через Сына в Духе Святом» 59.

«Святой Дух, Третье Лицо Пресвятой Троицы, Который послан в мир от Отца Сыном, или по ходатайству Сына, собственно и является Совершителем нашего освящения. Отец – Источник, Сын – Виновник, Святой Дух – непосредственный Совершитель. Из Священного Писания известно, что именно Дух Святой приводит человека ко Христу (это было выше показано), Он возрождает человека в Крещении («... если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5)), изливается в самое существо человека, так что, по словам апостола Павла, начинает жить в человеках, а тела христиан становятся храмами Святого Духа («Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1Кор. 3, 16))» 60. В послании к Евреям (10,29) Святой Дух назван «Духом благодати». И как было показано выше словами святого Иринея Лионского, вся христианская жизнь и вера содержатся Духом Святым.

Но необходимо выяснить вопрос: где и каким образом осуществляется Духом Святым наше освящение, обожение, наше вхождение в жизнь Пресвятой Троицы? [И не только наше освящение, но и освящение всего творения, всего мироздания, так как «всякое тварное естество или бытие становится им по причастию Божественной энергии»]61.

Святитель Григорий Палама пишет: «Бог есть и называется естеством всех существ, ибо все являются Его причастниками и образуются Его причастием; не причастием Его естества, да не будет, но причастием Его энергии; ибо в этом смысле Он является и бытийностью существующих ... и вообще всем для всех» 62.]

Где и каким образом действует Дух Пятидесятницы?

Где и каким образом христианин достигает обожения, становится причастником Божеского естества?

Каким образом благодать сообщается человеку?

2.3. Новозаветная Церковь – хранительница Священного Предания, Сосуд Духа Святого.

Евангелие нам повествует, что Господь собрал вокруг Себя группу учеников, ближайших к Нему, которых Он Сам избрал и которых многому научил. (Хотя Господь учил, что после Его прославления все верующие в него смогут получить Святого Духа: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 39), и обещал ниспослать Святого Духа От Отца: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне...» (Ин. 14, 26).)

Но двенадцать учеников были ближайшими, которых Господь назвал Апостолами. «В день Пятидесятницы Господь действительно ниспослал Святого Духа, но не на всех Своих последователей, а только на Апостолов. Протестанты, отрицающие необходимость посредства Церкви в деле спасения, утверждают, что Дух Святой сошел на всех учеников без исключения. Но это, мягко сказать, пример весьма произвольного толкования Священного Писания. Анализ первой и второй глав книги Деяний (что выражено и в православной иконографии) показывает, что Дух Святой сошел только на 12 апостолов и Божию Матерь, а не на всех учеников, нашодившихся в то время в Иерусалиме, которых было не менее 120 человек (Деян. 1, 16). К принятию Духа Святого в день Пятидесятницы Господь готовил Своих учеников в течение 40 дней, являясь им и беседуя с ними о Царствии Божием, причем участниками этих бесед были только апостолы (Деян. 1, 3). Только апостолам было дано обетование, что они будут крещены Духом Святым (Деян. 1.5). В пользу того, что Святой Дух сошел только на апостолов, а не на всех учеников, косвенно свидетельствуют также (Деян. 1, 11) и (Деян. 2, 14). Евангелие также говорит, что Дух изначально был сообщен только 12-ти апостолам. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: приимите Духа Святого» (Ин. 20, 21-22), – эти слова были обращены только к апостолам. Только «одиннадцать ... учеников пошли в Галлиею», и именно этим одиннадцати ученикам Господь заповедует: «Идите, научите все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 16,19-20) 63. Именно их Господь послал на проповедь и дал им власть вязать и решить: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16,15), «дунул, и говорит им: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 22-23).

«В день Пятидесятницы апостолы первыми исполнились Святого Духа и таким образом послужили органами, посредниками низведения Его на остальных верующих. Изначально только им была дана власть наставлять в вере и сообщать благодать Святого Духа посредством видимых действий, таких, как водное Крещение и возложение рук. Этой властью не обладали все верующие, вступавшие в Церковь. Например, Филипп, один из 7 диаконов, хотя и крестил самарян, тем не менее не мог возложить на них рук, для чего в Самарию из Иерусалима были отправлены апостолы Петр и Иоанн. Если бы даром низведения Святого Духа обладали все верующие, крещенные во Христа, то Симон волхв, который тоже крестился, не предлагал бы апостолам деньги ради получение этого дара». 64.

Только апостолы на Тайной Вечери приняли от Господа Иисуса Христа Таинство Евхаристии с повелением творить это Таинство: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови...» (Лк. 22, 19-20).

«Таким образом, с самого начала Господь установил определенный порядок освящения», согласно которому, «апостолы должны были стать посредниками этого великого дела, явившись «домостроителями Таин Божиих» (1Кор. 4, 1), а также проповедниками Евангелия, «учителями и руководителями верующих» 65.

«Не вызывает сомнения, что в намерении Господа было поддержать, сохранить этот порядок. Когда Господь обещает своим ученикам дать Утешителя, то добавляет: «Да пребудет с вами во век» (Ин. 14, 16). В условиях земного существования это намерение могло осуществляться только через непрерывную и последовательную передачу власти и средств освящения от апостолов к их преемникам» 66.

И это прекрасно видно из книги Деяний и из посланий апостола Павла.

«Таким образом, Господь Иисус Христос явился Основателем из верующих в Него Своего особого общества, обладающего определенной внутренней структурой. Целью устроения этого общества является его существование до окончания веков, а также сохранения в нем богоучрежденных органов посредников для освящения людей и освящающих средств. В Новом Завете это общество называется Церковью. Сам Господь говорит об основании церкви как о цели Своего пришествия в мир: «На сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

Но в этой работе мы не в состоянии говорить о Церкви подробно, излагать подробно учение о Церкви, так как тема работы Священное Предание, а если говорить о Церкви подробно, то это займет объем еще одной дипломной работы.

Нам для уяснения понятия Священное Предание [так как Церковь есть хранительница Священного Предания, по словам Иринея Лионского: «Ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине» 67] необходимо очень кратко, тезисно рассмотреть следующие вопросы:

1) что есть Церковь; чем обусловлено ее существование;

2) Господь Иисус Христос – Глава Церкви;

3) Дух Пятидесятницы, действующий только в Церкви;

4) Христологический и Пневматологический аспект Церкви;

5) Апостольство Церкви и Богоучрежденная церковная иерархия;

6) Таинства, возможность спасения только через Таинства Церкви; Таинства Крещения и Евхаристии – содержат все спасение.

После рассмотрения этих вопросов мы сможем дать понятие Священное Предание, а так же увидим, что Священное Предание действительно существует только в Церкви; и вообще все что существует в Церкви может существовать только в Церкви и без Церкви не имеет ни существования, ни смысла.

«Церковь в ее земном аспекте:

1. Есть от Бога установленное общество верующих, объединенных православной верой, священноначалием и таинствами.

2. Это общество возглавляется и управляется Самим Господом Иисусом Христом по воле Бога Отца действием Духа Святого.

3. Все члены этого общества соединены с Господом, как со своим Главой, и в Нем друг с другом, а также с небожителями.

4. Общество это одушевляется, живится, и освящается Святым Духом» 68.

В Своей первосвященнической молитве Господь возгласил: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 11, 20, 23). В этих словах определена сущность всего дела Домостроительства спасения. Христианство есть жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются между собой, что их единение можно уподобить единству Лиц Святой Троицы. «Церковь есть как бы единосущие многих лиц, создаваемое нравственным началом любви» 69. Существование Церкви, создание Церкви Господом обусловлено самим спасением рода человеческого, заключающимся в причастии любви Святой Троицы. Христиане призваны осуществить любовь Божию и стать причастными любви Святой Троицы, привести все в единство с Богом и между собой в Боге.

Существование и необходимость Церкви, как общины личностей, верующих истинно и стремящихся к Богопознанию и Богообщению, обусловлено самим законом Богопознания и Богообщения (даже просто законом познания чего-либо и кого-либо), самим законом бытия Святой Троицы и законом возможности человека быть причастным к бытию Бога, – закон этот – единственный – закон любви.

Подобное познается подобным. Но уподобиться Богу в любви невозможно индивидуально, возможно только среди других личностей. «И христианство существовало с самого начала как реальность корпоративная, как община. И нельзя быть христианином в одиночестве. Не может быть одиноких христиан. Быть христианином значит быть в соборности, то есть быть в Церкви 70. Почему же в одиночестве никто не спасается? Потому что спасение в стяжании любви Божественной. Индивидуальное спасение, индивидуальная духовная жизнь есть эгоизм и самость, основанные на гордости и самолюбии, это подтверждает весь опыт духовной жизни, весь опыт борьбы со страстьми и похотьми.

Любовь Божественная изливается Духом Святым только на смиренных, уподобившихся в смирении и любви к ближним Сыну Божию.

Почему в монашеской практике к уединенному, отшельническому житию допускают только тех, кто долгим подвигом в общежитии подвизался? Потому что погибель кроется в гордости, эгоизме и самолюбии, а победить эти страсти возможно только в общежитии. Стяжать смирение и любовь возможно только в совместном житии с другими личностями.

Бог же в Новом Завете открылся человечеству как непостижимые Смирение и Любовь. [Бог Отец «послал в мир Единородного Сына Своего» (1 Ин.4, 9) на страдание и смерть, и «Он (Сын Божий), будучи Образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2, 6-9). «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» (1 Ин. 3, 16) и спас нас от греха, проклятия, тления и смерти, и даровал жизнь вечную. «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1 Ин. 5, 11). Дух Святый – Дух Отца и Сына – Дух Любви и Смирения, Смирения и Любви, Сам есть Любовь и Смирение.]

И только существование этих свойств в человеке обуславливает возможность Богопознания, возможность быть причастным к божественной жизни Святой Троицы, возможность быть причастным божественной благодати. Подоное познается только подобным. Любовь и Смирение может быть познано только любовью и смирением, а эти свойства не могут быть свойством лишь одной личности, без других личностей.

Поэтому единственным местом спасения является Церковь Христова, как община и собрание личностей, Единая, Святая, Соборная, Апостольская, стремящаяся осуществить в себе ту Божественную любовь, которую Господь Иисус Христос заповедал Своим ученикам:

«Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15,12). Только в Церкви могут осуществиться слова Спасителя:

«Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17, 26).

Но скажут, мы будем жить своей общиной и спасемся. В действительности же, естественными человеческими силами (учитывая греховное состояние природы человека) этой любви и единения, не говоря о Богопознании (которое невозможно без Откровения Самого Бога) достичь невозможно. И заповедь «любите друг друга», как и всякое теоретическое положение, ничего создать не может, если нет сил для ее осуществления.

Но в том и дело, что спасение возможно только в Церкви, так как только Церкви даны новые силы, новый источник жизни – Дух Святой, «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам...» (Рим. 5,5). Любовь – плод Духа (Гал. 6, 22).

«Таким образом, в Церкви живущий Дух Святой дает каждому члену Церкви силы быть новой тварью, в жизни своей руководиться любовью» 71.

Поэтому христианство есть жизнь Церкви.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру